Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Валютное регулирование в различных таможенных режимах.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
390.66 Кб
Скачать

1.4. Международные нормы регулирования валютных отношений

 

Основные положения и правила в сфере регулирования международных валютных отношений, закрепленные в статутных документах международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация.

Международной организацией, созданной в июле 1944 года для регулирования международных валютно-кредитных отношений, является Международный валютный фонд (далее – МВФ). Официальные цели функционирования МВФ закреплены в Статьях Соглашения о Международном валютном фонде и включают:

§         способствование международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения;

§         содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли, способствующего развитию и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производственных ресурсов всех стран-членов, как основных целей экономической политики;

§         поддержание стабильности валют и упорядоченных отношений в валютной сфере, недопущение обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;

§         оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, затрудняющих рост мировой торговли;

§         предоставление на определенный срок странам-членам средств Фонда, с целью обеспечения возможности корректировки нарушений в равновесии платежных балансов этих стран без обращения к мерам, пагубно сказывающимся на национальном или международном благосостоянии.

Статья VIII («Общие обязательства членов») Соглашения о Международном валютном фонде определяет, что ни одно государство-член этой организации не вводит ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения МВФ. Принятие обязательств по Статье VIII Соглашения не является условием приема в члены Фонда, хотя все его члены должны стремиться к принятию на себя обязательств, налагаемых указанной Статьей.  В соответствии со Статьей XIV («Переходные положения»), каждое государство-член МВФ уведомляет последний о намерении воспользоваться переходными положениями данной статьи, а именно сохранять ограничения на платежи и переводы по текущим международным операциям, существовавшие на момент вступления в МВФ. В решении Исполнительного Совета МВФ разъясняется, что «для того, чтобы определить, является ли та или иная мера ограничением в отношении платежей и переводов по текущим операциям в соответствии с разделом 2(а) статьи VIII, следует руководствоваться следующим критерием: является ли эта мера прямым ограничением правительством возможностей для получения или использования валюты как таковой». Так, в соответствии с решениями Исполнительного Совета, не будут являться ограничениями в смысле 2(а) статьи VIII следующие установленные государством меры:

·    установление правил об обязательной продаже валютной выручки или ее части, при условии, что существует возможность без существенных затрат и задержек приобрести иностранную валюту на внутреннем валютной рынке;

·    обязанность предоставлять органам и/или агентам валютного контроля необходимую информацию по валютным операциям, если подобные действия чрезмерно не затрудняют  и не ведут к неоправданным задержкам в осуществлении соответствующих операций;

·    ограничения торгового характера, даже в случае, если они устанавливают верхнюю границу платежей иностранному контрагенту;

·    обязанность иностранного инвестора реинвестировать в государстве-реципиенте иностранных инвестиций часть полученной от инвестиционной деятельности прибыли.

Статья VIII Соглашения о МВФ также не допускает установления множественных обменных курсов и введения ограниченного режима конвертируемости национальной валюты применительно к текущим международным операциям. Ежегодно МВФ публикует отчет о валютных соглашениях и используемых странами мира валютных ограничениях – Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions.

Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), созданная в 1961г., уже более сорока лет оказывает содействие странам-членам в проведении постепенной либерализации сферы валютных отношений. Одной из первых мер, предпринятых ОЭСР, стало принятие Кодекса либерализации текущих невидимых операций и Кодекса либерализации движения капитала. Основной целью ОЭСР в соответствии с указанными документами является проведение странами-членами согласованной политики, направленной на:

§         достижение высоких темпов устойчивого экономического роста и занятости, повышение качества жизни населения стран-членов, наряду с поддержанием финансовой стабильности, и, таким образом, содействие развитию з первых мер, предпринятых ОЭСР, стало принятие Кодеса по лний.  1961г.,мировой экономики;

§         содействие стабильному экономическому росту стран-членов и стран, не являющихся членами Организации, в процессе экономического развития;

§         содействие расширению мировой торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

В статье 2 «Меры либерализации» (пункт а) Кодекса либерализации текущих невидимых операций устанавливается, что страны-члены ОЭСР должны предоставлять любые разрешения, необходимые для проведения текущих невидимых операций согласно перечню, приведенному в Кодексе. Перечень текущих невидимых операций приведен в Приложении 2 к настоящей работе. Пункт б) статьи 2 определяет также, что страны-члены могут выдвигать оговорки, касающиеся обязательств, вытекающих из пункта а) указанной статьи. Приложение Б к Кодексу содержит оговорки, которые отдельные страны-члены выдвинули в соответствии с пунктом б) Статьи 2 и которые позволяют соответствующим странам отходить от положений пункта а) Статьи 2.

В соответствии с Кодексом либерализации движения капитала, страны-члены ОЭСР должны предоставлять любые разрешения, необходимые для осуществления капитальных операций и трансфертов, приведенных в перечнях А и Б Приложения А указанного Кодекса (статья 2 «Меры либерализации»). В то же время, страны могут вводить оговорки к своим обязательствам по либерализации движения капитала, которые должны быть включены в Приложение Б Кодекса. Перечень операций движения капитала, подлежащих либерализации в соответствии с нормами Кодекса, приведен в Приложении 3 к настоящей работе.

Необходимость введения оговорок, т.е. ограничений, по текущим невидимым операциям и операциям движения капитала должна быть обоснована странами-членами ОЭСР, также определяются сроки их применения.

Меры, предусмотренные в Кодексе либерализации текущих невидимых операций и Кодексе либерализации движения капитала, не ограничивают полномочий участников проверять достоверность проводимых операций, а также предпринимать любые мероприятия, необходимые для предотвращения уклонения от исполнения их законов и постановлений. Страны-члены обязаны максимально упростить все формальности, связанные с санкционированием или проверкой законности текущих невидимых операций или операций движения капитала (статья 5 в обоих Кодексах).

Другой международной организацией, в силу специфики регулируемых вопросов затрагивающей сферу валютно-финансовых отношений, является Всемирная торговая организация (далее – ВТО).  Вопросам взаимодействия ВТО с МВФ в регулировании платежей и переводов посвящена Статья XV («Договоренности в отношении валюты») Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ-94), которая определяет, что страны-члены «будут стремиться к сотрудничеству с Международным валютным фондом» с целью проведения «скоординированной политики в отношении валютных вопросов в рамках юрисдикции Фонда».

Учитывая процесс глобализации мировой экономики, а также признавая растущие взаимосвязь и взаимозависимость различных аспектов экономических решений, принимаемых согласно предоставленным полномочиям Международным валютным фондом и Всемирной торговой организацией,  в 1996 году между МВФ и ВТО было заключено Соглашение, в рамках которого Фонд в числе прочих положений обязуется информировать ВТО обо всех решениях о введении ограничений на осуществление платежей или переводов по текущим международным операциям; решениях, санкционирующих дискриминационные валютные соглашения и практику множественных валютных курсов; а также о решениях, требующих от страны-члена Фонда осуществление контроля для предотвращения значительного или длительного оттока капитала.

В соответствии со Статьей XV ГАТТ-94, ничто не препятствует членам ВТО применять валютный контроль или валютные ограничения в соответствии со статьями Соглашения о МВФ или со специальным валютным соглашением. Та же статья устанавливает, что страны не должны путем валютных мероприятий подрывать цель положений ГАТТ-94 или путем торговых мероприятий – цель положений Соглашения о МВФ. Это означает, что члены ВТО могут применять ограничения в торговле товарами, влияющие на состояние валютно-финансовой сферы, а также валютные ограничения в рамках, установленных МВФ. Но такие валютные меры не должны применяться образом, фактически приводящим к необоснованному ограничению торговли товарами, а ограничения торговли товарами не должны приводить к дисбалансу в валютно-финансовой сфере. Таким образом, ГАТТ-94 не содержит норм, устанавливающих требования к регулированию платежей и переводов, связанных с внешнеторговой деятельностью, а указывает, что члены ВТО должны следовать принципам и нормам МВФ или специальных валютных соглашений.

Соглашением ВТО, регулирующим платежи и переводы, связанные с торговлей услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами (далее – ГАТС). Статья XI («Платежи и переводы») ГАТС определяет, что члены ВТО не применяют ограничений в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающимся его специфических обязательств. Исключение составляют ограничения, вводимые в целях защиты платежного баланса в соответствии со статьей XII ГАТС («Ограничения в целях обеспечения платежного баланса»).

Данное положение развито далее в статье XVI ГАТС («Доступ на рынок»), которая устанавливает, что если член ВТО берет на себя обязательство о доступе услуг, то он обязан не ограничивать соответствующее движение капитала, когда это может препятствовать трансграничной поставке услуги, ее поставке посредством коммерческого присутствия в секторах, по которым приняты обязательства.

Таким образом, ВТО относит сферу регулирования валютно-финансовых отношений к компетенции МВФ. Однако, МВФ не устанавливает каких-либо требований о либерализации переводов капитала, признавая, однако, в статье IV Соглашения о МВФ «основной целью международной валютной системы обеспечение свободного обмена товарами, услугами и капиталом» (в редакции 1976г.). Принцип параллельной либерализации сферы услуг, порядка осуществления международных платежей по текущим операциям и переводов капитала и инвестиций, был зафиксирован в ГАТС, что явилось новшеством в рамках ВТО.

Необходимо подчеркнуть, что на международном уровне, в процессе заключения международных соглашений и договоров государства стремятся ограничить применение именно административно-правовых инструментов валютного регулирования, как наиболее контролируемых со стороны государства и ущемляющих права других стран на свободное осуществление международной экономической деятельности и связанных с ней международных переводов и платежей. Поэтому в отечественных и зарубежных научных публикациях наиболее острую полемику вызывают именно вопросы административно-правового регулирования порядка осуществления международных валютных операций.

Система валютного регулирования и валютного контроля является эффективным инструментом реализации экономической политики государства, обеспечивающим стабильность и поэтапность реформирования экономики, сохранение валютных ресурсов страны. Использование достаточно жестких административно-правовых мер валютного регулирования и валютного контроля обусловлено необходимостью стабилизации валютно-финансовой сферы в кризисные периоды развития стран. Применение странами валютных ограничений и валютного контроля характерно для послевоенного периода, когда необходимо восстанавливать экономику, а также для переходного периода, когда требуется смягчить или устранить последствия слишком поспешной либерализации внешнеэкономических отношений.

Основными целями введения валютных ограничений являются:

·        сдерживание и перенаправление финансовых потоков на территорию страны и из нее (например, в целях предотвращения инфляционного давления притока капитала или ограничение притока валютной выручки от экспорта сырья);

·        ограничение инвестиций с определенными (неблагоприятными по мнению властей) финансовыми характеристиками (например, высокорискованных или краткосрочных активов, активов, влекущих за собой труднопрогнозируемые обязательства);

·        предотвращение колебаний и изменений платежного баланса вследствие внешних, неконтролируемых властями событий;

·        предотвращение спекулятивных операций с национальной валютой, которые могут стать причиной паники или неустойчивости обменного курса,

·        предотвращение неблагоприятных последствий неполной либо неравной информированности участников рынка о состоянии экономики и событиях;

·        обеспечение конкурентных преимуществ определенным секторам экономики или национальной экономике на мировом уровне;

·        обеспечение стабильности и управляемости обменного курса и инфляции;

·        обеспечение стабильности банковской системы, фондовых и финансовых рынков;

·        предотвращение определенных, установленных законом операций по соображениям безопасности или этики (например, законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов, уклонению от уплаты налогов, финансированию незаконных операций).

После окончания Второй мировой войны ограничения на осуществление валютных операций отсутствовали лишь в США, Швейцарии, Канаде, также некоторые страны Латинской Америки не вводили ограничения под давлением монополий США, которым была необходима свобода перемещения капитала и прибылей в этом регионе. Так, например, основной целью введения ограничений на движение капитала в конце 1940-х гг. во Франции и Японии стало стимулирование инвестиций внутри страны за счет внутренних сбережений, в Германии и Швейцарии – предотвращение роста реального курса национальной валюты, в Великобритании – поддержание устойчивости фунта стерлингов в условиях слабого, неустойчивого платежного баланса.

Новым этапом развития международных валютных отношений в послевоенный период стало закрепление функций межгосударственного валютного регулирования за МВФ. Ссылаясь на статьи Соглашения о МВФ, США пытались добиться от стран-членов отмены валютных ограничений по текущим операциям и введения обратимости валют для содействия экспансии национальных монополий. Однако, переходные положения статьи XIV Соглашения о МВФ позволили многим странам, в том числе Западной Европы и Японии, сохранить валютные ограничения в целях защиты экономики от кризисных потрясений.

Среди валютных ограничений, активно применявшихся в мировой практике, могут быть названы введение системы предварительных депозитов при авансировании импорта товаров (применялась в Аргентине, Греции, Индонезии, Парагвае, Турции); обязательное зачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченные банки и продажа установленной ее части. Обязательство продажи иностранной валюты банкам большей частью распространялось на весь экспорт, однако, в некоторых странах оно ограничивалось основными экспортными товарами (в Аргентине, Уругвае). Стадию применения валютного контроля за экспортно-импортными операциями прошло в своем экономическом развитии абсолютное большинство государств. Система валютного контроля достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах.

Начиная с 1980-х гг., в связи с существенным ростом объемов международной торговли, усилением международного разделения труда, глобализацией финансовых рынков, становится все более очевидной тенденция либерализации сферы валютных отношений. В настоящее время практически все страны отказались от системы жесткого валютного регулирования и валютного контроля. В развитых странах на современном этапе ведется статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов, основная цель которого – противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.  Государственный финансовый контроль в целях выявления противоправных действий в кредитно-финансовой, налоговой и бюджетной сферах и обеспечения прозрачности финансовых операций существует во многих странах. Например, в Испании работу в данном направлении ведет SEPBLAC (Исполнительная служба комиссии по предотвращению отмывания капиталов и финансовых нарушений  при Банке Испании), во Франции – TRACFIN (Группа по расследованию незаконных финансовых операций при Министерстве экономики, финансов и бюджета). Операции по сделке, имеющей признаки подозрительности, могут быть приостановлены кредитной организацией, обязанной уведомить об этом факте уполномоченные органы и, в крайнем случае, отказать клиенту в проведении операции.

Принимая во внимание тот факт, что системы валютного регулирования всех стран мира в процессе экономического развития претерпевали существенные изменения, необходимо подчеркнуть общую тенденцию постепенного отказа от преимущественного применения административно-правовых инструментов регулирования международных валютных отношений и перехода к доминированию экономических мер, обусловленного, в первую очередь, эффектом глобализации и интернационализации мировой экономики.