Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семинар5 поэтическое искусство н.буало как эсте....rtf
Скачиваний:
14
Добавлен:
18.07.2019
Размер:
396.81 Кб
Скачать

Источник сюжета, актуализация античного образца

Сюжет своей пьесы Расин заимствовал, в первую очередь, из Еврипида и Сенеки. Тем не менее, Расин значительно изменил оригинальный греческий текст. У Еврипида Ипполит является главным героем, а у Расина - Федра; в греческой трагедии главная борьба разворачивается между двумя богинями, Афродитой, которую презирает Ипполит, и Артемидой, которую он почитает. Афродита внушает Федре любовь к Ипполиту, Артемида пытается погасить ее. Федра вешается до появления Тесея. После катастрофы и долгого оплакивания, Ипполит умирает на руках у Тесея. В целом, Расин заимствует у Еврипида только две главных сцены: сцена, в которой Евнона узнает, что Федра любит Ипполита; и сцена, в которой Тесей проклинает своего сына.

Трагедия Сенеки также повлияла на Расина. Именно римскому драматургу Расин обязан важностью образа Федры: именно Федра признается в любви к Ипполиту; именно ее смертью заканчивается пьеса.

Расин практически ничего не заимстует из пьесы "Ипполит" Гарнье (1573) и одноименной пьесы Ла Пинельер (1635), т.к. обе трагедии сами заимствуют многое из пьесы Сенеки.

Расин черпал много информации и из других классических произведений, в частности, из Овидия и Вергилия (любовь Федры похожа во многом на любовь Дидоны к Энею, а чудовище, убившее Ипполита, - на змей Лаокоона.

К середине ХVII века постепенно в ходе критических дискуссий и выступлений вырабатывается сис-тема правил, основным требованием которой явились ясность мыс-ли и строгость построения. Таким образом, для поэтики класси-цизма характерно отражать жизнь, тяготеющую к идеалу. Отсюда и культ античности как образец совершенного и гармоничного искусства, как вечный идеал прекрасного.

Литературное наследие Расина насчитывает не одно произ-ведение на античный сюжет, но лучшим и значительным, по мне-нию самого автора и по отзывам современников и критиков, явля-ется «Федра». Работу над трагедией автор начинает в октябре 1676 года, а уже 1 января 1677 она будет впервые представлена на сцене Бургундского отеля под названием «Федра и Ипполит». Заглавие «Федра» появится лишь в собрании трагедий Расина в 1687 году.

Рефлексия и стихия чувства (страсти) в трагедии

Особенно тесная связь завязывается здесь по линии присущего Р. углубленного психологического анализа жизни сердца, особенно женского. «В совершенно кристально прозрачных формах без всякой романтики, он рассекает всю человеческую душу и показывает тончайшие фибры человеческих чувств,... элементы внутренней борьбы, которые пронизывают человеческую душу» (Луначарский). В этом смысле Р. явился предшественником такого мастера буржуазно-психологической комедии и романа XVIII в., как Мариво.

Но, говоря о реализме и психологизме Р., необходимо учесть, что реализм этот классово ограничен его дворянской идеологией, что простота Р. сочетается с необычайной изысканностью, что психологическое наблюдение его устремлено на чувства и душевные переживания представителей высшей придворной знати. Главным же ограничением реализма Р. является строго рационалистическая концепция его образов, которые, при всем кажущемся богатстве их внутренней жизни, остаются все же классически односторонними, однокачественными, искусственно типизированными, резко противопоставленными друг другу и по существу лишенными внутреннего движения, ибо движение это носит однообразно колебательный характер между двумя взаимоисключающими решениями, из коих каждое то принимается, то отвергается.

Все творчество Р. развивается под знаком противоречия между аристократическим гедонизмом и янсенистским аскетизмом. Это противоречие выражается в драматургии Р. в том, что все трагедии его дают одновременно и апологию страсти и апологию отречения от страсти (понимание подлинной любви как самопожертвования). Р. твердо придерживался целого ряда стержневых принципов янсенизма во взглядах на человеческую жизнь.

Традиционная проблема чувства и разумного долга однозначно не решается в пользу разума.