
- •Оглавление:
- •Глава 1. Анализ литературы по проблеме влияния копин-стратегий на астенические состояния в подростковом возрасте
- •Характеристика копинг-стратегий …………...………………………...…6
- •Характеристика астенических состояний у подростков…………………………………………………………….…11
- •Особенности формирования копинг-стратегий в подростковом возрасте………………………..…………………………………….…….18
- •Глава 2. Экспериментальное изучение влияния копинг-стратегий на астеническое состояние подростков
- •Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
- •Характеристика копинг-стратегий
- •Астеническое состояние
- •Характеристика подросткового возраста
- •Глава 2. Экспериментальное изучение
- •2.1. Характеристика методов и методик исследования
- •2.3. Анализ результатов исследования
Астеническое состояние
Упоминания о заболеваниях с астеническим (в современном пониманий) течением встречаются уже в древних работах: у Гиппократа (Джонс, 1924), Паскаля и Галена [Раймонд (Raymond), 1910] и Пинеля (Pinel, 1829). Термин «астения» впервые введен в 1735 г. Броуном (Brown) (по Гезеру, 1890 г.). Автор пишет, что недостаток раздражений вызывает усиление возбудимости— стению (sthenos — сила), а излишество их — уменьшение возбудимости — астению [6, с. 7].
Следует отметить, что и по сей день нет единого мнения по ряду конкретных вопросов, связанных с астеническими состояниями. Прежде всего нет общепринятого клинического критерия для разграничения астении и неврастении.
К. Г. Давиденкова (1928), Ю. В. Каннабих (1935), Е. А. Осипова (1935), В. А. Гиляровский (1946), Е. А. Попов (1954), С. Н. Давиденков (1957) этиологическим фактором астенического состояния считаю следствие голода, истощения, кровопотерь, инфекций, травм и т. п. (В. П. Осипов, 1923; В. В. Шостакович, 1946, и др.).
А. Н. Молохов (1945) выделяет астеническую ипохондрию, П. М. Зиновьев (1939)—синдром раздражительной слабости с эндокринно-вегетативными изменениями, синдром истощения, ипохондрический с фобиями и синдром с общей и вегетативной возбудимостью.
Е. К. Краснушкин (1934) выделяет астению с апатической депрессией, со слабодушием, с эйфорией и бессонницей и эмоционально гиперестетической слабостью. Гиперстению и гипостению выделяли И. П. Павлов (1951), Б. Н. Бирман (1951), А. Г. Иванов-Смоленский (1952) и др. А. В. Снежневский (1948) всю группу астенических реакций делит на невроз истощения, неврастению и синдром усилия.
С. И. Гольденберг (1935) делит астении на соматогенные, протрагированные, постинфекционные с прогредиентным течением (энцефалиты), протрагированное, часто рецидивирующее истощение нервной системы на почве биологической неполноценности (конституциональная нервность Крепелина, 1912; астеническое развитие по П. Б. Ганнушкину), реактивные истощения (временная неврастения С. С. Корсакова, 1893) и эмоциональное истощение типа психической депрессии. Е. А. Осипова (1935) делит астению по этиологическому принципу на соматогенную, психогенную, смешанную и группу, где неврастеническая симптоматика несамостоятельна и связана с начальными проявлениями органического заболевания мозга. Р. А. Зачепицкий (1954) выделяет в посттравматической астении вялую, возбудимую и простую формы.
Суммируя приведенные краткие литературные данные, можно сделать следующие выводы:
1. Астенические состояния описываются и изучаются на протяжении ряда столетий. Высшим, качественно новым этапом изучения астений являются работы Й. П. Павлова, его учеников и последователей.
2. До настоящего времени нет единства взглядов в определении соотношений астении и неврастении. Одни ставят между этими терминами знак равенства, другие расценивают неврастению как частный случай астении, третьи строго разделяют их. Многие, однако, выделяют неврастению как невроз (болезнь), а астению расценивают как синдром, возникающий при различных заболеваниях.
Нет и терминологического единства. Наряду с терминами «астения» и «неврастения» употребляются как близкие, а нередко и идентичные и другие определения: астенический синдром, астеническое состояние, астеническая реакция, неврастенический синдром, неврастеническое состояние, неврастеническая реакция, невротический синдром и др.
Неоднородны взгляды на этиологию неврастении и астении. Одни исследователи считают, что оба заболевания возникают в равной мере от психогенных и соматогенных причин, другие расценивают неврастению как психогенное заболевание, третьи считают причину того и другого состояния смешанной. Многие авторы, однако, считают неврастению психогенным, а астению — соматогенным (в широком смысле слова) заболеванием.
Столь же разнообразна и классификация форм (синдромов) астении. Наиболее часто встречается, однако, описание астенических состояний с преобладанием возбуждения (раздражительности, ирритации) и слабости (вялости, апатии, подавленности).
Неоднородна оценка и «почвы», на которой развиваются эти состояния. Одни считают неврастению конституциональным, наследственным заболеванием, другие — приобретенным. Одни считают ее уделом неполноценных лиц, другие полагают возможным возникновение астении под влиянием различных вредностей и у здоровых людей. Наиболее часто, однако, описывается, с одной стороны, конституциональная нервность (астеническая психопатия, невропатия, астеническое развитие, конституциональная неврастения Шарко — Ганнушкина), а с другой — нажитая (временная, приобретенная) «истинная» неврастения Шарко — Корсакова.
При определенных различиях имеются общие признаки, которые собственно и дают основание для введения понятий «астения», «астенический синдром», «астеническое состояние».
Эти симптомы относятся в первую очередь к психическому состоянию человека, однако «неизменно касаются и соматической, в том числе неврологической (по преимуществу вегетативной), сферы.
Наиболее типичными, постоянными являются четыре симптома:
1. Раздражительность. Она может проявляться в гневливости, взрывчатости, повышенной возбудимости, ворчливой обидчивости, придирчивости или недовольной брюзгливости. Суетливая тревожность, раздражительное недовольство собой и окружающими, непоседливость наблюдаются при астении атеросклеротической этиологии. Внутренняя тревога, беспокойная деятельность, «неумение отдыхать» характерны. При некоторых формах астении раздражительность проявляется в ранимости, сензитивности со слезами и недовольстве по явно неадекватным поводам и т. д. Явления раздражительности могут быть очень кратковременными, быстро сменяясь слезами, улыбкой или извинениями (проявление обиды и недовольства выздоравливающего соматического больного). Они могут длиться часами, повторяясь вновь и вновь, или носить почти постоянный характер.
2. Слабость. Как и раздражительность, симптом слабости неоднороден сам по себе и выступает в различных сочетаниях с другими болезненными расстройствами при разных формах астении. У одних это почти постоянное, более или менее быстро появляющееся чувство физической и умственной усталости, ограничивающее работоспособность, нередко возникающее еще до начала работы. У других — неспособность к длительному напряжению, быстрая истощаемость, ведущая к падению качества и количества производимой работы уже через несколько часов после начала таковой. Слабость может проявляться в чувстве бессилия, адинамии, неспособности к запоминанию, творчеству, что сопровождается слезами и отчаянием, или в чувстве вялости, слабости, затруднении мышления, обрывах ассоциаций, отсутствии мыслей, ощущении пустоты в голове, падении активности и интереса к окружающему. Симптом слабости может проявляться в сонливости в сочетании с постоянной физической и психической усталостью. Слабость может носить характер беспричинной усталости, вялости с падением психической продуктивности, может проявляться в виде повышенной физической и психической истощаемости с резкой потливостью, «игрой сосудов» и общим тремором, особенно часто наступающими после возбуждения или конфликта.
Однако как бы ни были различны проявления и степень слабости, повышенная истощаемость, утомляемость, субъективное чувство усталости и снижение продуктивности в работе — налицо при любой астении.
3. Расстройство сна. Расстройства сна могут проявляться необыкновенно упорной и длительной бессонницей или сном без «чувства сна». Сон больного астенией часто характеризуется чуткостью, тревожностью, «прозрачностью», иногда также «отсутствием чувства сна» и всегда отсутствием освеженности после сна. Подобные нарушения сочетаются с характерными колебаниями настроения, самочувствия и работоспособности, со «стягивающими» головными болями и другими психическими и соматическими нарушениями, типичными для этой болезни. Бессонница при астении нередко связана с временным подъемом работоспособности ночью.
Расстройства сна могут характеризоваться извращением «формулы» сна (сонливость днем, бессонница ночью), приступами спячки от нескольких минут до более длительных сроков.
С другой стороны, если начальная стадия астении выражается нарушением засыпания, тревожным сном с частыми просыпаниями, ранним пробуждением и отсутствием освежающего эффекта, отдыха после сна, то для последующего течения многих форм астении более характерна вялая сонливость, постоянное влечение ко сну и дремота. При этом иногда даже очень длительный сон не приносит человеку ожидаемого чувства отдыха и бодрости. При последующем течении астении может наступить период все более истощающей больного бессонницы.
Однако как бы ни была различны расстройства сна и сочетаний этих нарушений с другими симптомами астении при различных формах и стадиях астенических состояний разной этиологии, нарушения сна имеют место при любом астеническом состоянии.
Расстройства сна не только наиболее частый, но и наиболее стойкий симптом астении. Налаживание сна — большей частью признак выхода из астенического состояния, признак выздоровления [Бинсвангер (О. Bins-wanger), 1896, и др.].
4. Вегетативные нарушения также являются обязательным симптомом каждого астенического состояния. В зависимости от этиологии они могут быть выражены незначительно или, напротив, выступать на первый план. Подчас эти нарушения определяют, особенно в субъективных жалобах и ощущениях больного, картину болезни или остаются, «застревая», после успешного лечения и исчезновения других симптомов астении.
Наиболее часто встречаются различные формы сосудистых нарушений. Почти постоянной жалобой при астении являются головные боли. Они неоднородны при различных астенических состояниях. Головные боли чаще возникают при волнениях, усталости, к концу рабочего дня, они носят стягивающий характер. При астении гипертонического происхождения головные боли возникают чаще ночью и по утрам. Человек встает по утрам с тяжелой головной болью, нередко просыпается из-за нее по ночам.
Сосудистая неустойчивость проявляется также в колебаниях артериального давления. Повышение артериального давления чаще наступает после волнений, носит кратковременный и не резко выраженный характер. Лабильность сосудов обусловливает также легкое побледнение или покраснение особенно при волнениях. Пульс лабилен, обычно учащен. Люди жалуются на неприятные ощущения в области сердца, боли колющего характера и сердцебиение, нередко без учащения пульса (Т. С. Истаманова, 1958).
Нередко имеет место бледность кожи и слизистых наряду с высоким содержанием гемоглобина крови, что также связано с нарушением сосудистого тонуса. Многие больные жалуются на «мелькание мушек перед глазами» (Е. К. Сепп, 1950), особенно заметное при волнениях и утомлении. Некоторые больные астенией жалуются на одышку (Т. С. Истаманова, 1958).
Аппетит большей частью понижен. Нередко можно наблюдать беловатый налет на языке, иногда диспепсические явления, тошноту, особенно при волнениях или механическом раздражении слизистой рта (при чистке зубов и т. п.). Функции кишечника неустойчивы. У некоторых больных имеют место разнообразные боли, гипотонические и спастические расстройства в области желудочно-кишечного тракта. Вес больных часто падает и иногда довольно значительно.
Частой жалобой больного астенией является снижение половой потенции. У женщин иногда могут возникать явления дисменореи. Этим не исчерпываются эндокринные и обменные нарушения при астении.
Часты различные нарушения (Ю. Белицкий, 1906) с невыносимостью к яркому свету, громким звукам и т. п., а иногда гипестезии и анестезии (Р. Бергер, 1886).
При астеническом состоянии, часто имеет место тревожное отношение к своему здоровью, неуверенность в выздоровлении, колебания настроения, страх перед потерей трудоспособности, а у некоторых — ипохондричность. Вместе с тем большинство астенических больных не только критически относятся к болезни, но и пытаются бороться, преодолевать болезненные ощущения и проявления, иногда подолгу не обращаются к врачу, пробуют продолжать профессиональную деятельность, борются с допускаемыми ими ошибками в работе и т. п. (И. Н. Филимонов, 1930; Н. И. Егорова, 1945, и др.).
Объективные признаки астении обычно сливаются с субъективными жалобами и ощущениями больного.
Тщательный анализ истории развития болезни, жалоб больного, наблюдение за его поведением, работой, сном и исследование психопатологических, соматических и неврологических нарушений позволяют не только констатировать наличие астенического состояния, но и правильно квалифицировать происхождение и стадию болезни, тем самым обеспечив базу для правильных лечебных и социально-профилактических мероприятий [6, с.16].