Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 6._Высшие познавательные процессы, ч. 2.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
86.53 Кб
Скачать

Творческое мышление и его барьеры

Уже известный нам Джой Пол Гилфорд выделял два типа мышления:

Конвергентное – предполагает нацеленность на единственное правильное решение задачи (например, математической).

Дивергентное – процесс мышления ради процесса: поиск решения задачи происходит по различным направлениям, элементы задачи рассматриваются с разных сторон, мыслитель отбрасывает их или добавляет новые. В результате появляется много вариантов решения, из которых выбирается наиболее подходящий в данной ситуации.

Большинству из нас присуще конвергентное мышление – мы крайне неуютно чувствуем себя, когда надо решить задачу, не имеющую однозначного решения. Другими словами, мы привыкли усваивать алгоритм и использовать его, как только видим, что тип задачи нам знаком. Этот вид мышления называется также репродуктивным (воспроизводящим алгоритм).

Однако многие задачи, которые встречаются нам в жизни – от распределения своего времени до выбора спутника жизни – требуют дивергентного (продуктивного) мышления, или, другими словами, творческого подхода. Пытаясь решить такие задачи конвергентным способом, ища один-единственный правильный вариант поведения, мы, скорее всего, проиграем. Почему же развитое творческое мышление встречается относительно редко?

Процесс воображения (который является основой творческого мышления), как мы знаем, присущ любому психически здоровому человеку. Таким образом, творческими способностями обладают практически все люди. Но на пути их развития и применения стоят следующие барьеры:

Конформизм. Для существования общества необходимо единство мнений людей и определенное единообразие их действий. Поэтому общество поощряет стандартные реакции и способы решения задач – пусть они не оптимальны. Нестандартные реакции, непредсказуемое поведение вызывает инстинктивный страх окружающих; кроме того, нестандартное решение требует большего внимания и интеллектуального напряжения, чтобы оценить его. Необходимость приложить больше усилий для понимания вызывает раздражение у окружающих (это знают почти все дети, предлагавшие нестандартные решения задач в школе). Страх и раздражение, которые демонстрируют взрослые, часто приводит к тому, что ребенок перестает проявлять творческий подход.

Страх критиковать других и страх стать объектом критики. Являясь стайными животными, люди очень чувствительны к тому, как относятся к ним другие – ведь хорошее отношение других – залог выживания. Предлагая новые модели поведения, оригинальные способы решения повседневных задач, мы рискуем вдвойне: если наш способ окажется лучше общепринятого, то это может задеть самолюбие других, будет выглядеть критикой их умственных способностей. Если же новый метод хуже общепринятого, творец становится объектом насмешек: зачем изобретать велосипед, тратить силы и время на уже решенную задачу. Таким образом, творческий подход требует незаурядной уверенности в себе и независимости от мнения окружающих.

Завышенная оценка значимости своих идей. Не останавливаясь здесь подробно на понятии самооценки, отметим лишь следующую закономерность. Завышенная самооценка – это, как правило, замаскированная неуверенность в себе. Она выражается в высокомерии и стремлении манипулировать другими. Человек может считать себя выдающимся, талантливым, особенным в каких-либо сферах, но проверить наличие таланта возможно, лишь реализовав свои идеи и предположения. Однако проверка может выявить их несостоятельность. Человек со здоровой, адекватной самооценкой уважает и ценит себя независимо от того, плодотворными или нет оказались его идеи. Он ошибается, делает выводы и идет дальше – так происходит развитие личности. Для совершения ошибок требуется запас мужества и уважения к себе.

Неуверенный в себе человек таким запасом не обладает. Поэтому его поведение и отношение к людям часто выглядит следующим образом: он неуважительно отзывается об окружающих как о «серой массе», которая «ничего не понимает» и «ни на что не способна»; он избегает общения или контактирует лишь с теми, кто заведомо уступает ему в уровне развития; он лелеет грандиозные планы, которые не пытается воплощать в жизнь и развивает оригинальные концепции, которые никогда не будет проверять практикой или общением со специалистами в данной сфере. Объяснение иррациональности и бесплодности своего поведения он ищет в действиях окружающих, придумывая себе могущественных врагов, завистников и заговоры. Развитие личности и ее творческих сил при таком подходе становится невозможным.

Тревожность. Нестандартные решения требуют времени, энергии, свободы в мыслях, относительной незаинтересованности в конечном результате. Человек, зажатый в тиски жестких требований и ожиданий, ожидающий наказания за неправильное решение, живущий в атмосфере недоверия и унижения, весьма мало способен к творчеству. В стрессе человек способен мыслить только стереотипно, привычно. Поведение испуганного, спешащего человека довольно предсказуемо, что хорошо известно манипуляторам. Поэтому, как правило, результат авторитарного воспитания и тоталитарного режима в стране – формирование заурядных, пассивно-агрессивных личностей с автоматическими реакциями. Это хорошо показано, например, в романе братьев Стругацких «Обитаемый остров» и в одноименном фильме.

Творческие личности необходимы для развития общества. Однако для формирования творческой личности необходим целый ряд условий: довольно высокий уровень интеллекта, демократичная и гуманная атмосфера, энергичность и уверенность в себе. Каждый человек может развить свои творческие способности. Наш соотечественник Г.С. Альтшуллер, инженер и изобретатель, во второй половине ХХ века создал систему алгоритмов мышления ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Она преподается в некоторых школах и вузах. Первоначально ТРИЗ предназначалась именно для технических работников, но в настоящее время она применяется для решения экономических, управленческих и повседневных жизненных задач.