Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Деревня Кодлозеро.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
27.59 Кб
Скачать

Деревня Кодлозеро и ее последние обитатели

Анатолий Павлович Макаридин - последний житель Кодлозера в Мирном - знает историю своей деревни и своего рода до седьмого (!) колена. С этим человеком очень хотел встретиться народный мастер, краевед Александр Иванович Агеев (1946 -2011). Его мечтой было собрать материал о Кодлозере. Зная об этой мечте народного мастера, я взяла на себя смелость и записала рассказ Анатолия Павловича:

Вместо введения

Деревня Кодлозеро (Котло-озеро) на 12 лет старше города Архангельска. Первое упоминание о трех крестьянских дворах (крестьяне были новгородцами) появляется в 1562 году в «Сотной Каргопольской книге». С начала XVII и до середины XIX века история деревни была связана с Кодлозерской Богоявленской пустынью, основанной иноком Полиевктом в 1618 году. Местные жители считают, что монахи были староверами. Озеро не могло не приглянуться им своей отдаленностью, красотой и редкими для Севера условиями: здесь, в низине, спокойно росла, не замерзая, не только рожь, но и пшеница. В 1621-1622 году отец Полиевкт начал строительство Богоявленского храма, который, с поновлениями и ремонтами выстоял до 1960-х годов – времени, когда на Севере началось строительство космодрома…

Известно, что последний монах пустыни – отец Иоанн умер в 1755 году, а с 1764 года церковь стала приходской. Архивные документы сохранили невеселую историю того, как церковная жизнь в северной глубинке приходила в упадок и из-за недостаточного финансирования, и из-за отдаленности прихода, и из-за нехватки священнослужителей, но деревенские жители берегли церковь в Кодлозере как зеницу ока.

О том, как полезно служить Родине

Всего того, о чем будет написано в статье далее, могло бы и не быть, если бы не одно немаловажное обстоятельство: 25-летняя служба в царской армии. Кочманскому крестьянину Григорию Фролову - прадеду Анатолия Павловича Макаридина «посчастливилось» служить на флоте 25 лет. Там он выучился грамоте и, вернувшись на «дембель», в возрасте 62 лет женился и родил дочь Ульяну. Она унаследовала от отца стремление к знаниям, и, будучи грамотной, стала первым краеведом и историком семьи. Бабушка Ульяна Григорьевна умерла в 1947 году, когда Толе Макаридину был всего годик, но через дочь она смогла передать внуку знания об истории и обитателях Кодлозера.

Ульяна Григорьевна в детстве помогала отцу развозить почту: «на пенсии» Григорий Александрович устроился возить по Петровскому тракту почту от Авды до Кочмаса. Но годы брали свое, и ему частенько приходилось отправлять вместо себя дочку. Прадед Григорий привязывал ее к саням, и она везла почту до места назначения. Там девочку поили-кормили, давали другую корреспонденцию, и, привязав покрепче, отправляли в обратный путь. А потом Ульяна вышла замуж и переехала к мужу в Кодлозеро, где она родила ему девятерых детей.

Макаридины

Пока один прадед Анатолия Павловича служил в армии, другой – Александр Макаридин из Тарасова, предок по отцовской линии - хлопотал о том, чтобы пристроить своих сыновей: Михаила, Николая и Афанасия. Макаридин подал в волость прошение о сдаче внаем плодородных земель вокруг Кодло-озера. Это произошло между 1885 и 1890 годами.

У дедушки Николая и бабушки Ульяны родилось 9 детей. Дедушка разрабатывал пожмы – (сенокосные угодья), занимался земледелием и, конечно, ловил рыбу. Кодлозерские пироги – «рыбники» славились по всей округе. На праздники Троицу и Крещение в Кодлозере собирались люди из окрестных деревень под девизом: «На Кодлозеро в гости-то пойти, хоть рыбников поесть». У каждого хозяина была и своя бочка для ячменного пива. Месяц оно бродило, а потом с трех стаканов мужики падали – таким крепким оно было. Женщины пели песни, плясали. Традиция собираться на церковные праздники в Кодлозере сохранялась до середины XX века, хотя к этому времени религиозные представления у людей практически полностью выветрились. Этому способствовала гражданская война и установление Советской власти.

«Кам-оны», Хаджи-Мурат и пулевые отверстия в черепах

Страшные времена наступили на Севере после революции. Вдоль стратегически важного Петровского тракта шли бои. И красные, и белые, и интервенты сражались с врагами и гибли сами.

Сначала Кодлозеро (6 км по зимнику от тракта) прошли белые – сожгли деревенские дома и направились в Тарасово, деревенские жители потом жили в банях. Потом появились интервенты – американцы и англичане. На Севере их прозвали «кам-оны» (от англ. «давай»). Бедняги мерзли на Севере, но местное население не обижали. Мама Анатолия Павловича потом вспоминала, что интервенты были высоченного роста, но еще более удивительной показалась ей толщина импортного сала – сантиметров 10.

«Хуже было, когда Хаджи-Мурат приезжал, тот был очень плохой человек». Дело в том, что у Хаджи-Мурат Дзарахохова – командира кавказского конного отряда на станции Плесецкой украли 16 или 17 лошадей, поэтому в Тарасове, куда красный командир добрался чуть ли не пешком, он устроил карательную акцию – стегал, порол и расстреливал местных жителей. «Я не буду сейчас по моде красных ругать – дело-то не в том – говорит Анатолий Павлович. Народ-то простой, он лучше понимает суть – как к нему относятся. Красные относились к людям очень бесшабашно, вот в чем дело!». Дядю главного героя красные расстреляли за то, что он во время Первой мировой дослужился до унтер-офицера: «Бабушка просила его не расстреливать…Но его увели, расстреляли, бросили между Кодышем и Кодыш-мостом. Дедушка приехал и закопал его».

На могилу трех братьев с пулевыми отверстиями в черепах, расстрелянных красными, родные Анатолия Павловича наткнулись, когда копали могилу бабушке…