
- •Ленин и шахматы
- •Ленин о нечаеве
- •Л. Троцкий. 1937 г.
- •Бронепоезд наркомвоена
- •«Перманентная революция»
- •Л. Бродаты. «Так на так.
- •Рамон меркадер
- •Дружба сталина и бухарина
- •Будущее в представлении коллонтай
- •А. Коллонтай. 1910 г.
- •А. Коллонтай и п. Дыбенко. 20-е гг.
- •Александра коллонтай и павел дыбенко
- •9 Марта 1952 г. Александра Михайловна Коллонтай скончалась у себя дома на 80-м году жизни.
- •Первый день работы наркома призрения
- •Суд над марией спиридоновой в 1919 году
Бронепоезд наркомвоена
В августе 1918 г. Лев Троцкий впервые отправился на фронт под Свияжск в бронированном поезде. Позже его поездки по фронтам в этом знаменитом поезде стали постоянными.
Бронепоезд представлял собой настоящий передвижной штаб командования фронтами. В нём размешались телеграф, радио, библиотека, баня и гараж с шестью автомобилями. В типографии поезда печатались в виде листовок приказы наркомвоена, а также поездная газета «В пути».
Поезд прибывал в самые горячие точки фронта и, как говорили командиры, «заменял собой резервную дивизию». Он внушал страх и уважение не только красноармейцам. «Слух о прибытии поезда проникал и во вражеские ряды, — замечал Троцкий. — Там рисовали себе таинственный поезд неизмеримо страшнее, чем он был на деле. Поезд разрешал на месте неотложные вопросы, просвещал, призывал, снабжал, карал и награждал. Моя личная жизнь в течение самых напряжённых годов революции была неразрывно связана с жизнью этого поезда. Два с половиной года я прожил в железнодорожном вагоне».
Бывая на фронтах, Троцкий часто разделял с красноармейцами опасности передовой. В 1918 г. под Свияжском команде поезда, включая даже повара, пришлось вступить в сражение с противником.
принципы большевизма. Троцкий делал это не колеблясь — ведь вопрос стоял о жизни и смерти Советской республики.
На каждом шагу приходилось преодолевать ожесточённое сопротивление товарищей по партии. Ведь большевики всегда были противниками постоянной армии, выступали за народное ополчение! Ещё большие возражения вызвало привлечение в Красную армию офицеров и генералов старого режима. По словам Льва Давидовича, он часто отвечал на эти возражения так «А вы можете мне сегодня дать 10 начальников дивизий, 50 полковых командиров, двух командующих армиями, одного командующего фронтом — все из коммунистов?». В ответ на это критики обычно смущённо смеялись и умолкали.
Следующим шагом стало восстановление смертной казни на фронте. Позже Л. Троцкий писал: «Нельзя строить армию без репрессий. Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни. До тех пор пока злые бесхвостые обезьяны, именуемые людьми, будут строить армии и воевать, командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади». В августе 1918 г, наркомвоен издал приказ, в котором говорилось: «Предупреждаю: если какая-нибудь часть отступит самовольно, первым будет расстрелян комиссар части, вторым — командир. Мужественные, храбрые солдаты будут поставлены на командные посты. Трусы, шкурники и предатели не уйдут от пули...».
Позднее Л. Троцкий никогда не скрывал тех жестокостей, которые совершались в ходе всей гражданской войны. Он откровенно замечал в 30-е гг.: «Гражданская война есть самый жестокий из всех видов войн. Она немыслима не только без насилия над третьими лицами, но и — при современной технике — без убийства стариков, старух и детей». За многие беспощадные меры времён гражданской войны Троцкий брал на себя полную ответственность. Например, в 1919 г. появился декрет, по которому арестовывали семьи офицеров-перебежчиков. Много лет спустя Троцкий твёрдо заявлял: «За декрет 1919 г. я несу полностью ответственность. Он был необходимой мерой...».
«В ОБРУЧЕ»
В первые годы после гражданской войны Троцкого продолжали считать вторым (после Ленина) человеком в стране. Его называли «вождём Красной армии». Но в высшем руководстве его влияние постепенно слабело.
Остальные члены Политбюро опасались единоличной власти Л. Троцкого. В 1923 г. они тайно условились никогда не спорить между собой в его присутствии. Все вопросы решались заранее, за его спиной. «Троцкий был настолько уверен в своём положении в партии и в стране, — замечал его биограф Исаак Дойчер, — в своём превосходстве над противником, что долго не хотел ввязываться в открытую борьбу за преемственность».
Когда однажды на Политбюро Троцкий попытался отстоять
250
собственное мнение, Г. Зиновьев ехидно заявил ему: «Разве Вы не видите, что Вы в обруче? Ваши фокусы не пройдут, Вы в единственном числе». Эта издёвка привела Троцкого в ярость. После этого на заседаниях Политбюро он демонстративно погружался в чтение иностранных газет.
ЗАРОЖДЕНИЕ ОППОЗИЦИИ
В 1923 г. в партии проявились первые признаки беспокойства «старых большевиков». Их встревожило то, что власть «уплывает» от них в руки новой силы — партийных чиновников, аппарата.
Лев Троцкий естественным образом оказался главным выразителем этих настроений. 8 октября 1923 г. он направил в ЦК письмо, в котором выражал озабоченность сложившейся в партии обстановкой. Он замечал, что секретарей партийных комитетов больше не избирают, а назначают сверху. «Создаваемый сверху вниз секретарский аппарат, всё более и более самодовлеющий, стягивает к себе все нити», — писал он.
Через неделю появилось очень близкое по духу письмо сорока шести «старых большевиков». В нём также осуждалась «секретарская иерархия».
Немедленно собрался пленум ЦК, который осудил оба письма как «грубую политическую ошибку». Но весь этот спор оставался пока неизвестен широкой публике. Чтобы разбить Троцкого и его сторонников, требовалось придать дискуссии широкое общественное звучание. Это было сделано с помощью блестящего политического приёма. 5 декабря Политбюро неожиданно приняло резолюцию, в которой поддерживались многие идеи Троцкого. Осуждался бюрократизм, говорилось о расширении демократии в партии.
Обрадованные и обнадёженные такой победой, Троцкий и его сторонники горячо поддержали резолюцию. 11 декабря Троцкий поместил в «Правде» статью, в которой одобрял резолюцию и расценивал её как смену курса. Статья так и называлась — «Новый курс». Теперь, когда оппозиция сама вышла на свет, на неё обрушился прямо-таки ураганный огонь критики. Это произошло уже на следующий день, 12 декабря.
В январе 1924 г. XIII партконференция закрепила первую крупную победу над Троцким и его сторонниками. Их позицию она назвала «прямым отходом от большевизма».
Рисунок Л. М. «В партийной школе.
Тов. Троцкий задумал давать „Уроки
Октября". Придётся ему сначала
получать уроки ленинизма». Карикатура
связана с выходом книги Л. Троцкого
«Уроки Октября», в которой он
критиковал позицию Л. Каменева
и Г. Зиновьева в 1917 г.
(«Крокодил». Январь 1925 г.).
«Никто не может стать Лениным.
Но каждый из вас должен стать ленинцем»
(из речи Л. Троцкого). (Журнал «Красный перец». 1924 г.)
251
ТРОЦКИЙ И СМЕРТЬ ЛЕНИНА
В конце января 1924 г. Л. Троцкий выехал на Кавказ для лечения от эпилепсии. «Весть о смерти Ленина застигла меня в пути, в Тифлисе, — вспоминал он. — Я сейчас же послал в Кремль по прямому проводу шифрованную записку: „Считаю нужным вернуться в Москву. Когда похороны?". Ответ пришёл через час: „Похороны состоятся в субботу, не успеете прибыть вовремя. Сталин"». После этого Троцкий решил не прерывать поездку.
В действительности похороны перенесли на воскресенье. Членам Политбюро важно было добиться того, чтобы на траурной церемонии не было их главного соперника. «Факт моего отсутствия на траурном чествовании произвёл на многих друзей тяжёлое впечатление», — замечал Троцкий. Многие даже говорили, что в конечном итоге он именно потому и потерял власть, что не приехал на эти похороны.
22 мая 1924 г. в Совете старейшин XIII съезда партии впервые огласили «завещание» Ленина — «Письмо к съезду». Из всех перечисленных в письме руководителей Троцкий получил самую одобрительную оценку. Позднее он рассказывал, что в момент оглашения завещания Карл Радек нагнулся к нему и сказал: «Теперь они не посмеют идти против нас!». «Наоборот, — отвечал Троцкий, — теперь им придётся идти до конца, и притом как можно скорее».
РУКОВОДИТЕЛЬ ОППОЗИЦИИ
В январе 1925 г. ЦК партии снял Л. Троцкого с поста наркома по военным делам. По этому поводу в народе шутили: «Троцкий теперь пишется „Троий" — ЦК выпало».
Выступления оппозиции постепенно становились резче. В них начинало звучать слово «термидор». По аналогии с Францией 1794 г. под термидором понимались перерождение и гибель революции. В обществе, считала оппозиция, сохранились буржуазные слои — нэпманы, деревенские «кулаки». Если «бюрократия» пойдёт на смычку с ними, революция погибнет. Поэтому Троцкий и его сторонники призывали к усилению борьбы «против нэпманов, кулаков и бюрократов». Оппозиция называла себя «левой». С ней отчаянно воевали «правые» (Н. Бухарин, А. Рыков).
На сторону оппозиции в 1925—1926 гг. переходили всё новые и новые сторонники из числа «старых большевиков». Эта небольшая прослойка партии (несколько тысяч человек) раскололась почти пополам. Но влияние оппозиции в целом непрерывно слабело, а удары по ней становились всё сокрушительней. В октябре 1926 г. Л. Троцкого вывели из состава Политбюро.
В войне с оппозицией бывали обострения и затишье, временные «перемирия». Однако шаг за шагом оппозиция оттеснялась в тупик, откуда было только два пути. Первый — признание ошибочности своих взглядов и раскаяние. Второй — исключение из партии, ссылка в глубь страны, затем — арест (см. ст. «Партия большевиков в 20—30-е годы»).
Осенью 1927 г. «левая оппозиция» дала свой последний ожесточённый бой. 23 октября на пленуме ЦК партии с большой речью против «троцкистов» выступил И. Сталин. Он потребовал исключить Троцкого из ЦК. Завершил свою речь Сталин эффектным приёмом. Он неожиданно процитировал посвящение одной из ранних книг Троцкого, вышедшей в 1904 г.: «Дорогому учителю Павлу Борисовичу Аксельроду». После этого в зале послышались голоса: «Явный меньшевик!». «Ну что же, — воскликнул Сталин, — скатертью дорога к „дорогому учителю Павлу Борисовичу Аксельроду"! Скатертью дорога! Только поторопитесь, достопочтенный Троцкий, так как „Павел Борисович", ввиду его дряхлости, может в скором времени помереть, а Вы можете не поспеть к „учителю"» (Продолжительные аплодисменты?). После этих слов, как вспоминал позже Троцкий, он физически почувствовал над головой нож гильотины.
Выступил на этом пленуме и Троцкий. Зал прерывал его речь шиканьем и оглушительным свистом. В оратора бросили стакан из президиума, Емельян Ярославский швырнул в него книгу. «За спиной крайних аппаратчиков стоит оживающая внутренняя буржуазия, — заявил Лев Давидович. — Уже раздаются голоса: „Тысячу исключим, сотню расстреляем — и в партии станет тихо". Это и есть голос Термидора».
Пленум постановил исключить Троцкого из состава ЦК. Под влиянием происшедшего оппозиция через две недели, в годовщину Октября, решилась на отчаянный шаг. «Троцкисты» прове-
252
Л. Троцкий на параде
на Красной площади. Около 1919 г.
ли демонстрации в Москве и Ленинграде. Несколько сотен демонстрантов несли портреты Троцкого, плакаты с лозунгами «Долой кулака, нэпмана и бюрократа!». Их разгоняла и арестовывала милиция. Сам Троцкий попытался обратиться к колонне официальной демонстрации, шедшей на Красную площадь. В его автомобиль полетели камни... После демонстрации 7 ноября 1927 г. «левая оппозиция» была окончательно разгромлена. 14 ноября Л. Троцкого исключили из рядов ВКП(б).
ССЫЛКА
17 января 1928 г. в квартиру Льва Троцкого пришли сотрудники ОГПУ. Они объявили ему, что за антисоветскую деятельность он высылается из столицы и должен немедленно следовать в Алма-Ату. Лев Давидович забаррикадировался в комнате, отказавшись выходить. Тогда чекисты взломали дверь и на руках перенесли Троцкого в автомобиль.
253