Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социология 2 курс 1 семестр 22 вариант.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
01.04.2014
Размер:
97.79 Кб
Скачать

ВАРИАНТ 22

1. Как формулируются законы-тенденции?

Социология возникла в XIX в. как позитивная социальная теория, которая должна была стать доказательной и общезначимой наукой об обществе, а, следовательно, предполагалась возможность отыскать повторяющиеся закономерности общественной жизни и построить общие понятия обществознания. О. Конт выделил две группы социальных законов: законы статики (неизменных состояний, устойчивых условий существования любого социального явления) и законы динамики (закономерности изменений, социального развития).

С возникновением в конце XIX в. так называемой понимающей социологии изменился взгляд на проблему социальных законов. М. Вебер (родоначальник этого направления) считал, что социологические обобщения не являются отражением действительных процессов социального мира: исследователь констатирует их, исходя из своих субъективных оценок. Явления считаются объективными постольку, поскольку они имеют значение для теории. Вебер отказывался от попыток формулировать социальные законы.

Г. Зиммель допускал наличие естественных законов для движения каждого конкретного общественного элемента, но считал, что для целого (для общества) законов социального развития нет.

Социальный закон есть выражение существенных связей социальных явлений и процессов и прежде всего связей социальных отношений и социальной деятельности людей. Социальные законы складываются в естественном ходе событий. Но в то же время они реализуются в конкретной форме фактического поведения людей, объединенных в социальные группы. Специфика действия социальных законов требует необходимости соотнесения субъективного с объективным. В этом, скорее всего, и состоит суть социологического подхода. С одной стороны, социальные общности (группы), являющиеся предметом социологии, выступают как субъекты сознания и действия, более или менее полно осознающие свои интересы. Но, с другой стороны, эти общности людей занимают объективно сходное положение в системе общественных отношений. Указанная объективность складывается в основном стихийно, как результат взаимодействия групп, столкновения и согласования их интересов.

Хотя социальные законы абсолютны, т.е. выражают необходимую для данной социально-экономической фор­мации связь явлений и процессов, при конкретном про­явлении они выступают как законы-тенденции. Тенден­ция отражает определенную направленность движения социального объекта к какому-то конкретному состоя­нию, учитывая при этом имеющие место отклонения, колебания и т.д., вызванные противодействием конкрет­ных факторов. Действие объективных социальных зако­нов находится в прямой зависимости от жизненных об­стоятельств и индивидуальных особенностей людей. В известной степени поведение каждого индивида в изучае­мой социальной системе случайно и неопределенно, но благодаря взаимному уравновешиванию случайных факторов в системе обнаруживаются особые системные каче­ства, выражаемые социальными статистическими закона­ми. Зная закон-тенденцию, можно определить степень отклонения поведения данной группы индивидов от абсо­лютного требования данного социального закона и вы­явить механизмы этого отклонения .

Как отмечает Г.В.Осипов: «Социальные действия, спе­цифика которых обусловлена индивидуальными особен­ностями и жизненными обстоятельствами совершающих их людей, характеризуется случайной величиной. Эти слу­чайные величины в совокупности образуют некую сред­нюю равнодействующую величину. Она определяется суммой случайных величин — индивидуальных социаль­ных действий личностей, имеющих общие основные при­знаки, и выражает определенную степень их отношений совпадения (рассогласования) между индивидуальными и социальными целями общества, выступая как форма про­явления социального закона. Каждая «индивидуальная величина» входит в среднюю равнодействующую и как таковая оказывает на нее влияние. В то же время она «отклоняется» от средней равнодействующей, а та в свою очередь отклоняется от абсолютных требований данного социального закона» .

Всем известно, что каждый индивид по своим соци­альным качествам отличается от так называемого средне­го человека, и вот именно эти индивидуальные отклоне­ния как раз и гасятся при анализе конкретной группы людей, наделенных интересующими исследователя соци­альными качествами. Если изобразить действие социаль­ного закона в виде прямой линии, то средние равнодейст­вующие различных «индивидуальных величин» одного и того же вида будут выглядеть как некий веер линий, которые отклоняются от этой прямой в разные стороны. Г.В.Осипов подчеркивает, что, для того «чтобы выявить среднюю равнодействующую и степень ее «отклонения» от требований того или иного социального закона, необ­ходимо: а) установить направленность действий сходных групп людей в одинаковых условиях; б) систему социаль­ных связей, рамками которых эта деятельность обуслов­ливается; в) степень повторяемости и устойчивости соци­альных действий и взаимодействий групп личностей в условиях данной социальной системы функционирова­ния» .

Выявить объективные тенденции развития социально­го явления, а также степень соответствия данных тенден­ций абсолютным требованиям закона можно только при условии, что будет изучена совокупность различных «ин­дивидуальных величин» одного и того же вида. Социоло­гические исследования отношений классов, групп, лич­ностей не только выявляют формы проявления социаль­ных законов, находящих свое выражение в различных сферах жизнедеятельности общества, и их дисфункцию, но также помогают их устранять.

Рассмотрим простой пример из физики, приведенный С.С.Фроловым, для объяснения такого кажущегося несо­ответствия .Если тело двигается посту­пательно с определенной скоростью, то это не значит, что все его частицы двигаются с такой же скоростью, так как в результате перемещения внутри тела (например, из-за теплового движения) отдельные частицы могут двигаться даже против направления движения тела. Объясняется это просто, они оказались в разных условиях. Вполне естественно, что движение тел в физическом мире суще­ственно отличается от социальных движений и процессов. Но в данном случае для нас интерес составляет лишь тот принципиальный момент, что отдельная часть целого может совершать движение в направлении, отличном от оговоренного законом, и даже в противоположном на­правлении. Отмеченное обстоятельство не окажет сущест­венного влияния на закон, описывающий поведение це­лого, точно так же отдельный индивид социальной груп­пы, не подчиняющийся социальному закону, не может повлиять на действие этого закона в социальной группе. Оказавшись в не оговоренных данным законом условиях, он выпадает из общего движения. Но индивидуальное отклонение индивида, его выпадение из сферы действия закона не могут предотвратить действия закона. Напри­мер, индивид или некоторые индивиды могут на какой-то период времени отказаться от каких-нибудь насущных потребностей (потребность в еде, самосохранении и т.д.), но, несмотря на это, закон, основанный на этих потреб­ностях, все равно будет продолжать действовать в масшта­бе данной социальной группы или общности.

Социологов интересуют социальные явления, процес­сы, происходящие в коллективах, группах, слоях, классах. Исследование социальных отношений, связей на этом уровне ведет к обнаружению направлений, закономернос­тей развития общественных систем, структур. Вскрытие постоянных, устойчивых, существенных связей в соци­альной действительности ведет к открытию законов ее развития.

Прикладная социология формирует такие выводы и дает такие рекомендации, которые применимы к социаль­ной действительности уже сегодня. Она позволяет совер­шенствовать социальные процессы, управлять ими со знанием дела.

Познание и использование законов прикладной соци­ологии позволяет сознательно и правильно решать соци­альные проблемы. Используя законы прикладной социо­логии, можно значительно повысить уровень научного управления разными социальными процессами, особенно важно это для трудовых коллективов. Знание этих зако­нов помогает разобраться в существующих сложных взаи­модействиях и связях человека с окружающей его соци­альной средой.

Но необходимо отметить, что действие одного и того же социального закона проявляется в разной степени даже в однотипных ситуациях, что означает, что его дей­ствие следует рассматривать не как всегда постоянную величину, а как тенденцию, выступающую в каждой кон­кретной ситуации с различной степенью вероятности.

К. Маркс использует понятия "закон" и "тенденция" как тождественные, когда рассматривает общие, внутренне необходимые, существенные, повторяющиеся, господствующие тенденции развития общества. При этом понятием "тенденция" подчеркивается именно особенность формы проявления общественных законов (т.е. общественный закон осуществляется лишь приблизительно, в виде общей  или господствующей тенденции). Иначе говоря, закон-тенденция - это особый вид закона. Данное понятие применяется марксизмом для выделения особой группы общественных законов, для которой характерны следующие признаки:

1) наличие ряда противодействующих факторов. Эти факторы не отменяют закона, но они, понятно, ослабляют его действие и приводят к тому, что закон действует только как тенденция при особых обстоятельствах и в течение определенного периода времени. Другими словами, закон-тенденция - это господствующая тенденция развития, которая, не отменяя и не нейтрализуя действие других противодействующих факторов, тем не менее, является одновременно и законом, ибо обязательно проявляется;

2) закон-тенденция не является непосредственным бытием, скорее всего, он является неким идеалом в смысле среднего, типичного, нормативного. Закон-тенденция имеет статистический характер. Это закон, который, как правило, характеризует массовые действия людей;

3) закон-тенденция выражает активность субъектов в деятельности. Ведь именно субъект общественной деятельности может влиять на процесс проявления закона-тенденции. Он может способствовать или противодействовать его действию.

Исследование законов-тенденций, предложенное К. Марксом, выступает определенной конкретизацией в изучении общественных процессов по сравнению с изучением законов как таковых. Ведь закон (в чистом виде), то есть без учета особенностей его проявления в связи с наличием противодействующих факторов, тождествен чистой необходимости. Такой закон отражает объективную связь между общественными явлениями в наиболее общем, предельно абстрактном виде. В этой связи нельзя не сослаться на известный афоризм: "то, что объясняет все, не объясняет ничего конкретного". Закон-тенденция же отражает связь между явлениями более конкретно, а значит и более приближенно к действительности, ибо он вычленяет и практически учитывает все возможные факторы его действия. Все это, как понятно, имеет эвристическое значение и позволяет широко использовать понятие "законов-тенденций" в социальном познании, социальном прогнозировании и управлении обществом.

Специфика действия социальных законов не может быть объяснена и понята без анализа потребностей, интересов и мотивов действий, поведения людей. Нельзя сказать, что марксизм уходит от этих вопросов. Однако считалось, что субъективные механизмы регуляции деятельности можно понять лишь тогда, когда человек исследуется прежде всего и преимущественно как социальный (классовый) тип. Вполне понятно, что такого рода подходы вызывали критику марксистской философской науки со стороны ученых, которые все  более и более ориентировались на позитивистские пути познания социальной действительности, а поэтому стремились предельно снять какие-либо метафизические (умозрительные) устремления, тенденциозность, идеологемы.