- •Соционическая интерпретация.
- •1. Признаки Рейнина.
- •2. Статика-динамика.
- •3. Рациональность-иррациональность.
- •4. Экстраверсия-интроверсия.
- •5. Соотнесение перинатальных матриц Грофа и аспектов группы № 28.
- •Поведенческие паттерны.
- •1. Первый аспект. Формула: динамика, иррациональность, интроверсия.
- •2. Второй аспект. Формула: статика, рациональность, интроверсия.
- •3. Третий аспект. Формула: статика, иррациональность, экстраверсия.
- •4. Четвертый аспект. Формула: динамика, рациональность, экстраверсия.
3. Рациональность-иррациональность.
Как было сказано выше, этот признак отвечает за избирательность информации. Другими словами, иррационалы воспринимают информацию в постоянном режиме и без ограничений, сортируют ее по необходимости. Рационалы сами выбирают сегмент и объем воспринимаемой информации, а также периодичность запроса, т.е. могут избирательно отключать восприятие. Вся поступающая информация сортируется и связывается друг с другом в информационные макросы.
Известно, что у взрослого человека в ситуации, когда поток информации (особенно тревожной или неблагоприятной) слишком велик, включаются предохранительные механизмы психики – например, он теряет сознание. В менее острой и более избирательной форме отказ от восприятия нежелательной информации известен как «истерическая глухота» или, например, рассматриваемые в гештальт-терапии различные варианты сопротивлений.
Эти признаковые особенности с точки зрения родового процесса могут играть следующую роль.
С большой долей вероятности, можно допустить, что у плода должны работать аналогичные механизмы психики. Что означает, что плод имеет некоторый допустимый порог восприятия, после которого количество стимулов становится слишком большим и превышение которого сказывается на развитии плода негативно. В пользу этой версии свидетельствуют, например, исследования о влиянии громкой музыки на психическое здоровье ребенка.
Вот что пишет американский доктор Т. Верни в своей известной книге «Тайная жизнь ребенка до рождения»: «Как я уже упоминал раньше, один из любимых композиторов детей до рождения – Вивальди, другой их любимец – Моцарт. Доктор Клементс утверждает, что когда на проигрыватель ставили пластинку с их божественными произведениями, сердцебиение плода каждый раз становилось ровнее и ребёнок меньше брыкался. Музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки, наоборот, приводила большинство неродившихся детей в волнение. Когда беременные мамы слушали эту музыку, их дети начинали активно двигаться и толкаться в матке».
Другие найденные исследования на эту тему, так или иначе, описывают случаи патологии, либо освещают работу врачей с нарушениями, когда защитные механизмы явно дали сбой. Это и понятно, обнаружить аномальное развитие в более зрелом возрасте значительно легче, чем выявить предельно допустимую нагрузку для плода или фильтры на прием информации.
«Некоторые дети сталкиваются с угрозой смерти уже внутриутробно: от сознательных и даже бессознательных попыток аборта, от токсичного воздействия, наркотиков, от яда ненависти. Похоже, что на самом глубоком уровне жизнь и смерть неразрывно связаны. В зависимости от масштаба угрозы деструкция и смерть могут стать постоянными компаньонами для некоторых, что может манифестировать в желании смерти и суицидальных попытках, в опасном жизненном стиле, ненависти к себе и саморазрушающем поведении». [6]
У первой матрицы порог восприятия не превышается (рассматриваются благоприятные условия для матери). Ребенок воспринимает все, что воспринимает мама, но через стенку тела, через защитную среду. Звук воспринимается приглушенным, свет не проникает вовсе, если только будущая мама не станет загорать, но и в этом случае яркий солнечный свет воспринимается ровным красным свечением и не режет глаза. Никаких иных раздражителей, требующих ограничения восприятия, нет.
У второй матрицы ситуация кардинально другая. Среда, которая только что была благоприятна, вдруг резко стала некомфортной, неблагоприятной. Усиливающее давление механическими сокращениями матки делает переживания непереносимыми, бесконечными и безнадежными [13]. Хороший выход из ситуации – это ограничить восприятие, либо переключить его на другую задачу.
У третьей матрицы среда по прежнему малоблагоприятная, но у нее есть существенное преимущество перед второй матрицей – возможность перерабатывать негативные сигналы в активность, в деятельность по скорейшему высвобождению из неблагоприятных условий. Поэтому у нее не накапливается такого сильного напряжения, которое требует отключения восприятия, оно все уходит в движение, т.е. восприятие также как и в первой матрице происходит непрерывно.
У четвертой матрицы среда не просто меняется, она становится совершенно иной. На ребенка обрушивается вал информации, поступающей через все органы чувств. Информации до этого момента дозировавшейся, либо отсутствовавшей полностью – цвета, звуки, запахи, ощущения, вкус молока. Такая чрезмерная нагрузка моментально перегружает все каналы восприятия, буквально оглушает неподготовленные органы восприятия, что также требует ограничения (или даже отключения) входящей информации, избирательности восприятия.
Плотность и характер информационного потока во всех четырех матрицах резко различается. Наибольшее количество тревожных или болезненных сигналов поступает на стадиях 2-й и 4-й матрицы. Вполне вероятно, что механизм дозирования восприятия, свойственный рационалам, развивается у носителей именно тех ТИМов, которые запечатлевают эти две матрицы.
Если так, то, можно сказать, что характер фильтрации восприятия информационного потока во 2-й и 4-й матрицах в значительной степени соответствует особенностям восприятия рациональных типов, а характер восприятия информационного потока в 1-й и 3-й матрицах в значительной степени соответствует особенностям восприятия иррациональных типов.
