Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ландшафтоведению.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
06.07.2019
Размер:
272.38 Кб
Скачать

4. Анализ взглядов на понятие «ландшафт»: сходство и различия.

В нашей стране развитие ландшафтоведения опиралось на идеи природного комплекса, заложенные в трудах В. В. Докучаева и А. Н. Краснова в конце прошлого столетия. В советский период существенный вклад в учение о ландшафте внесли Л. С. Берг, А. А. Григорьев, Б. Б. Полынов, С В. Калесник, Л. Г. Раменский.

Вопросы ландшафтоведения стоят сейчас в числе важнейшей проблематики многих коллективов университетских географов и академических институтов географии. И тем не менее до наших дней сохраняются различия в определении географического ландшафта, во взглядах на его объем и содержание.

Известны три трактовки географического ландшафта.

1. Ландшафт — территориально ограниченный участок земной поверхности, характеризующийся генетическим единством и тесной взаимосвязью слагающих его компонентов (А. А. Григорьев, Н. А. Солнцев, С. В. Калесник, А. Г. Исаченко). В этой узко региональной трактовке ландшафт близок к тому, что другие авторы подразумевают под конкретным физико-географическим районом. Например, в Рязанской Мещере Г. Н. Анненская, И. И. Мамай, Ю. Н. Цесельчук (1983) выделяют такие ландшафты: Тум-ский ландшафт моренно-водноледниковой равнины, Селецкий ландшафт выровненно-верейно-котловинной зандровой равнины, Пранский ландшафт останцово-выравненно-болотно-лощинной долинно-зандровой равнины, Солотчинский ландшафт сегментно-останцовой аллювиальной равнины.

2. Ландшафт — обобщенное типологическое понятие физико-географических комплексов. Эта точка зрения развита в работах Б. Б. Полынова и Н. А. Гвоздецкого. Ее придерживаются Э. М. Мурзаев, Н. А. Когай, А. Е. Федина. В одну типологическую единицу включаются территориально разрозненные, но сходные относительно однородные комплексы. «Ландшафт — это тип, подтип, вид и т. д. территории (местности) как физико-географического комплекса. В комплексной физической, или ландшафтной, географии он существует в таком понимании на тех же правах, как тип, подтип, вид и т. д. в почвоведении, как тип рельефа в геоморфологии»1. Следует отметить, что некоторые сторонники региональной трактовки ландшафта в своих конкретных описаниях крупных территорий исходят именно из второй — типологической— трактовки ландшафта (А. Г. Исаченко, 1986).

3. Ландшафт — общее понятие, синоним региональных и типологических комплексов любого таксономического ранга. Его можно сравнить с такими же общими понятиями, как климат, почва, рельеф, при определении которых не имеется в виду конкретная территория. С этих позиций ландшафт определяется как совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных предметов и явлений природы, предстающих перед нами в образе тех или иных исторически сложившихся, непрерывно развивающихся географических комплексов (Ф. Н. Мильков, Д. Л. Арманд, Ю. К. Ефремов).

В Международном толковом словаре по охране ландшафтов при разборе существующих определений ландшафта на первое место поставлена трактовка ландшафта как общего понятия, а про типологическую трактовку сказано, что «она не нашла широкого распространения». В СССР ГОСТом предусмотрено употребление термина «ландшафт» только как общего понятия: «Территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов более низкого таксономического ранга».

При всех различиях охарактеризованных определений ландшафта между ними есть сходство в самом главном — признании ландшафтных взаимосвязей между элементами природы в реально существующих на земной поверхности комплексах. Эти комплексы нередко называют природно-территориальными (ПТК). В дальнейшем природно-территориальный комплекс употребляется как синоним ландшафта в его общей трактовке.

Л.С.Берг определил ландшафт как "область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливается в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны Земли".

В начале ХХ в. широко распространяется взгляд на ландшафт как объект географии, в состав которого многие исследователи включают человека с его хозяйственной деятельностью. Здесь можно отметить пионерные работы в этом направлении А.А. Борзова, неоднократно подчеркивавшего, что география – это наука о ландшафтах, а в состав ландшафта включаются не только "поверхность земли в тесном смысле слова" и органический мир, но и человек "со всей сложностью его социальной жизни" (1908, с. 9). Он же в самых общих чертах определил и задачи изучения ландшафта.

В 1910 г. в работе, посвящённой ландшафтам Волынской губернии, П.А. Тутковский подчёркивает комплексный характер единства элементов ландшафта и влияние на культуру и экономическую жизни человека: "Через посредство рельефа, гидрографии и почв поверхностные … отложения оказывают несомненное влияние на флору и фауну страны, а через посредство всех элементов ландшафта – на культуру и экономическую деятельность человека" (1910, с. 236). Развитие эти идеи получили в трудах Л.С. Берга, который ввёл в отечественную научную литературу понятие "культурный ландшафт". В 1915 г. в программной статье "Предмет и задачи географии" он предложил географам изучать не только естественные, но и культурные ландшафты. В отличие от природного ландшафта, в создании которого человек участия не принимает, в культурном ландшафте человек и произведения его деятельности играют важную роль. Культурными он называл все ландшафты, целенаправленно преобразованные, созданные человеком – это и городские, и сельские, и сельскохозяйственные, и другие ландшафты.

30-е годы ХХ в. считаются отправным этапом в зарождении антропогенного ландшафтоведения в его современном представлении. Это связано с целым рядом публикаций, посвящённых антропогенному фактору в развитии ландшафтов. Тогда же ленинградскими географами А.Д. Гожевым и Б.Н. Городковым был предложен термин "антропогенный ландшафт", впоследствии забытый до начала 60-х. Гожев (1929) использовал этот термин при характеристике типов территории песчаных массивов Среднего Дона, именно человеку он отводил большую роль в процессе изменения ландшафта и указывал на важность в ландшафтных исследованиях учёта роли техники, характер действия которой на природу зависит от производственных отношений общества. По-видимому, он первый обратил внимание на необходимость выделения "антропогенных ландшафтов", определения границ ландшафта и изучения истории его развития.

Основы теории ландшафтоведения были заложены в капитальном труде "Ландшафтно-географические зоны СССР" (Берг, 1931). Здесь во введении впервые было изложено учение о ландшафте и заложены основы генетического ландшафтоведения. В частности, он предложил считать ландшафт основной единицей в географии и дал следующее определение изучаемому объекту: "Географический ландшафт есть такая совокупность, или группировка, предметов и явлений, в которой особенности рельефа, климата, вод, почвенного и растительного покрова и животного мира, а также деятельности человека сливаются в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны Земли" (1931, с. 5). Изучению антропогенного фактора в формировании ландшафтов много внимания уделяет один из основоположников учения о морфологии ландшафта Л.Г. Рамoнский (1935, 1938). Подчёркивая, что объектом исследования должны быть не только естественные, но и изменённые человеком, и заново созданные им культурные ландшафты, Рамeнский первым показал соотношение антропогенных ландшафтов с естественными, их место в типе природного комплекса. Культурные модификации типа земель он представлял как врeменные преобразования территории, возникающие под влиянием культуры, а важнейшей характерной чертой культурных модификаций – их практическую обратимость, когда под влиянием определённого культурного режима модификация трансформируется в другую или возвращается к исходному, коренному типу. Исходной единицей типологии земель, как и ландшафтоведения, он считал географическую фацию.