Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамены 1 курс экологи / история полуавтомат .docx
Источник:
Скачиваний:
137
Добавлен:
14.06.2019
Размер:
541.38 Кб
Скачать

4. Возникновение Древнерусского государства. Роль норманского влияния.

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это длительный и сложный процесс, растягивающийся на десятилетия и даже на века. В этой связи любую дату, означающую переход к государственным формам существования, можно рассматривать как условную.

 Государственность является следствием естественного стремления общества к упорядочению усложняющихся отношений между людьми. При этом необходимо помнить, что государство не может быть навязано обществу не внешней силой, ни какой-либо социальной группой. Его становление всегда является результатом внутреннего развития, на которое влияют различные обстоятельства. Предпосылками образования государства у восточных славян являлись:

1) развитие производительных сил восточнославянских племён;

2) формирование соседской общины, развитие внутренней и международной торговли;

3) рост имущественного неравенства;

4) выделение племенной знати;

5) появление системы управления;

6) наличие союзов славянских племён. 

Процесс огосударствления княжеской власти у славян значительно ускорился в IX в. под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины обычным явлением стали набеги скандинавов (варягов), а на юге обострились отношения славянских и тюркских племён. Таким образом, возникла необходимость в создании серьёзных оборонительных союзов, действующих регулярно, а также в придании княжеской власти постоянный и государственный характер. Древняя летопись "Повесть временных лет" сообщает, что новгородские старейшины пригласили на княжение варягов-скандинавов, сказав им: "Земля наша велика и обильна, только нет в ней порядка. Приходите княжить и владеть нами". Скандинавский конунг (князь) Рюрик, вероятнее всего, швед по происхождению, откликнулся на этот призыв и прибыл с дружиной в Новгород (862), посадив своих братьев Синеуса и Трувора в славянских городах Белоозеро и Изборск. Соратники Рюрика, дружинники Аскольд и Дир, нашли себе место на Днепре, в древнем городе Киеве. Однако на самом деле пришествие скандинавов было встречено в Новгороде народным восстанием под предводительством Вадима Храброго, жестоко подавленным. Впрочем варяги весьма прочно укрепились на Руси. После смерти Рюрика (879) его дружинник (по другим сведениям – родственник) Олег собрал войско из варягов, чуди (эстов) и славян, спустился с ними по Днепру, захватил Киев (882), убив княживших там Аскольда и Дира, посадил на их место Игоря (малолетнего сына Рюрика) и основал новое государство, названное впоследствии Древнерусским.

Такова летописная легенда. Других сведений о появлении на Руси Рюрика и Олега у нас практически нет. Неизвестно, кто они, откуда пришли и где похоронены. Фактическим основателем династии киевских правителей в X в. стал именно Игорь (912–945) – первая конкретная фигура в Древней Руси, известная более или менее точно. Время же княжения Олега (882–911) характеризовалось активизацией процесса объединения племён под властью Киева, которая распространилась не только на полян, древлян и северян, но и на новгородских словен, кривичей, радимичей, уличей, а также на угорские племена чудь и мерю. Княжением Олега завершился процесс образования Киевской Руси, явившийся результатом длительной политической, экономической и культурной консолидации восточных славян.  Для отечественных историков факт призвания варяжского князя стал основанием считать его причастным если не к созданию основ русской государственности, то к появлению киевской династии. Историки XIX в. С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский отмечали, что объединению восточнославянских земель под властью Киева способствовали внутренние исторические и политические процессы: у многих племён имелись свои военные вожди (великие князья). Но произошло это объединение в результате похода князя Олега и его дружины в 882 г.

Помимо этой точки зрения в отечественной историографии имеются две противоположные друг другу концепции происхождения государства на Руси. Старая классическая норманнистика, основоположниками которой стали работавшие в России немецкие учёные Г.

З. Байер (1694–1738) и Г. Ф. Миллер (1705–1783), преувеличивала роль скандинавских воинов в столь сложном процессе, каковым является государствообразование. Сама концепция в целом сводилась к тому, что государственность и цивилизация вообще были принесены диким и неспособным к самостоятельному развитию славянским племенам скандинавами. В подтверждении этого тезиса развивались теории о широкой скандинавской экспансии в Восточной Европе, сыгравшей доминирующую роль в складывании древнерусской государственности. Немцы смогли весьма обоснованно доказать финское происхождение термина "Русь", что означает "грести", а, следовательно, слово это могли принести воины-гребцы.  Другая историографическая традиция – антинорманнская теория – обязана своим появлением М. В. Ломоносову (1711–1765), который пытался отстоять славянское происхождение Рюрика, а объяснение термина "Русь" искал в славянской топонимике. Таким образом, М. В. Ломоносов стремился создать патриотическую концепцию истории Отечества. Антинорманнская теория имела много последователей. Советские историки, руководствуясь марксистско-ленинской теорией образования государства, на основе анализа всех видов источников (лингвистических, археологических и др.) доказали, что Древнерусское государство возникло на основе внутреннего развития восточнославянского мира как результат определённых социальных и хозяйственных сдвигов в ходе генезиса классового общества.

Известные внешние влияния имели место, но решающей роли в складывании древнерусской государственности они не играли. Навязать государственность обществу, живущему при родовых порядках, невозможно, поскольку чужеродные элементы социальной жизни будут отторгаться, особенно если отсутствуют благоприятные условия для их развития. При этом нужно помнить, что в Швеции и Норвегии (Скандинавия) классовое общество и государство сложились значительно позже, чем на Руси, а потому никак не могли повлиять на формирование Киевского государства. Наиболее активные скандинавы были организованы в вооружённые отряды мореходов-разбойников (викингов, норманнов, варягов), которые возглавляли военные предводители (конунги), а не монархи. Викинги терроризировали прибрежные районы Европы, заходили в южные моря, оседали в захваченных областях (например, в Нормандии – на западе Франции, на Сицилии, на востоке Британии). Вероятно, некоторые из них, вступая в соглашение с местной славянской знатью, захватывали власть в отдельных восточнославянских землях. Однако, становясь славянскими князьями, они оказывались в тесной связи с местной знатью и отражали её интересы, быстро теряли свой этнический облик, язык и постепенно "ославянивались". Скорее всего, варяги стали катализатором, ускорившим процесс государствообразования у восточных славян.  В течение двух с половиной веков потомки варяжского конунга, быстро обосновавшиеся на новых землях и утратившие национальные черты, активно участвовали в становлении Древнерусского государства. Они регулярно собирали дань (>1.4) с подвластных Киеву племён, разбирали межплеменные споры и наиболее сложные тяжбы (судебные споры), улаживали разнообразные конфликты. Кроме того, киевские правители, будучи верховными военачальниками, могли в определённых случаях собирать несколько дружин, подчинённых подвластным Киеву князьям, для участия в дальних походах. Помимо многочисленных походов на соседей активная внешняя политика Древнерусского государства проявлялась в заключении дипломатических договоров с другими странами и в интернациональном характере династических связей. Русские князья охотно роднились с женщинами из степей (половчанками, татарками и пр.), с Кавказа, Востока, которые крестились и становились русскими княгинями, проводившими в ряде случаев политику своих мужей. Не обходили русичи и европейских правителей. Так, Ярослав Мудрый женился на шведской принцессе, а своих дочерей выдал за французского, венгерского и норвежского королей.