Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на вопросы.doc
Скачиваний:
189
Добавлен:
29.05.2019
Размер:
2.42 Mб
Скачать

3. Краткая история развития патанатомии

Развитие патологической анатомии как науки неразрывно связано со вскрытием трупов человека и животных. Согласно литературным источникам во II столетии н. э. римский врач Гален вскрывал трупы животных, изучая на них анатомию, физиологию, и описал некоторые патолого-анатомические изменения. В Средние века из-за религиозных воззрений вскрытия трупов людей были запрещены, что несколько приостановило развитие патологической анатомии как науки.

В XVI в. в ряде стран Западной Европы врачам вновь было предоставлено право осуществлять вскрытия трупов людей. Данное обстоятельство способствовало дальнейшему совершенствованию знаний в области анатомии и накоплению патолого-анатомических материалов при различных болезнях.

В середине XVIII в. вышла в свет книга итальянского врача Морганьи «О локализации и причинах болезней, выявленных анатомом», где были систематизированы разрозненные патолого-анатомические данные своих предшественников и обобщен собственный опыт. В книге дано описание изменений в органах при различных заболеваниях, что облегчало их диагностику и способствовало пропаганде роли патолого-анатомического исследования в установлении диагноза.

В первой половине XIX в. в патологии господствовало гуморальное направление, сторонники которого видели сущность болезни в изменении крови и соков организма. Считалось, что сначала происходит качественное нарушение крови и соков с последующим отклонением «болезнетворной материи» в органах. Это учение основывалось на фантастических представлениях.

Развитие оптической техники, нормальной анатомии и гистологии создало предпосылки для возникновения и развития клеточной теории (Вирхов Р.,1958). Патологические изменения, наблюдаемые при том или ином заболевании, по Вирхову, – это простая сумма болезненного состояния самих клеток. В этом заключается метафизический характер учения Вирхова Р., так как ему было чуждо представление о целостности организма и его взаимосвязи с окружающей средой. Однако учение Вирхова послужило стимулом для глубокого научного изучения болезней путем патолого-анатомического, гистологического, клинического и экспериментального исследования.

Во второй половине XIX и начале ХХ вв. в Германии работали крупные патологоанатомы Кип, Иост, авторы фундаментальных руководств по патолого-анатомической анатомии. Немецкие патологоанатомы вели большие исследования по инфекционной анемии лошадей, туберкулезу, ящуру, чуме свиней и т. д.

Начало развития отечественной ветеринарной патологической анатомии относится к середине XIX в. Первые ветеринарные патологоанатомы были профессорами ветеринарного отделения Петербургской медико-хирургической академии И. И. Равич и А. А. Раевский.

С конца XIX столетия отечественная патанатомия получила свое дальнейшее развитие в стенах Казанского ветеринарного института, где с 1899 г. заведовал кафедрой профессор К. Г. Боль. Его перу принадлежит большое количество работ по вопросам общей и частной патологической анатомии.

Проведенные отечественными учеными исследования представляют большое научно-практическое значение. Выполнен ряд важных исследований в области изучения теоретических и практических вопросов патологии сельскохозяйственных и промысловых животных. Эти работы внесли ценный вклад в развитие ветеринарной науки и животноводства.

Патологическая анатомия в России Московская школа патологоанатомов

В России предпосылкой для развития патологической анатомии явилась организация госпиталей, которые одновременно были и учебными заведениями. Первый Российский госпиталь с прозектурой— «анатомическим театром» был организован в 1706 г. в Москве, в Лефортове, по указу ПетраI(сейчас — Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко) голландским врачом, приглашенным на российскую службу в 1702 г., Николаем Бидлоо(1671—1735), который и проводил первые патологоанатомические и судебно-медицинские вскрытия.

Регулярными патологоанатомические вскрытия в лечебных учреждениях России стали после выхода по настоянию врача и анатома, лейб-медика П.З. Кондоиди (1710—1760) в 1754 г. инструкции Правительствующего Синода «Об обязательных вскрытиях умерших в госпиталях» и открытия в 1755 г. медицинского факультета Московского университета.

Исключительная роль в развитии патологической анатомии в России, пропаганде вскрытий и клинико-анатомического анализа, принадлежит врачам и ученым Д.С.Самойловичу (1744—1805),И.М.Костомарову (1802—1889) и Н.И.Пирогову (1810—1881).

До введения в 1865 г. в Московских городских больницах штатных должностей врачей-патологоанатомов, вскрытия производили сами клиницисты, причем первыми среди них были такие известные врачи и анатомы, как Е.О. Мухин(1766—1850) — учитель Н.И. Пирогова,Х.И. Лодер(1753—1832) — основатель знаменитых клиники Лодера и коллекции макропрепаратов Лодера в Московском университете, Л.С. Севрук(1807—1852) — автор первых лекций по патологической анатомии в Московском университете,А.И. Овер (1804—1864) — ученик М.Я. Мудрова, автор первого российского патологоанатомического атласа и др.

Впервые вопрос о необходимости включения патологической анатомии в число обязательных предметов преподавания на медицинских факультетах был поставлен в 1805 г. М.Я. Мудровым(1776—1831) в письме к попечителю Московского университета М.Н. Муравьеву. В 1805 г. М.Я. Мудров писал: «Анатомия патологическая или медицинская … поелику почитают ее новой, хотя она и не есть … . Снова о ней позабыли, пустившись в строение теорий» и «… там умирают больные, не оставляя по себе причины их болезни, которая разрушила их организм».

Однако первой в Российской Империи, в 1845 г., при содействии Н.И. Пирогова, была открыта кафедра патологической анатомии на медицинском факультете университета Святого Владимира в Киеве. Кафедра патологической анатомии и патологической физиологии в Московском университете была создана специальным правительственным указом в 1845 г., но начала работать только с 1849 г. и первым ее заведующим был утвержден А.И. Полунин (1820—1888). Ему принадлежат знаменитые слова: «Патологическая анатомия — это наука не о мертвом, а о живом теле в болезненном состоянии». Кафедра патологической анатомии в Санкт-Петербурге была основана в 1859 г. в Военно-медицинской академии, также благодаря предложению Н.И. Пирогова.

Таким образом, именно Н.И. Пирогов внес большой вклад в создание кафедр патологической анатомии в разных университетах России.

А.И. Полунин возглавлял кафедру патологической анатомии и патологической физиологии в Московском университете с 1849 по 1869 гг. (разделение кафедр с организацией самостоятельной кафедры патологической физиологии произошло в 1869 г.). Он явился родоначальником московской школы патологоанатомов. Ему принадлежат первый перевод труда Р.Вирхова «Целлюлярная патология» на русский язык (первый учебник для студентов по патологической анатомии на русском языке), исследования по морфологии туберкулеза и холеры и других болезней. Начиная с А.И. Полунина, на кафедре сохраняется традиция, когда следующим заведующим становится ученик предыдущего.

Иван Федорович Клейн (1837—1922) заведовал кафедрой патологической анатомии Московского университета с 1869 по 1898 гг. Труды И.Ф. Клейна были посвящены проблемам тромбоза и эмболии, циррозу печени, он активно занимался прозекторской работой в московских больницах. И.Ф.Клейн с 1892 г. был первым председателем патологоанатомического научного кружка при кафедре патологической анатомии, который был создан по инициативе его учеников — Н.Ф.Мельникова-Разведенкова и Г.В.Власова, а позже, в октябре 1914 г. — явился основой Московского научного общества патологоанатомов (первый председатель — А.И. Абрикосов).

Михаил Никифорович Никифоров (1858—1915) руководил кафедрой патологической анатомии Московского университета с 1898 по 1915 гг., вложил огромный труд в создание первого отечественного учебника по патологической анатомии (издан в 1899 г. и переиздавался 9 раз до 1928 г.), изучал патологическую анатомию воспаления, регенерации, нарушений кровообращения, инфекционных болезней (возвратный тиф), опухолей (хорионэпителиома — опухоль Никифорова и др.).

Василий Иванович Кедровский (1865—1937), ученик И.Ф. Клейна и М.Н. Никифорова, заведовал этой же кафедрой с 1916 по 1918 гг. Большое внимание уделял проблемам бактериологии, впервые в мире культивировал возбудителя проказы вне организма, был директором Бактериологического института им. Г.Н. Габричевского, возглавлял лепрозный сектор Центрального тропического института. В.И. Кедровский, будучи членом партии социалистов-революционеров, не принял революцию 1917 года и был в 1918 г. отстранен от руководства кафедрой патологической анатомии.

Алексей Иванович Абрикосов (1875—1955), возглавлял ту же кафедру с 1920 по 1953 гг., хотя исполнял обязанности ее заведующего уже с 1918 г. после ухода В.И. Кедровского. А.И. Абрикосову принадлежат исследования морфологии туберкулеза, опухолей (миома из миобластов — опухоль Абрикосова), патологических процессов орофациальной области. Им написаны учебники и многотомное руководство по патологической анатомии для врачей, актуальные до наших дней. А.И. Абрикосов с 1914 г. являлся председателем Московского научного общества патологоанатомов, с 1921 г. — организатором и председателем Российского, позже — Всесоюзного общества патологоанатомов, инициатором создания в 1935 г. журнала «Архив патологии».

Анатолий Иванович Струков (1901—1988) руководил кафедрой патологической анатомии 1-го ММИ им. И.М.Сеченова с 1953 по 1972 гг. Он автор фундаментальных работ по туберкулезу, ревматическим болезням, иммуноморфологии, онкологии, патологии легких, сердечно-сосудистой системы, вопросам общей патологии. Написанным им учебник по патологической анатомии неоднократно переиздавался и в течение многих лет являлся основой для преподавания патологической анатомии в СССР и в России.

Виктор Викторович Серов (1924—2007) возглавлял кафедру патологической анатомии ММА им. И.М.Сеченова с 1972 по 1990 гг. Его основные труды посвящены проблемам нефрологии, гепатологии, общей патологии, болезням иммунной системы. В.В. Серов — соавтор А.И. Струкова в последних переизданиях учебника по патологической анатомии, внес большой вклад в развитие преподавания патологической анатомии.

В настоящее время кафедрой патологической анатомии ММА им. И.М.Сеченова руководит академик РАН и РАМН, профессор Михаил Александрович Пальцев, активно развивающий вопросы молекулярной патологии, иммуноморфологии, нефрологии, онкологии, автор современных Российских учебников и руководств по патологической анатомии.

Из видных представителей московской школы патологоанатомов следует также упомянуть следующих ученых, получивших мировое признание.

Ипполит Васильевич Давыдовский (1887—1968), заведовал кафедрой патологической анатомии 2-го ММИ им. Н.И.Пирогова (сейчас — РГМУ), его исследования были посвящены проблемам общей патологии, атеросклероза, инфекционным болезням, геронтологии. В 1921 г. И.В. Давыдовский возглавил Московскую городскую патологоанатомическую службу, с 1925 г., первым в России, предложил пересмотреть методику преподавания патологической анатомии и положил в основу изучения патологии нозологический принцип, с 1930 г. ввел в практику клинико-анатомические конференции и основные принципы сличения клинического и патологоанатомического диагнозов.

Михаил Александрович Скворцов (1876—1963), стал основоположником Российской патологической анатомии болезней детского возраста.

Владимир Тимофеевич Талалаев (1886—1947), изучал ревматические заболевания (гранулему при ревматизме называют в России Ашофф-Талалаевской).

Арсений Васильевич Русаков (1885—1953), посвятил свои работы проблемам костной патологии.

Донат Семенович Саркисов (1924—2000), главное внимание уделял проблемам общей патологии, в частности, учению о регенерации, приспособительных и компенсаторных процессах.

Большой вклад в развитие отечественной патологической анатомии внесли такие известные ученые, как Н.К. Пермяков(реанимационная патология), А.В. Смольянников (патология боевой травмы и др.), П.П. Движков (инфекционная и профессиональная патология), Н.А. Краевский (онкоморфология, гематология), А.П. Авцын (географическая патология), И.К. Есипова (легочная патология), Т.Е. Ивановская (детская патология) и многие, многие другие.

2.Аутопсия как один из методов изучения сущности болезней, клинико-анатомический анализ. Современные методы морфологического исследования: световая, люминесцентная, электронная микроскопия, гистохимия, имунногистохимия.

При вскрытии трупов умерших - аутопсии (от греч. autopsia - видение собственными глазами) находят как далеко зашедшие изменения, которые привели больного к смерти, так и начальные изменения, которые обнаруживают чаще лишь при микроскопическом исследовании. Это дало возможность изучить стадии развития многих заболеваний. Органы и ткани, взятые на аутопсии, изучают с помощью не только макроскопических, но и микроскопических методов исследования. При этом пользуются преимущественно светооптическим исследованием, так как трупные изменения (аутолиз) ограничивают применение более тонких методов морфологического анализа.

При вскрытии подтверждается правильность клинического диагноза или выявляется диагностическая ошибка, устанавливаются причины смерти больного, особенности течения болезни, выявляется эффективность применения лечебных препаратов, диагностических манипуляций, разрабатывается статистика смертности и летальности и т.д.

Операционный материал (удаленные органы и ткани) позволяет патологоанатому изучать морфологию болезни в различные стадии ее развития и использовать при этом разнообразные методы морфологического исследования.

Биопсия, ее значение для диагностики заболеваний. Виды биопсий, цитологическая диагностика.

Биопсия (от греч. bios - жизнь и opsis - зрение) - прижизненное взятие ткани с диагностической целью. Материал, полученный с помощью биопсии, носит название биоптата. Более 100 лет назад, как только появился световой микроскоп, патологоанатомы начали заниматься изучением материала биопсии, подкрепляя клинический диагноз морфологическим исследованием. В настоящее время нельзя представить лечебное учреждение, в котором не прибегали бы к биопсиям для уточнения диагноза. В современных лечебных учреждениях биопсия производится каждому третьему больному, причем нет такого органа, такой ткани, которые не были бы доступны биопсийному исследованию.

Расширяются не только объем и методы биопсии, но и задачи, которые с ее помощью решает клиника. Посредством биопсии, нередко повторной, клиника получает объективные данные, подтверждающие

диагноз, позволяющие судить о динамике процесса, характере течения болезни и прогнозе, целесообразности использования и эффективности того или иного вида терапии, о возможном побочном действии лекарств. Таким образом, патологоанатом, которого стали называть клиническим патологом, становится полноправным участником диагностики, терапевтической или хирургической тактики и прогнозирования заболевания. Биопсии дают возможность изучить

8

самые начальные и тонкие изменения клеток и тканей с помощью электронного микроскопа, гистохимических, гистоиммунохимических и энзимологических методов, т.е. те начальные изменения при болезнях, клинические проявления которых еще отсутствуют в силу состоятельности компенсаторно-приспособительныхпроцессов. В таких случаях лишь патологоанатом располагает, возможностями ранней диагностики. Те же современные методы позволяют дать функциональную оценку измененных при болезни структур, получить представление не только о сущности и патогенезе развивающегося процесса, но и о степени компенсации нарушенных функций. Таким образом, биоптат становится в настоящее время одним из основных объектов исследования в решении как практических, так и теоретических вопросов патологической анатомии.