
- •Цыганков п.А. Глобальные политические тенденции и социология международных отношений
- •1. Мо в свете глобальных политических перемен
- •1.1. Глобальные политические тенденции
- •1.2. «Отставание» теорий мо в осмыслении глобальных политических тенденций
- •2. Социология международных отношений: пределы и возможности
- •2.1. Проблематика мо в свете предмета социологии
- •2.2. Социология международных отношений: конкурирующие позиции
- •2.3. Возможности социологии международных отношений
Цыганков п.А. Глобальные политические тенденции и социология международных отношений
МО - наука по преимуществу политическая. Поэтому, если следовать идущей еще от нашего соотечественника Б.Н. Чичерина традиции разграничения политической науки и социологии политики, соответственно, как изучения способов воздействия государства на общество и как исследования механизмов влияния социальных общностей и институтов на государство и политический порядок в целом, то именно на этом пути следует искать истоки становления политической социологии международных отношений. И здесь не обойтись без самой общей характеристики тех изменений, которые происходят в политической сфере в последние годы. Динамизм и размах происходящих в ней трансформаций делают еще более убедительным отмечаемое многими авторами (в том числе и на страницах этой книги) отставание теорий международных отношений в их осмыслении. В то же время, поскольку социология обязывает к изучению «социального», постольку возникает необходимость рассмотрения существа и глобальных социальных перемен. В связи со сказанным в первой части данного раздела речь идет о том теоретическом вызове, который предъявляют науке международных отношений глобальные политические тенденции. Во второй части обсуждаются возможности и пределы социологии международных отношений в изучении происходящих сегодня политических и социальных изменений планетарного масштаба.
1. Мо в свете глобальных политических перемен
Масштабность этих перемен помогают понять такие впечатляющие события международной жизни последних лет, как падение Берлинской стены и окончание холодной войны, распад Советского Союза и «мировой социалистической системы», крушение биполярного мира и резкое увеличение количества суверенных государств - членов международного сообщества. Добавим к этому новый этап в интеграционных процессах в Европе и Северной Америке, качественно новый политический статус объединенной Германии, политические последствия югославского конфликта.
Огромных масштабов достигли и продолжают возрастать миграционные потоки из менее развитых регионов и стран в более богатые в экономическом и более благополучные в социальном
отношении государства. Происходит переструктурирование всего мирового политического пространства.
Каковы ответы МО на эти новые вызовы? Способна ли эта дисциплина давать обоснованные, а главное, реальные прогнозы относительно будущего, а также практические рекомендации относительно необходимых уже сегодня политических решений? Как подчеркивают многие известные специалисты-международники, глобальные политические изменения, в известном смысле, застали теорию врасплох. Оказалось, что ее основные концепты мало приспособлены для осмысления происходящих сдвигов, методология слабо согласуется с изменившимися условиями, операциональность теоретического арсенала аналитических методов и
методик значительно снизилась. Это не означает ее полной несостоятельности или же абсолютной несовместимости позиций различных научных направлений и школ. Вместе с тем восстановление доверия к теории предполагает поиск новых подходов (и, в известном смысле, возврат к некоторым прежним подходам, отвергнутым или не получившим достаточно широкого развития из-за своей нетрадиционности либо по иным причинам), которые при современном состоянии предмета способны дать представление (неизбежно весьма условное и приблизительное) о том весьма сложном и успешно сопротивляющемся научному анализу объекте, каким являются международные отношения.