Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
149
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 15. Начало распада государства Хулагуидов

Абу-Са'ид Бахадур-хан, сын Ольджайту-хана, вступил на престол в двенадцатилетнем возрасте и, естественно, не мог управлять государ-

20%

ством. Фактическим правителем государства стал эмир Чобан, из мои1 гольского племени сулдуз, улусный эмир и главнокомандующий. Ряд областей был отдан в управление монгольским эмирам. Везир Тадж-ад-дин Алишах усилился благодаря поддержке эмира Чобана. Алишах ли1 шил Рашид-ад-дина, уже семидесятилетнего старика, которому было трудно бороться с придворными интригами, всякого влияния на госу-дарственные дела. Не удовлетворившись отставкой Рашид-ад-дина, Али­шах ложно обвинил Рашид-ад-дииа в отравлении Ольджайту-хана, кото­рого Рашид-ад-дин лечил, как врач. Кочевая знать, ненавидевшая Рашид-ад-дина за его участие в реформах Газан-хана, рада была слу­чаю свести с ним счеты. Рашид-ад-дин был осужден и в июле 1318 V. казнен: его разрубили мечом пополам, как некогда загубленного им Садр-ад-дина. Огромное имущество Рашид-ад-дина было конфисковано в казну. Построенный им в Тебризе квартал был разгромлен, учрежден­ные им вакфы и многочисленные благотворительные заведения были. уничтожены.

Усиление монгольской кочевой знати, которая захватила все важ­ нейшие области государства и поставила на главные гражданские долж­ ности своих ставленников, оч'ень скоро привело к ликвидации мероприя­ тий Газан-хана, направленных к устранению произвола чиновников и обузданию кочевых феодалов. '

Кочевые феодалы, почувствовав слабость центрального правитель­ства, стали поднимать мятежи и восстания. Борьба с ними затруднялась тем, что она проходила одновременно с войнами с соседними государ1-ствами. В 1317 г. в Хорасане поднял восстание чагатайский царевич Ясавур, изгнанный из Средней Азии и нашедший убежище в Хорасане. В то же время войска золотоордынского хана Узбека, продолжая дав­нюю борьбу за Азербайджан, вторглись в район Дербенда. Пока эмир Чобан вел войны с золотоордынцами, эмир Ясавур опустошил Мазей1-деран, часть Хорасана и Систана. Только в 1320 г. было подавлено это восстание.

Огромная власть эмира Чобана вызвала зависть и соперничество многих монгольских кочевых феодалов, безуспешно пытавшихся оклеве1 тать его перед ильханом Абу-Са'идом. Против него был составлен заго­вор. Во главе недовольных стал эмир Иринчин из племени кераитов, и заговор против временщика разросся в мятеж против самого ильхана Абу-Са'ида. После упорной борьбы в Азербайджане мятеж был подав­лен в 1319 г., эмир Иринчин казнен.

В 1320 г. египтяне совершили опустошительное вторжение в Килий-скую Армению, находившуюся в вассальной зависимости от ильханоз. Стремясь прекратить военные действия у своих западных границ, Абу-Са'ид начал переговоры с мамлюкским султаном Египта Насиром Мухам­медом, и в 1323 г. между государством Хулагуидов и Египтом был за­ключен мирный договор. Абу-Са'вд и Насир стали обмениваться дру­жественными посольствами.

В 1332 г. в Малой Азии (Рум) поднял мятеж родной сын эмира Чобана — эмир Тимурташ. Эмир Чобан лично выступил на его подавле­ние, но позднее добился прощения сына. Военные действия против Зо­лотой Орды на Кавказе продолжались.

Власть Чобанидов усиливалась все больше. В 1324 г. умер везир Алишах, единственный из всех везиров ильханов умерший своей смертью. Опека Чобанидов стала тяготить уже возмужавшего ильхана. Бесчинства в Тебризе и насилия над его жителями, которые чинил сыр Чобана Димишк-ходжа, вызывали общее недовольство. В 1327 г. Ди-мишк-ходжа был казнен. В ответ эмир Чобан поднял мятеж в Хорасане.,

207

но был разбит « бежал в Херат, владетель которого сперва дал ему убежище, а потом, в угоду Абу-Са'иду, велел его задушить.

Мятежи феодальных клик, частые битвы и переходы войск по тер­ритории оседлых районов, ограбление феодалами жителей в захвачен­ных ими районах, возросшие с новой силой злоупотребления чиновни­ков, стихийные бедствия (в 1318—1320 гг. была страшная засуха, налет саранчи и невиданный град) привели к голоду и вконец истощили осед­лое сельское население. Люди покидали свои жилища и разбегались. Кризис, несколько приостановленный реформами Газан-хана, опять уси­лился.

Попытка в какой-то мере оградить население от произвола фео­далов связана с именем везира Гийас-ад-дина Мухаммеда Рашиди, сы­на Рашид-ад-дина, занявшего, эту должность в 1328 г., после падения эмира Чобана. Он старался вести внутреннюю политику в духе реформ Газан-хана. По его совету Абу-Са'идом были изданы указы для защиты населения от незаконных и разорительных поборов. До нас дошел один из таких указов, выбитый на стене мечети в городе Ани в Армении.

Ильхан Абу-Са'ид умер в конце 1335 г. во время похода против Золотой Орды.

Политическая линия везира Гийас-ад-дина Рашиди вызвала сильное противодействие со стороны монголо-тюркской кочевой знати. Эта знать усилилась в связи с расширением фонда земель икта'. Вообще в первой половине XIV в. происходил процесс роста земель икта', мульковых и вакфных за счет фонда государственных земель, находившихся в распо­ряжении центральной власти и непосредственно эксплуатировавшихся ею через аппарат чиновников. Это вызвало ослабление центральной власти в лице ильхана. Поэтому попытки Гийас-ад-дина вести центра-листскую политику не могла иметь успеха. В то же время происходил процесс концентрации земель в руках крупных феодалов, отнимавших у мелких землевладельцев мульковые земли то путем прямого насилия и захвата, то путем судебных процессов, пользуясь тем, что во время войн и смут у многих землевладельцев погибли документы, удостоверяв­шие их право собственности на землю. Если к началу XIII в. кое-где в Иране еще сохранялись свободные крестьяне, то теперь все они пре­вратились в крепостных. Сельская община сохранилась не везде, но и там, где она оставалась, она была несвободной и зависимой от феодалов.

Рост земельных богатств крупных феодалов, особенно кочевой зна­ти, привел к усилению ее политического влияния и вызвал острую борь­бу за власть в государстве между феодальными кликами.