Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ирана с древнейших времен до конца XVII...doc
Скачиваний:
196
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

§ 18. Феодальные отношения в Иране во второй половине XI—XII вв.

В XI—XII вв. в Иране продолжались рост земель икта' за счет госу­дарственных земель и ослабление центральной власти и усиление фео­дальной раздробленности. При Сельджукидах учреждения центрально­го государственного аппарата пришли в упадок. В связи с установле­нием удельной системы управления важнейшие раньше учреждения, как, например, центральное финансовое ведомство (диван хараджа) утрати­ло прежнее значение. Сбор хараджа перешел в руки атабеков, владете­лей икта* и других^ местных феодалов. Появились более или менее слу­чайные учреждения, к которым приписывались доходы с отдельных об­ластей. Характерными для этого времени являются такие приказы при­дворного ведомства, каковы «приказ умывальников», «гардеробный при­каз» и другие; к ним приписывались земли — икта'.

При Сельджукидах институт икта' распространился на всей терри­тории Ирана, причем значительно видоизменился. Развитие института икта' нашло весьма наглядное отражение в трактате «Сийасет-намэ» («Книга о правлении»), приписываемого Низам-ал-мульку. В специаль­ной главе, посвященной икта', автор, видя невозможность отказаться от этой системы, настаивал на том, чтобы статут икта' оставался в рам^ ках прежнего временного бенефиция. Одновременно автор ратовал за то, чтобы центральная государственная власть сохранила юридический контроль над владетелями земель икта' и над сидевшими на этих зем­лях крестьянами. Приводимый ниже отрывок из указанной главы дает представление о точке зрения Низам-ал-мулька и бросает определен­ный свет на действительное положение вещей.

«Мукта',1 владеющим икта', — говорится в «Сийасет-намэ», — над­лежит знать, что по отношению к райятам у них нет иного приказа, кроме как собирать законную подать добрым способом, которая им дана. Когда же они это собрали, то и личности, и имущества, и жены и дети [райятов] должны быть в безопасности, также их орудия труда и земель­ные участки, и у мукта' не должно быть к ним доступа. А если райяты захотят отправиться ко двору, чтобы изложить свои дела, то пусть им в этом не препятствуют. Каждому мукта', который поступит иначе (т. е. окажет препятствие), пусть укоротят руки, и икта* его пусть отберут и накажут, чтобы дать пример другим. Им надлежит знать, что и земля. и крестьяне принадлежат султану, а мукта' и правители поставлены над ними как бы наместниками, дабы они с райятами вели себя подоб­но тому, как государь с другими, чтобы райяты были довольны, а они сами были бы избавлены от наказаний и пыток в загробной жизни».

Из других мест книги видно, что действительное положение дел бы­ло совершенно иным, обратным тому, чего требовал автор. При Сельджу­кидах икта' из бенефиция превратилась, если еще не юридически, то на практике, в наследственный лен (феод).

1 Владетель икта' (араб.; перс, синоним. — икта'дар).

154

Арабский историк Макризи сохранил следующие слова, сказанные одним из владельцев военных ленов в!реме«и Сельджукидов (XII в.) в Сирии: «Икта' — наша собственность, каковую унаследуют потомки на­ши, сын от отца, и мы готовы сражаться за нее». Слова эти верно отра­жают процесс эволюции икта'.

Из источников видно, что некоторые земли икта' оставались в ру­ках одной и той же феодальной фамилии в течение столетий. Установ­ление наследственности икта' имело большие последствия в первую оче­редь для крестьянства. Владельцы наследственной икта', — в отличие от прежних чиновников — сборщиков налогов на государственных зем­лях и временных владельцев икта' раннего типа, для которых главная забота состояла в том, чтобы выкачать как можно больше хараджа, в своих интересах должны были проявлять заботу о сохранении на из­вестном материальном уровне хозяйства сидевших на землях икта* крестьян.

Тем не менее полная зависимость райятов от владельцев наслед­ственных икта' неизбежно вела к ухудшению положения крестьян. В XI—XII вв. появляется целый ряд новых, специфических феодальных повинностей и податей в пользу владельцев: обязательные подношения крестьян по случаю рождения сына, свадьбы, различные сборы, связан­ные с выполнением владельцем икта' своих вассальных обязанностей, например, поборы на подковы лошадей, которые производились, когда владелец икта' должен был принять участие в походе. К сожалению, в полной мере система податей и повинностей этого времени пока остается малоизученной.

Жизнь городов Ирана в XI—XII вв. также почти не изучена. Архео­логически средневековые города Ирана мало обследованы. Свидетель­ства письменных источников позволяют, однако, сделать вывод, что про­исходивший в предшествующие века рост торгово-ремесленных пред­местий, рабадов, продолжался весьма интенсивно и в рассматриваемое время. Наиболее важные общественные здания строились именно в ра-бадах. Памятники материальной культуры, дошедшие до нашего време­ни, также свидетельствуют о том, что основные отрасли средневекового ремесла — зодчество, выделка металлических изделий, ковров, тканей, особенно керамических изделий в эти века достигли высокого развития как в техническом, так и в художественном отношениях.

Развитие международной торговли в XI—XII вв. продолжалось. Об этом говорит появление мощных купеческих объединений, которые вели торговлю в международном масштабе.

Международной торговлей в эти века оказались охваченными почти все страны Старого света. При этом в связи с крестовыми походами заметно усилилась роль в ней ряда европейских стран, особенно Ита­лии. Главные пути караванной торговли, как и прежде, проходили че­рез Иран, что благоприятно отражалось на развитии городов Ирана.

Ремесленное население городов находилось в зависимости от фео­далов, купеческих компаний и ростовщического капитала. На ремеслен­ников городов распространялся целый ряд феодальных поборов и по­винностей. Источники неоднократно упоминают случаи произвольного обложения налогами ремесленников как отдельных отраслей, так и це­лых городов. Однако система налогообложения ремесленников в дета­лях не изучена. В этот период в Иране, как и в других странах Ближне­го Востока, существовали ремесленные корпорации (цехи). Последние часто находились под влиянием дервишеских братств. Особым влиянием на ремесленников пользовалось братство ахиев, иначе «ахл-и футувва» <(арабск. футувва — «юность, молодечество, благородство»), под религи-

155

озной оболочкой выражавшее оппозицию политике феодальных верхов. Ахии допускали убийство тиранов. Много внимания они уделяли взаи­мопомощи, устраивали братские трапезы.

Социальные противоречия в XI—XII вв. достигли большого напря­жения. Источники не дают сведений о крупных восстаниях крестьян, по­добных восстаниям VIII— начала X вв., но сообщают об обострении классовой борьбы в городах между феодалами и купечеством, с одной стороны, и ремесленниками и окрестными крестьянами, с другой.

Классовая борьба в городах внешне облекалась в форму столкно­вений на религиозной почве — между суннитами (знать и купечество) и шиитами (крестьяне и ремесленники), или же между отдельными сун­нитскими толками, объединявшими определенные слои населения. Спо­ры отдельных религиозных группировок, как правило, переходили в во­оруженные стычки, убийства, поджоги враждебных кварталов. Неред­ко они приводили к полному опустошению целых городов (как было в Рейе, Тегеране). В эти столкновения, обычно начинавшиеся в городах, втягивалось и окрестное сельское население.