Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
khrest_po_i-i_gl_3_s_328_doc.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
432.13 Кб
Скачать

О детях, трудных в воспитательном отношении

Сикорский И.А. О детях, трудных в воспитательном отношении: Доклад, сде­ланный на Международном конгрессе по гигиене в Женеве 5 сентября 1882 г. — Б.м., 1882. (с. 354-359)

Прогимназия в г. Вольске (Саратовской губ.) представляет со­бою род исправительного учебного заведения, куда переводятся из всех военно-учебных заведений воспитанники, которые, вслед­ствие своей нравственной испорченности и вредного влияния на товарищей, требуют особой, исключительной, обстановки и дол­жны быть удалены из нормальных заведений. <...> Если позволи­тельно сравнение, то эту прогимназию можно назвать педагоги­ческой клиникой, где собраны самые трудные объекты воспита­ния. <...>

Трудные и самые трудные в воспитательном отношении дети различаются только по степени. По своему нервно-психическому состоянию трудные дети могут быть разделены на 5 типов.

Тип 1. Дети и юноши с легковозбудимым нервно-психическим стро­ем. Они обладают неодинаковыми умственными способностями, большею частью они довольно хорошо одарены, но мало вынос­ливы для продолжительной или напряженной умственной работы. Главнейшую отличительную черту их составляет нравственная неустойчивость: добро легко сменяется у них злом, они способны на самые дурные и возмутительные поступки и в общем кажутся совершенно испорченными детьми. Между тем в глубине души эти дети не испорчены. Они способны испытывать раскаяние, которое потрясает глубоко все их существо; эпизодически они переживают моменты самых возвышенных и чистых душевных состояний, которые могут проходить незамеченными для воспи­тателя, вследствие странной скрытности или замкнутости этих детей. По временам, под влиянием раскаяния или вслед за раска­янием, по временам же от неуловимых причин они приходят в состояние положительной нравственной тупости и бесчувствен­ности или становятся легкомысленными — и тогда их поведение ухудшается, а меры исправления или взыскания остаются боль­шею частью без всякого действия. Воспитанники этой категории составляют 50—60% общего числа детей, трудных в воспитатель­ном отношении.

Тип II. Дети и юноши, у которых нарушено нормальное отношение между ростом тела и психическим развитием. <...> Их около 15%. Они подразделяются на две группы. (с. 354) У одних довольно быстро идет рост тела рядом с медленным умственным развитием, у других — наоборот: умственное развитие идет успешно, но рост тела на два, на три и более года приостанавливается или, по крайней мере, идет несоразмерно медленно. Одних можно поэтому назвать великорослыми ( воспитанник 15 лет имеет рост 168см. и вес 63, 46 кг.), других малорослыми ( воспитанник 17 лет имеет рост 146 и вес 33, 82 кг.). Оба типа отличаются не­устойчивой нравственностью. Первые склонны к грубости, наси­лию и вообще склонны действовать быстро, необдуманно импуль­сивно, поражая наблюдателя странным несоответствием, кото­рое существует между большим ростом их и ребяческим поведе­нием; вторые обнаруживают большую раздражительность харак­тера и более всех других детей расположены к онанизму. Нрав­ственное исправление этих детей большею частью наступает быс­тро. Иногда в течение одного года и даже менее воспитанник со­вершенно перерождается в нравственном отношении, и это почти всегда совпадает с регулированием роста тела. В особенно­сти это ясно на детях малорослых: как только приостановка в ходе развития организма прекращается и рост становится быстрым — их нравственность улучшается, даже без какого-либо педагоги­ческого содействия к тому.

Тип III. Юноши с возвышенным самочувствием. Умственное раз­витие совершается не у всех детей с постепенностью, шаг за шагом: у иных оно идет скачками, делая более или менее значи­тельные приостановки. Если такая приостановка предшествует наступлению половой зрелости, если затем умственное и физи­ческое развитие пойдет быстро, то это большею частью наруша­ет нравственную устойчивость юноши, вызывая в нем чрезмер­ную уверенность в своих силах, самонадеянность, наклонность к неразборчивой деятельности, иногда дух своеволия и противоре­чия. В обществе своих сотоварищей эти юноши обнаруживают вла­столюбие и легко подчиняют своему влиянию слабейших. К этому типу относится около 10 %. Воспитание этих юношей представля­ет много трудного, но в будущем из них вырабатываются стой­кие, решительные характеры.

Тип IV. Подвижно-беспокойные. Они составляют около 5 — 6%. Характеристической чертой их служит беспокойная деятельность, которая часто отличается бесцельностью, нелепым, ребяческим характером и выходит за пределы обычных терпимых детских ша­лостей. Эти дети отличаются большою рассеянностью и малоуспешностью, при душевных волнениях часто плачут, совершают массу большею частью мелких проступков и своим поведением крайне утомляют воспитателя и раздражают товарищей. Их нрав­ственная неустойчивость и беспокойство периодически усилива­ются. Уже одно это обстоятельство способно внушить мысль, что в основании беспокойного поведения этих детей лежат скорее физиологические причины, чем нравственные. ( с. 355) Эти дети более всех других склонны к ночному недержанию мочи... Нередко все опи­санные сейчас свойства наблюдаются у великорослых и малорос­лых детей, т. е. у детей II типа.

Тип V. Дети и юноши с весьма упорными, вероятно прирожденны­ми, неправильностями характера. Они составляют около 15 — 17 % общего числа детей, трудных в воспитательном отношении. Со стороны физической эти дети характеризуются весьма часто на­блюдаемыми у них признаками деградации, с психической сто­роны они отличаются наклонностью к дерзкой, наглой лжи, об­ману, цинизму, упорству, жестокости, эгоизму. Они весьма мало склонны к раскаянию, и... — что весьма характерно — им одним свойственна способность внезапного и неожиданного проявления зла в такой сложной и зрелой форме, что можно бы подумать о глубоком развращении и долгой практике порока. К счастью, это не так; большею частью это есть только факультативное проявле­ние зла, оно указывает только, на что способны эти натуры, к чему у них есть естественная склонность и куда могут направиться их силы и их умственная техника при отсутствии правильного воспитания. В умственном отношении они большею частью хоро­шо одарены и даже обнаруживают нередко особые технические способности. Из детей, относящихся к этому типу, некоторые, не обнаруживая в резкой форме дурных качеств, которые сейчас ис­числены, проявляют наклонность к мечтательности, к героическим выходкам, похождениям, учинению детских комплотов, к возбуж­дению вражды между товарищами и т.п. У 4/5 этих детей можно было доказать, что они принадлежат к семействам, в которых уже проявились случаи душевных болезней, алкоголизма, тяжелых неврозов.

Особенности нервно-психического строя, которые мы очерти­ли, зависят... а) от болезненной наследственности, как, напри­мер, у детей V типа и, может быть, отчасти у детей других типов; б) они могут быть вызваны различными уклонениями в ходе фи­зического и психического развития, как это наблюдается у детей II и III типа; в) наконец, некоторые особенности, как, напри­мер, легко возбудимая нервно-психическая конституция у детей I типа, вероятно, служат выражением темперамента, составляя крайнее проявление тех черт, которые, при дальнейшем разви­тии индивидуума, сгладятся и потеряют свою резкость и односто­ронность. Впрочем, увеличенная нервно-психическая возбудимость может быть... явлением приобретенным, вызванным умственны­ми напряжениями. <...> Они большей частью решительно пред­располагают последних к испорченности и малоуспешию и вооб­ще делают для них более или менее трудным приспособление к людям и условиям жизни. <...> ( с. 356)

Наибольшее число детей, трудных в воспитательном отноше­нии, приходится на возраст от 13 до 16 лет, так что три года жизни, именно 13, 14 и 15, — представляются наиболее крити­ческими в юном возрасте. <...> После 17 лет большая часть испор­ченных воспитанников исправляются. <...>

Чтобы до некоторой степени объяснить причины того, почему возраст от 13от 16 лет является критическим для учащихся детей, мы должны припомнить, что в этот период происходят два важ­ные органических процесса — это, во-первых, — половое разви­тие, а во-вторых, — большой переворот от детства или отроче­ства к юности. <...> В умственном отношении эта эволюция харак­теризуется широким развитием синтетической работы ума — стрем­лением к обобщениям и к систематизированию умственного бо­гатства; со стороны нравственной она обозначается выработкой и установкой индивидуальности и самобытности. Эти процессы у детей, трудных в воспитательном отношении, протекают при бо­лее или менее значительных нравственных пертурбациях. Это в осо­бенности можно наблюдать на детях, которых мы отнесли к I типу; у них чаще всего можно встретить в этот период смесь зрелого и разумного с ребяческим, как будто два умственных периода бо­рются между собою. В самом деле выработка убеждений, измене­ние характера совершается у этих юношей с борьбою, с задерж­ками, сопровождается кризисами и волнениями и служит источ­ником умственной и нравственной неустойчивости. Различные вариации, какие испытывает ход психических эволюции этого периода у отдельных индивидуумов, представляют глубокий пси­хологический интерес. В нравственном отношении наиболее ха­рактерной чертой описываемого периода является увеличение количества проступков против воспитателей и наставников, а равно и против товарищей. Эти столкновения нередко носят характер проступков только своей грубой формой, следовательно — с внеш­ней стороны, в существе же представляют только пробуждение индивидуальности и ее первые самостоятельные шаги, неудачно направляемые. <...>

Важную причину умственной и нравственной испорченности составляет то, что мы могли бы назвать хроническим утомлением умственной работой. Если ознакомиться последовательно с био­графией и психологической характеристикой ученика за несколь­ко лет, то можно убедиться, что умственный труд и школьная профессия иногда способны вызвать в воспитаннике ряд последо­вательных перемен, которые, наконец, приводят его к испорчен­ности. Есть дети, для которых обычный школьный труд, благопо­лучно переносимый их товарищами, является уже чрезмерным и после более или менее долгого времени утомляет их. Это посте­пенное, медленное утомление выражается следующими фазами или периодами. Первый период. ( с.357) Воспитанник, до того времени нормальный, становится более усидчивым, употребляет бо­лее времени на приготовление уроков, чем это было раньше; при этом он однако же не становится более прилежным, т.е. в нем незаметно увеличения интереса или охоты к умственному труду. По-видимому, самая умственная работа начинает у него совер­шаться медленнее и требует больших напряжений и гораздо боль­шего времени. Часто можно наблюдать, что воспитанник сделался вместе с тем менее подвижным и утратил в малой или в значи­тельной степени охоту к физическим упражнениям, к гимнасти­ке, вообще к движению. Такая перемена бывает очевидной в осо­бенности, если сличают два более или менее отдаленных периода из жизни воспитанника. После нескольких месяцев или лет такого состояния может наступить второй период, характеризую­щийся тем, что воспитанник, который был довольно устойчив в нравственном отношении, начинает делать шалости и проступ­ки, делается небрежным, портит свои вещи, обнаруживает раз­дражительность характера, которой прежде не замечалось, и во­обще становится более и более испорченным, причем невозмож­но открыть каких-либо нравственных причин такой перемены. Весь­ма нередко в этом состоянии появляется склонность к онанизму. Это соотношение между напряженной умственной работой и склонностью к онанизму было известно еще Эскиролю. <...> В от­ношении классных успехов этот воспитанник продолжает пока занимать приблизительно то же положение, что и прежде, но пе­риодически он становится мало внимательным или рассеянным и начинает часто пользоваться низшими формами памяти при ум­ственной работы, т.е. он не вдумывается, не приводит в связь вновь приобретаемых сведений с прежде бывшими, вследствие чего усваиваемое удерживается в памяти поверхностно и слабо. Третий период является после второго и составляет его даль­нейшее развитие, а в более редких случаях развивается непосред­ственно из первого. В этом периоде воспитанник утрачивает инте­рес к приобретению знаний, работает почти исключительно под влиянием внешних мотивов, большею частью он употребляет низ­шие формы памяти и скоро забывает усвоенное. Это увеличивает трудность прогрессивного учения и мало-помалу родит в воспи­таннике бессознательное убеждение в тщетности употребляемых усилий. Вместе с тем воспитанник становится равнодушным к по­следствиям своих неуспехов. Таким образом устанавливается по­степенно один из видов лености. Иногда инстинкт направляет воспитанника к какому-либо постороннему занятию, и в этом можно видеть благоприятный признак. Воздействие, которое ока­зывает школа на ученика, становящегося ленивым и испорчен­ным, осложняет нарисованную сейчас картину, но часто не из­меняет ее в сущности. (с.358) Мы наблюдали, что хроническое утомле­ние со всеми его последствиями может быть положительно предотвращено более или менее продолжительным (6— 12-месячным) полным отдыхом от школьных занятий или, в меньшей степени, содействием и пособием ученику в его работах. <„.>

Существуют сложные психические влияния, вызывающие ис­порченность детей, напр[имер], дурные примеры, пренебреженное воспитание и т.п. Обсуждение этих причин всецело относится к компетенции педагога, но есть другого рода причины испор­ченности, лежащие в условиях роста организма и развития физио­логических (в том числе и нервно-психических) функций. Оценка влияния этого рода всецело относится к области медицины. <.„> Не только врачи, но и опытные педагоги сознавали, что суще­ствует область фактов, в которой педагогический анализ переста­ет быть руководителем — это область так называемых неожидан­ных нравственных перемен у детей.

Сорока-Росинский Виктор Николаевич (1882—1960) ,

педагог, посвя­тивший всю свою жизнь воспитанию детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]