III. Временной и исторический контекст появления речи.
«Первая «филиппика» против Марка Антония» открывает цикл из четырнадцати речей, направленных против цезарианца и нацеленных на то, чтобы к власти пришел юный Октавиан. К сожалению, цикл филиппик сыграл трагическую роль в жизни Цицерона: придя к власти, Октавиан немедля заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Воспользовавшись этим, Антоний внес Цицерона в проскрипционные списки. Смерть, которой избежал Цицерон покинув контролируемый Суллой город, настигла его. Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 года до н. э.
Итак, с причиной появления цикла филиппик мы разобрались, но что послужило поводами? Первая филиппика была произнесена в сенате, 2 сентября 44 г. до Р.Х. и понять, что подтолкнуло Цицерона к ее написанию, только обратившись к содержанию произведения.
Как заявляет сам Цицерон речи от него «требуют нынешние обстоятельства»: больным Цицерон был вызван в сенат, к тому же «… в июньские календы, когда нам велели присутствовать в сенате, все изменилось; ни одной меры, принятой при посредстве сената; многие и притом важные – при посредстве народа, а порой даже в отсутствие народа или вопреки его воле». Иными словами, Марк Антоний задел как лично Цицерона, не посчитавшись с его состоянием здоровья, так и народ, не посчитавшись уже с мнением.
Более того, зашел вопрос о том, чтобы «паренталии превратились в молебствия, чтобы в государстве были введены не поддающиеся искуплению кощунственные обряды – молебствия умершему». Так же в сенате не был поддержан Луций Писон, чьи предложения нашел «наилучшими» Цицерон.
И, что самое интересное, Цицерон обвиняет Марка Антония в том, что тот использует в качестве воли Цезаря все, что считает нужным. Очень комично в этом случае звучит брошенная во вступлении фраза про время, когда «в записях Цезаря находили только то, что было известно всем».
Как мы видим, поводов нашлось предостаточно…
IV. Особенности ораторской прозы автора.
Нельзя не отметить характерные особенности цицероновских работ, сначала стоит сказать о тех, которые нашли отражение в тескте «Первой «филиппики» против Марка Антония».
Итак, одна из важных особенностей ораторской прозы Марка Туллия Цицерона, как мы уже говорили, заключается в том, что в его речах получил воплощение синтез римской и греческой культуры. Подтверждение этому мы видим в использовании введенного Демосфеном жанра.
Так же мы встречаем антитезу. Цицерон намеренно начинает с положительных свойств и деяний Марка Антония, чтобы усилить впечатление несовершенства его последних мер.
Помимо этих особенностей, в других работах мы встречаем, к примеру, стилистическое непостоянство. Оратор считал, что тип речи зависит от ситуации, в которой она произносится. По его мнению, перед оратором стоит три задачи: доказать свои положения, доставить наслаждение слушателю и воздействовать на его волю. Для каждой из задач соответствует один из трех «стилей»: спокойный «тонкий» («низкий») стиль пригоден для убеждения; «средний» стиль, созданный софистическим красноречием, отличается наибольшим изяществом; патетическая сила «величавого» стиля увлекает и волнует слушателя. Цицерон, стоит признать, умело пользовался всеми тремя стилями.
Кроме этого, одной из особенностей прозы Цицерона является требование «обилия», то есть всестороннего исчерпывающего раскрытия мысли. Этот постулат, как и следующий – использование ораторского ритма, направлен против «аттикистов», что очень интересно, ведь, как мы помним, особенность Цицерона заключается в синтез греческого и римского. Видимо, противостояние «аттикистам» и есть римский элемент.
Так же стоит отметить еще одну особенность – единство периода. Цицерон – лучший мастер периодической речи в Риме. Его период строго сбалансирован: колоны взаимно уравновешены по синтаксическому и ритмическому построению.
И, конечно же, нельзя забывать про любовь Цицерона к ламентации. В некоторых источниках в качестве примера ламентации приводится случай, когда Цицерон, чтобы растрогать судей, со слезами взял на руки маленьких детей обвиняемого. Не берусь утверждать достоверность этого примера, но, честно говоря, с Цицерона станется…
