Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен по заржуре.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
127.49 Кб
Скачать

21. Мильтон о цензуре и цензорах.

Повод – издание летом 1643 года ордоданса о регулировании книгопечатания.

Мильтон объясняет происхождение цензуры. Дает широкий исторический обзор стеснения печати, начиная с эпохи Древних Афин. Говорит, что там расправлялись только с клеветническими и богохульными сочинениями, так было и в Риме, и в Трое. С распространением христианства гнет на литературу увеличивается. В 400 году на Карфагенском соборе было запрещено читать книги язычников. До этого они не запрещались, если не были направлены против христианства. До 800 года соборы и епископы ограничивались только указанием книг, которые они не рекомендовали. Наконец, Тридентский собор и испанская инквизиция создали каталоги запрещенных книг. Делает вывод, что введением цензуры мы обязаны судилищу инквизиции, а вовсе не какому-то древнему правительству, закону или церкви.

Тем самым он показывает, какими людьми были заложены основы цензуры. При этом он говорит, что ни одно благоустроенное государство, если только в нем когда-нибудь ценили книги, не вставало на путь цензуры.

Он доказывает, что цензура бессильна: невозможно улучшить нравы, регулируя только печать. Нужно тогда регулировать и танцы, и песни, и архитектуру, беседы, которые могут нарушить обычаи страны, пиршества, платья, которые могут иметь легкомысленный покрой. Нельзя удалить грех, удалив предмет греха, но даже если грех будет удален, то добродетель не будет иметь никакой ценности. Чтобы закон имел силу, нужно уничтожить все безнравтсвенные книги, которые уже были выпущены, учесть всех типографов, которые часто нарушают закон. Более того, секты и ереси могут существовать и без книг. То есть цензура никогда не сможет достичь своей главной цели: уничтожения сект и ересей. Если же цель – улучшение нравов, то надо заметить, что в Италии и Испании, где была инквизиция, улучшение нравов не происходило. 4 часть. Это угнетение науке и ученым. Это бесчестие, унижение для автора. Сочинения могут быть не выпущены из-за нерадивости или нерешительносьти цензора. Тогда все труды, идеи, поиски будут напрасными. Особенно оскорбительно это для умерших. Цензура способствует тому, чтобы люди переставали искать знания, поскольку прожить тупоголовым неучем – единственный способ прожить жизнь приятно. Кроме того, это неуважение ко всей нации. Он восхваляет нацию, подвижную, даровитую, тонкую в своих суждениях, могучий и славный народ, молодой, готовый встать на путь правды и добродетели. Люди пытаются искать истину, но их объявляют раскольниками. Теперь этот народ может стать невежественным, только если, правители вновь станут угнетателями и тиранами.

Качества цензоров. Говорит, что каждый цензор должен быть трудолюбивым, ученым, практически опытным, иначе его суждения будут только вредны. Но человек с хорошим вкусом никогда не станет этим заниматься, потому что никакая другая деятельность не отнимает столько времени, сил, ничто не может быть неприятнее. Поэтому цензорами становятся только люди невежественные, властные и нерадивые или низко корыстолюбивые.

Что предлагает Мильтон? Тот указ, который недавно издала палата общин и лордов: «ни одна книга не может быть напечатана иначе, как если будут зарегистрированы имена автора и издателя или, по крайней мере, одного издателя». А для сочинений, появляющихся иным путем, если они будут найдены зловредными или клеветническими, огонь и палач будут наиболее своевременным и действительным средством человеческого предупреждения. То есть он за последующую цензуру.