Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен по заржуре.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
127.49 Кб
Скачать

19. Памфлетная публицистика английской буржуазной революции 17 века. Лильберн, Уинстенли.

На революцию 1640-1660 годов и гражданскую войну в Англии (1642-1646, 1648-1649) пришелся расцвет политической журналистики. В это время действие цензуры было приостановлено, потому что в 1641 году упразднена Звездная палата. Сразу после упразднения Звездной палаты в Лондоне зародилась политическая пресса. Первоначально появилось только несколько парламентских периодических изданий. Английский парламент вел острую борьбу с королем Карлом 1 и стремился использовать журналистику для освещения событий в выгодной для себя трактовке. По сути это была одна из первых в мировой истории прессы информационных войн против короля, и, в конце концов, парламент одержал в ней победу. Английские периодические издания были еще не в силах вести на своих страницах обсуждение политических вопросов, но зато многие их них поднимались в памфлетах.

На страницах памфлетов обсуждались злободневные вопросы о власти – коренной во время революции, собственности, свободе (особо живо обсуждался вопрос о свободе совести, которая давала человеку право на свободу от всякой религии, свободу выражения мысли и слова), затронутые в петициях парламента и ответах короля.

Памфлеты писали как монархисты, так и сторонники парламента. Так, Карл 1 и его сторонники в посланиях парламенту доказывали неправомерность парламента огрничивать власть короля и посягать на принцип безоговорочного подчинения ему. Провозглашали, что власть происходит от бога и закона и не зависит от согласия народа, поэтому стоит выше парламента. Сторонники парламента Гоббс, Генри Паркер выводили иную концепцию происхождения гос-ва. Они считали, что гос-во образовалось в результате естественного договора людей и соглашения между политическими корпорациями. То есть они отвергали божественную теорию происхождения власти. Самыми выдающимися были противники короля. Среди них – Джон Мильтон, Джон Лильберн и Джерард Уинстенли.

Джон Лильберн. – выразитель взглядов демократических сил революции, идеолог левого крыла индепенденсткой партии. Страстный борец за дело парламента. Джон Лильберн был сторонником левеллеров – уравнителей, партии, объединившей мелких торговцев и собственников и выступавшей против ликвидации частной собственности, за республику, верховенство народа и ограничение парламентской власти основными законами страны. Он резко критиковал республиканскую власть, писал памфлеты, направленные против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого-либо другого. Апеллировал к Божьему слову, естественному праву и разуму, требовал упраздения монархии и палаты лордов в парламенте.

Судьба: 1637 - первый арест за контрабанду запрещенного произведения.

(Вообще, многие памфлеты писал в тюрьме, по-моему, даже газету издавал в заключении, но это непроверенная информация)

1640 - Долгий парламент освобождает Лильберна.

1645 - Памфлет, критикующий новую власть (= “новую тиранию”). В этом

памфлете - требовал ежегодного выбора парламента и отмены системы

обложения.

- “Защита прирожденного права Англии” - против цензуры и монополии

государства на печать, произнесение проповедей и любое другое

массовое воздействие на неокрепшую психику англичан.

Несколько раз его сажают и освобождают.

1646 - Посадили за два памфлета (“Защита свободы свободного человека” и

“Неоправданная поспешная клевета”), в которых как всегда критика, призывы к народу, к армии. Через какое-то время выпустили.

1649 - “Новые цепи Англии” (посадили). В тюрьме он написал несколько памфлетов («Манифест», «Соглашение свободного народа Англии») с изложением программы левеллеров в новых условиях и сумел переправить их на волю. По сути, это был проект конституции Английской республики.

- “Защита законных основных прав английского народа”. На этот раз его

принудили уехать в Голландию, где он оказался обречен на нищенское

существование, затем ослеп (в юности много писал и читал в темноте),

умер в Англии.

Еще работы: «Вторая часть новых цепей Англии», «Манифест от 14 апреля 1649 года», «Соглашение свободного народа Англии».

Он утверждал, что нет ничего страшнее власти тирана, неограниченной монархии. Вместе с тем считал, что и власть парламента ограничена волей тех, кто его выбирал, и он (парламент) должен делать не то, что ему хочется, а обязан заботиться о благе народа. Власть парламента должна быть ограничена законом. Эта мысль Мильтоном, сторонником власти индепендентов, не высказывалась.

В памфлетах Лильберн апеллировал к Божьему слову, разуму и естественному праву. Естественное право он понимал как сумму гражданских свобод: слова, печати, торговли и т.д., равенство всех перед законом, неподкупность суда. Источник власти, по Лильберну – народ. Государство создано взаимным соглашением людей «для доброй пользы и блага каждого». Это согласие необходимо и при выборе руководителей страны. Король не может избираться, поэтому Л требовал упразднения монархии и палаты лордов в парламенте. «Новый цепи Англии». Вокруг этого памфлета сплотились все левеллеры. В нем выдвигается идея о том, что народ обманут, жертвы народа в борьбе оказались напрасны, диктатура офицеров из индепендетской партии пришла на смену диктатуре пресвитериан. Цель его памфлетов – раскрыть лицемерие и предательство офицеров, которые пришли к власти при поддержке солдат Кромвеля. Протестует против деспотизма парламента.

Требует, чтобы в конституции было записано положение об уничтожении навсегда королевской власти и установления гарантий против восстановления палаты лордов. Интересно, что он предрекал роспуск парламента, который спасти может только народ, и появление нового диктатора (так и произойдет в 1660 году).

У Лильберна не было сомнений в порочности монархии. Он последовательный сторонник народного суверенитета. Он единственный неоднозначно относился к парламенту, который не предоставил народу обещанных прав и свобод. Требовал такого государственного устройства, при котором власть принадлежит народному представительству, то есть демократизации строя.

Он тоже поднимал проблемы свободы печати. В памфлете «Защита прирожденных прав Англии» отстаивал права среднего класса, прирожденных граждан Англии – фрименов, критиковал политику Долгового правительства, выступал за упразднение государственной монополии на печать. Считал верхом несправедливости закон о печати 1643 года, который дал книгопродавцам монополию печатать, распространять, рекомендовать книги и памфлеты. Особенно его возмущало, что монополия открывала дорогу роялистским изданиям и закрывала путь произведениям, содержащим истинную декларацию прав и свобод народа. Для Л требование свободы печати стояло в одном ряду с требованиями уничтожения монополий на торговлю, производство и произнесение проповедей. Это принесет полную свободу. Но предусматривает ограничения для печати: произведения, оправдывающие тиранию, должны быть запрещены.

Джерард Уинстенли.

Джерард Уинстэнли (1609 — после 1652) родился в семье торговца, сам занимался мелкой коммерцией, а разорившись около 1643 г., стал работать по найму. С середины 40-х годов он начал проповедническую деятельность, стал идеологом диггеров. В конце 40-х годов появился целый ряд программных документов и памфлетов, где излагались требования диггеров.

Диггеры, защищавшие интересы неимущих слоев, обращаясь «ко всем бедным и угнетенным сельским жителям Англии», выражали недовольство чисто политическими преобразованиями и требовали удовлетворить экономические нужды социальных низов. Обвиняли парламент в невыполнении данных обещаний (крестьяне не получили земли, не были изменены судебные порядки в стране). Он считал, что неправомерна не только королевская власть, но и власть лэндлордов, духовентсва и джентери над простым народом. Интересен его взгляд на власть: он считал, что королевская власть порочна с самого ее зарождения.

Он считал, что утверждение этой власти началось с завоевания Англии норманнами, поэтому главный источник всех бед – это Вильгельм – Завоеватель. Именно он лишил народ Англии его «прирожденных прав». А Карл 1 – это наследник норманнского завоевателя. Мыслитель считал неправомерными привилегии, полученные лордами от Вильгельма Завоевателя (XI в.), резко критиковал политику огораживаний.

Первые трактаты носили религиозно-философский характер, но с развитием революции его публицистика все более политизировалась. Уинстэнли выдвигал тезис о первоначальном равенстве и исконной свободе людского рода, историческом приоритете общинной собственности на землю над частной. Частная собственность была, по его мнению, причиной рабства. Он был близок к идеалам утопического коммунизма. В то же время представления Уинстенли об обществе облечены в религиозные формы.

Памфлет «Знамя, поднятое истинными левеллерами». Стал манифестом диггеров. Здесь Уинстенли опровергал правомочность власти не только короля, но и землевладельцев. Он считал, что земля сотворена Богом как общая сокровищница и потому должна принадлежать равно как зверям, так и людям, без различия чинов и званий. Причина всех бедствий - в частной собственности, ее надо ликвидировать. Отрицал вообще всякую куплю-продажу. Диггеры призывали бедноту совместно обрабатывать общинные выгоны и пустоши, отказываться от покупки или аренды земель лордов, работы по найму и даже покупки продуктов.

Диггеры отражали интересы деревенской бедноты и пролетарских слоев, пострадавших от потери общинных земель. Они требовали углубления революции, возрождения общинной собственности на землю, отрицали частное землевладение и эксплуатацию человека человеком, пытались на практике осуществить свои проекты.

Особого внимания заслуживает книга Дж.Уинстэнли «Закон свободы, изложенный в виде программы, или Восстановление истинной системы правления», изданная в 1652 г., где обстоятельно излагался проект будущего общества, в условиях которого все материальные богатства (включая землю) станут общим достоянием «всех семейств», продукты будут храниться на общественных складах и выдаваться каждой семье. Необходимо отменить частную собственность, упразднить торговлю, деньги. В этом обществе сохранялось индивидуальное жилище, гарантировалось личное имущество. Сырье можно получать с общественных складов, но и продукцию следовало сдавать туда. Для надзора над производством и управлением предусматривалось создание администрации. Изобретательство должно было поощряться наградами. Праздность в таком обществе осуждалась и даже наказывалась. Молодежь необходимо было обучать ремеслу и выполнению сельскохозяйственных работ. Рабство допускалось лишь в качестве наказания для преступников. Осуществить все это предлагалось с помощью парламента, который должен отменить старое законодательство, освободить народ от тягот, отменить все сделки купли-продажи земель, конфискованных во времена революции, объявить продавцов и покупателей «врагами мира и свободы». В парламенте должны заседать лишь бедные граждане, избранные всеми совершеннолетними мужчинами-англичанами на основе всеобщего избирательного права. Причем для него этот новый общественный строй был не абстрактным идеалом (как у Томаса Мора), а делом недалекого будущего.

Кроме того, он выступал против духовенства, обвиняя его в корыстолюбии и лицемерии. Он считал, что никакая свобода проповеди не принесет свободы людям, потому что истинная свобода состоит только в свободном пользовании землей. Кроме того, духовенство виновно в темноте народа, потому что присвоило себе право быть «блюстителями знаний». В «Законе свободы» предлагал, чтобы в священники избирались достойные люди сроком на год, в обязанности которых вошло бы распространение знаний среди народа.