Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
istoria2.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
883.2 Кб
Скачать
  1. Внешняя политика России в XVII в.

Внешняя политика России в XVII веке. После Смутного времени России пришлось надолго отказаться от активной внешней политики. Однако по мере восстановления хозяйства и стабилизации положения внутри страны царское правительство начинает решать насущные внешнеполитические задачи. Первоочередной из них было возвращение Смоленска — важнейшей крепости на западной границе, захваченной во время Смуты Речью Посполитой. В 1632 — 1634 гг. Россия ведет с ней т.н. Смоленскую войну. Русское войско, однако, оказалось слабым и плохо организованным. Осада Смоленска не дала результатов. Поляновский мир 1634 г. оставил за поляками Смоленск и все захваченные во время Смуты западные территории России. В конце 1640-х гг. в противостояние России и Речи Посполитой вмешалась третья сила: на Украине и в Белоруссии вспыхнуло мощное восстание. Оно было вызвано тяжелым положением, в котором находилось местное население. Если украинские и белорусские феодалы в XVI — XVII вв. в большинстве своем приняли католическую веру и ополячились, то крестьяне и горожане продолжали сохранять верность православию, родному языку, национальным обычаям.

  1. Духовная жизнь русского общества в XIII – XIV вв.

Начиная с XIII–XIV веков православие становится главной составляющей всей общенациональной идеологии, играет определяющую роль при формировании всех значимых общественных идеалов. Ведь сохранение истинной веры, по убеждению мыслителей этого периода, означало и сохранение независимости духовной жизни народа. А независимость духовная должна была привести и к восстановлению независимости политической. Поэтому идея защиты православия крепко и непосредственно стала связываться в сознании людей с идеей национально-государственной независимости. Именно в этот период понятия «русский» и «православный» часто воспринимались как синонимы. А основное население русских земель, смерды-земледельцы, с XIII–XIV веков сами себя начали называть «крестьянами», т.е. христианами. Крупнейший отечественный лингвист академик Трубачев О.Н. писал по этому поводу: «Случай этот довольно оригинальный, так как из всех языков народов, охваченных христианизацией, как будто только в русском обозначение «христианина» превратилось в обозначение «землепашца», потеснив исконное славянское «селянин» (в украинском и белорусском языках крестьянин по-прежнему называется древним словом селянин)»

В духовно-политической мысли XIII–XIV веков появились новые герои, чьи образы стали рассматриваться и как важнейшие общественно-значимые духовно-политические идеалы. Во-первых, это новые мученики, погибшие за веру (князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской, мученики, погибшие в Орде). Во-вторых, это князья-спасители, способные силой и мудростью освободить Русь (великий князь Александр Невский)

  1. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

XVIIв. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако, главным образом за счёт введения в оборот новых земель (экстенсивный способ увеличения сельскохозяйственной продукции), а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли (интенсивный способ). Несмотря на усиление ориентации земледельческого хозяйства на рынок, большинство помещичьих и крестьянских хозяйств в основном сохраняли натуральный характер. И, тем не менее, всероссийский рынок формировался. Во второй половине XVIIв. определились регионы, производившие товарный хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, и районы, их потреблявшие; складываются и районы ремесленного производства.

Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры (это крупное производство, где имеет место разделение труда). Мануфактурное производство начиналось в металлургии - медеплавильный завод на Урале (1637г.); к концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы (вотчинная мануфактура) и купцы - владельцы торгового капитала, часто выходцы из зажиточного крестьянства. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности.

Развитие товарно-денежных, рыночных отношений, рост числа мануфактур наблюдались в России в условиях поступательного движения феодальной экономики. Говорить о зарождении в стране капиталистических отношений, главный признак которых - увеличение в экономике доли свободного наёмного труда, оснований нет. Становление единого национального рынка происходило, таким образом, при отсутствии элементов капиталистического хозяйства на основе развития некапиталистического производства.

Русские города как торгово-промышленные центры и в XVIIв. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским. Сказывалось многое: разрушение городской экономики татарами, ослабление городских свобод при усилении княжеской власти в ходе объединения государства, расположение русских городов на значительном расстоянии от морских побережий, неисчерпаемые возможности внутренней колонизации, когда избыточное население из сельской местности уходило не в города, а в другие сельские районы.

Городское население состояло из привилегированной верхушки посада и основной массы тяглого населения - ремесленников и мелких торговцев. Купеческая верхушка имела своё деление - гости, гостиная сотня и суконная сотня. Наряду с привилегиями (освобождение от посадского тягла, беспрепятственный выезд для торговли за границу и др.) купцы имели массу обязанностей, обременительных и отвлекавших их от основных занятий (управлять казёнными промыслами, собирать налоги с посадов и т.д.). Что касается "тяглецов", то они были приписаны к посадским общинам, которые несли коллективную ответственность за исправный взнос податей. Управлялись города воеводами, которые назначались из числа бояр и служилых людей Разрядным приказом и утверждались царём и Боярской думой.