
- •Языкознание как наука
- •4.Происхождение и развитие языка
- •5. Перспективы формирования всеобщего мирового языка.
- •6.Формы существования языка
- •8. Социальная дифференциация языка
- •9)Язык как система знаков.
- •10.Устройсткво Речевого аппарата.
- •11. Физические свойства звуков
- •13. Классификация гласных звуков
- •14. Фонетическое членение речи. Транскрипция.
- •Знаки транскрипции
- •15. Лексикология.
- •16. Понятие о слове
- •17. Лексическое значение
- •19. Внутренний способ
- •20. Этимология.
- •Морфология
- •Типы морфем
- •Префиксы
- •Суффиксы
- •Постфиксы
- •Флексия
- •Материально выраженные и нулевые морфемы (флексии, суффиксы)
- •Унификсы
- •Вопрос о конфиксах
- •Аффиксоиды
- •23. Генеалогическая классификация языков
- •Вопрос №24. Типологическая классификация языков
- •25. Литературный язык.
- •Донациональные и национальные литературные языки
- •26. Фонетика
- •27. Графика и орфография.
Унификсы
В довольно значительной части русских слов (более 200 образований) вычленяются уникальные элементы, то есть такие части, которые ни в одном другом слове больше не встречаются. Их называют унификсами. Например, клей-стер (ср. клей), жен-их (ср. жена).
Данный термин впервые употребила Е.А. Земская, она же и охарактеризовала такие элементы слова.
Унификсы обычно занимают позицию суффикса, однако они не обладают таким свойствам морфемы, как повторяемость. В то же время приводимые выше слова воспринимаются как производные, так как имеют мотивирующие основы. Унификсы связаны с овторяющимися корнями (ср. клеевый, клеить;женатый, женить, женушка), поэтому повторяемость в корне обеспечивает их смысловую определенность, четкую семантическую членимость. Такие уникальные части слов с трудом можно назвать морфемами, так как они характеризуются семантической недостаточностью.
Однако по этому признаку унификсы неоднородны. Одни из них очень близки к суффиксам (ср. поп-поп-адj-а); в ряду этой пары унификс обозначает жену лица, названного в производящем слове. Другие унификсы не находят в себе соответствий в системе словообразовательных морфем. Например, стекл-ярус. Особенностью уникальных элементов является то, что некоторые из них с течением времени превращаются в морфемы. Например, вначале в слове «олимпиада» иад был унификсом, теперь с появлением слов «универсиада», «спартакиада», «альпиниада» унификс перешел в разряд суффикса.
Вопрос о конфиксах
Некоторые лингвисты (В.М. Марков, Г.Н. Николаев) среди аффиксальных морфем выделяют конфиксы, или циркумфиксы.
По их мнению, конфикс – двухаффиксная морфема, осложняющая в процессе словопроизводства производящую основу одновременно в пре- и постпозиции: без-дом-н (ый), по-весенн-ему. Такой способ образования широко представлен во всех знаменательных частях речи: имени существительном, прилагательном, глаголе, наречии.
Однако конфиксы нельзя считать самостоятельными морфемами, так как не происходит полного семантического слияния значений префиксов и суффиксов. Так, в слове «антинакипин» префикс анти- имеет значение «против», суффикс -ин- – значение «вещество». Следовательно, в конфиксах каждая морфема сохраняет свою семантику и отчетливо выделяется. Пока нет никаких оснований считать конфиксы самостоятельными морфемами.
Аффиксоиды
Термином «аффиксоид» обозначаются такие словообразовательные части слов, которые занимают промежуточное положение между корневыми и аффиксальными морфемами. Аффиксоиды – это морфемы переходного типа. Они аффиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням. К ним, например, можно отнести: вод- (оленевод, животновод, овощевод, коневод); вед-(языковед, краевед, книговед); рез- (камнерез, хлеборез, стеклорез) и др. Каждый такой аффиксоид формирует вполне самостоятельный, достаточно большой и весьма продуктивный словообразовательный тип. В этом смысле аффиксоиды очень близки аффиксам. Подтверждением этому служит синонимичное употребление аффиксоидов и аффиксов в русском языке, например: славя-новед и славист, садовод и садовник, волнообразный и волнистый.
Выполняя функцию аффиксов, аффиксоиды не утрачивают свои смысловые связи с однокоренными словами. Для сравнения можно привести следующие примеры: аффиксоид -ход- в словах теплоход, вездеход, снегоход и слова ходить, ходьба, хождение, входить и др., -нос- в словах медонос, цветонос и слова носить, носка, приносить.
Аффиксоиды делятся на две группы: суффиксоиды и префиксоиды. К суффиксоидам относятся корневые морфемы, употребляющиеся в функции суффиксов: -образн- (чашеобразный, газообразный, иглообразный); -люб- (теп- лолюб, водолюб, сухолюб): -воз- (тепловоз, паровоз, тяжеловоз).
Префиксоиды – это корневые морфемы, употребляющие в функции префиксов. Например, полу- (полумера, полумесяц, полушубок, полуботинки); про-тив- (противогаз, противоправный).
Способность / неспособность той или иной морфемы выступать в современном русском языке как в качестве служебной, так и корневой является основным показателем разграничения аффиксоидов и аффиксов.
№ 22. Части речи
Понятие «части речи» является одним из основных в морфологии. Ч а с т ь р е ч и — важнейшая морфологическая грамматическая категория, точнее — грамматическая категория слов. Эта грамматическая категория присуща всем языкам мира, т. е. представляет собой одну из языковых универсалий.
В лингвистике части речи определяются по разным признакам. В современном русском
языкознании части речи принято различать по трем признакам:
1) по семантическому, т. е. по общему грамматическому (морфологическому) значению, обобщенному категориальному значению, отвлеченному от конкретных лексических значений слов, по так называемому частеречному значению;
2) по синтаксическому, т. е. по синтаксическим функциям слов, в зависимости от того, в роли какого члена (каких членов) предложения слово выступает;
3) по морфологическому, т. е. по набору грамматических (морфологических) форм слов, образующих грамматическую парадигму.
Некоторые лингвисты наряду с перечисленными признаками частей речи принимают во внимание еще и словообразовательный признак, под которым понимается «набор... словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи»
В других языках для разграничения частей речи могут быть использованы иные признаки. Так, в языках со слабо развитой морфологической системой (например, в английском) определять части речи приходится «на основании двух признаков: семантического (категориального значения) и синтаксического (сочетаемости и функции в предложении)»
Каждое слово принадлежит к той или иной части речи, но не каждое слово выявляет полностью все свойства данной части речи. Так, слово белизна является, несомненно, именем существительным: оно обозначает опредмеченное понятие, которое обнаруживается в наличии суффикса -изн- (ср. бел-ый и бел-е-ть), категории рода и падежа, синтаксической функции-подлежащего, дополнения, именного сказуемого. Однако существительное белизна не обнаруживает способности имени изменяться по числам. Несклоняемые слова пальто, метро и т.п. относятся также к существительным.
Учение о частях речи восходит к античности, к периоду II-I веков до нашей эры, где родоначальником учения стал философ Дионисий Фракийский.
В русской лингвистике впервые о существовании частей речи упоминается в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (XVII век).
Уже достаточно близкую современной классификации частей речи предложил М.В. Ломоносов, который выдели имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие. И именно эта классификация, затем уточненная, детализированная и дифференцированная, легла в основу современной системы, усматриваемой в русском языке. Так, Ф.И. Буслаев выделил в рамках имени имя прилагательное, имя числительное и имя существительное. Причастие данный ученый объединил с глаголом. Следующий этап в изучении частей речи был начат А.А. Потебней, указавшим на некий параллелизм частей речи и членов предложении, что практически символизировало усмотрение связи морфологии с синтаксисом. В результате, последователи А.А. Потебни сократили количество частей речи до четырех. А.М. Пешковский выдели существительное, прилагательное, глагол и наречие. Остальные же части речи лингвист распределил именно по данным группам. На самом деле, такое разделение соответствует представлению о предмете, действии, и признаке признака. При этом в особую группу А.М. Пешковский выделил служебные слова.
Более широкий подход к частям речи обнаружил А.А. Шахматов, выделивший критерии определения частей речи, а также разделивший части речи на четыре группы. Первая группа – знаменательные части речи – по А.А. Шахматову, включала в себя имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие. Во вторую группу – незнаменательных частей речи – входили местоименные существительные, прилагательные, наречия и числительные. Третью группу – группу служебных частей речи – составили предлоги, союзы, частицы, связка и префикс. Отдельную же группу образовали в классификации А.А. Шахматова междометия.
Следующим шагом в развитии учения о частях речи стала классификация Ф.Ф. Фортунатова, которая, к сожалению, не продержала свои «позиции» больше десятилетия в начале ХХ века в силу своей излишней формальности.
Возрождением же учение о частях речи обязано Л.В. Щербе, чья статья 1928 года «О частях речи в русском языке» утверждала, что классификация частей речи должна быть непроизвольной и должна предопределяться системой языка. Л.В. Щерба отметил, что при распределении слов по частям речи обязательно нужно учитывать семантику этих слов. Более того, именно семантический принцип должен быть ведущим в морфологии. Л.В. Щерба также был первым, кто выделил в составе частей речи русского языка категории состояния.
Особое место в истории развития учения о частях речи занимает. В.В. Виноградов, который в своей книге выделяет основные структурные типы слов, учет которых во многом предваряет современную систему частей речи. Итак, по мнению В.В. Виноградова, все слова можно разделить на: - слова-названия и их заместители: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, некоторые местоимения и категории состояния;
- связочные (служебные) слова;
- модальные слова (функционирующие в предложении как вводные слова);
- слова эмоциональной сферы (междометия).
При этом В.В. Виноградов только первую группу называл частями речи, остальные три группы классифицировались как частицы речи. Примечательно особое отношение В.В. Виноградова к местоимениям, состав которых ученый определил достаточно спорным способом. 1954 и 1961 годы были отмечены специальными дискуссиями о частях речи, в результате которых в самостоятельную часть речи – компоратив – были выделены сравнительные степени прилагательных и наречий. Остальные же части речи были разделены на две группы. К основным частям речи были отнесены имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение и имя числительное. Ко второй же группе были отнесены так называемые производные части речи: причастие, деепричастие, компоратив. Однако академическая грамматика оценила такую систему как неважную и вернулась к системе, предложенной В.В. Виноградовым, правда виноградовская система была принята с некоторыми поправками в части модальных слов, местоимений и категорий состояния.
До сих пор учение о частях речи является открытым и спорным. Особое отношение ученых наблюдается в отношении имени числительного, местоимения, междометия, категории состояния, служебным словам. В сегодняшней науке в качестве критериев выделения частей речи выделяются категориальное значение слова, свойственные слову формы изменения, а также синтаксическая сочетаемость слова. В полной мере все эти критерии применительны к знаменательным словам. Служебные слова, в свою очередь, классифицируются по синтаксическим функциям. Особое место занимают местоимения. Традиционно особое отношение к модальным словам, выражающим авторское отношение и служащим субъективным ключом к речи («к счастью», «во-первых», «наверное» и так далее). Как часть речи вызывает споры и категория состояния. Итак, части речи в современной лингвистике принято разделять на две группы. К знаменательным (самостоятельным) частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие, категория состояния. Знаменательные части речи так называются, так как они обладают номинативным значением и способны называть предметы, признаки, действия и так далее. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Служебные части речи не обладают номинативным значением. Две особые группы составляют модальные слова и междометия.