Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты истграм.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
643.07 Кб
Скачать

§ 226. Система времен древнерусского языка включала в себя настоящее // будущее время, четыре формы прошедшего и две сложного будущего времени.

Вся эта система времен характеризовалась тем, что их различия в плане выражения, т. е. в парадигмах словоизменения, были связаны с планом содержания: каждая парадигма форм времени употреблялась для обозначения определенного отношения действия ко времени, точнее — к моменту речи.

Временные формы образовывались или от основы настоящего времени (формы наст, времени), или от основы прошедшего времени, выступающей в инфинитиве (формы аориста, имперфекта и причастия на -л-, входящего в состав перфекта, плюсквамперфекта и преждебудущего времени).

По формам настоящего времени все глаголы древнерусского языка делятся на пять классов — четыре тематических и один нетематический, как и в старославянском языке. Тематическими называются те глаголы, при образовании форм настоящего времени которых личные окончания присоединялись к корню не непосредственно, а при помощи так называемой тематической гласной. Нетематическими же глаголами являются те, в которых личные окончания в формах настоящего времени присоединялись непосредственно к корню. К тому же и личные окончания у тематических и нетематических глаголов были иногда различны.

Говоря о тематических гласных, следует учитывать, что в древнерусском языке они не всегда выступали в глаголах в ясно выраженной форме: в определенных случаях тематический гласный может быть вскрыт только для более раннего периода истории праславянского языка.

Глаголы 1 класса характеризовались тематическим гласным [е], чередующимся с [о]. Первую ступень чередования можно отчетливо увидеть в формах 2—3-го л. ед. ч., однако ступень [о] в формах настоящего времени не выявляется. К глаголам I класса относились такие, как нести, веста, ити {> идти), мочи и т. д. Во 2-м л. ед. ч. в формах несеши, ведеши. идеши, можеши тематический гласный [е] перед окончанием (ши) выступает совершенно ясно. Вторая же ступень чередования — гласный [о] — исконно выступала в 3-м л. мн. ч., но в древнерусских несоуть, идоуть, могоуть перед окончанием [ть] находится гласный [у], и только восстановление дописьменных форм *neso-nti, *vedo-nti и т. п. указывает, что [у) здесь по происхождению из [о] < *оп {ср. ст.-слав, несжтъ, веджтъ, иджт-ь, могжть), где [о] —тематический гласный, а [п] относился к личному окончанию [ntij.

II класс глаголов характеризовался тем же тематическим гласным [е], чередующимся с [о], но осложненным [н]: [не] ||

314

[но]. Сюда относились такие, например, глаголы, как стати (2-е л. станеши), деиноути (2-е л. двинеши) и др. И к этим глаголам относится то же замечание о характере проявления тематических гласных, какое было сделано о глаголах I класса.

III класс глаголов имел также тематический гласный (е] в чередовании с [о], но осложненный предшествующим [j]: [je] ||

[jo]. Говоря об этих глаголах, следует иметь в виду, что у них выявление тематического гласного усложняется не только теми изменениями гласных, о которых говорилось выше и к которым надо присоединить еще изменение [jo] > [je] под действием фонетических законов (см. § 77), но и тем, что звук [j], попадая в положение после согласного, оканчивающего корень, ассимилировался, смягчив предшествующий согласный. Поэтому к глаголам III класса относятся не только такие, как знати, дЪлати, в которых во 2-м л. ед. ч. знаеши, дЪлаеши звук [j] выступает совершенно отчетливо ([3HajeuiH], [д4ла)еши]), но и такие, как писати, мазати, лизати, где во 2-м л. ед. ч. в формах пишеши, мажеиш, лижеши звук [j] отсутствует, но легко восстанавливается в *pis-je-s'i, *maz-je-s>4, *liz-je-s4: именно в результате изменении [sj] > [ш'1, [zj] > [ж'] и возникли чередования [с] ||

[ш], [з] || [ж] в формах инфинитива и настоящего времени.

IV класс глаголов характеризовался тематическим гласным [и], выступающим в таких глаголах, как любити, хвалити, коупи-ти (2-е л. ед. ч. любиши, хвалиши, коупиши; 3-е л. мн. ч. любить, хвалить, коупл.ть из I'ubftb, chvalgtb. kupetb < *l'ubi-nti, *chvali-nti, *kupi-nti; (in] > [e] > [a] > ['a], [i] > [ь]).

К нетематическим относилось всего пять глаголов: быти, дати, Ъсти — „кушать", вЪд'кти — „знать" и илскти. В 1-м л. ед. ч. у этих глаголов было окончание |мь] (есмь, дамь, -Ьмь, в-кмь, имамь), во 2-м л,— [си) (ecu, даси, -kcu, вЪси, но имаши); в остальных лицах окончания были те же, что и у тематических глаголов.

34. История форм настоящего времени

В формах настоящего – простого будущего времени особого комментария требуют формы 2-го и 3-го лица ед. ч., остальные формы в основном пережили лишь фонетические изменения.

Спряжение глаголов в настоящем времени:

I класс II класс III класс IV класс Vкласс

нести стати знати хвалити быти и дати

ед. ч. 1-е л. несоу станоу знаю хвалю .смь дамь

2-е л. несеши станеши зна.ши хвалиши .си даси

3-е л. несеть станеть зна.ть хвалить .сть дасть

мн. ч. 1-е л. несемъ станемъ зна.мъ хвалимъ .смъ дамъ

2-е л. несете станете зна.те хвалите соуть дасте

3-е л. несоуть станоуть знають хвалять соуть дад.ть

дв. ч. 1-е л. несевh станевh зна.вh хваливh .свh давh

2-е л. несета станета зна.та хвалита .ста даста

3-е л. несета станета зна.та хвалита .ста даста

Нужно отметить, что в формах 2-го и 3-го лица ед. ч. и в 1-ом лице мн. ч. произошел переход [е > ‘o] (по аналогии и во 2-ом лице мн. ч.).

В форме 2-го лица ед. ч. в старославянском языке было только окончание –ши, а в древнерусском языке встречаем как –ши, так и – шь, последнее и закрепилось в русском языке. Данное окончание можно рассматривать как результат тенденции к сокращению слогов в окончании, что было возможно, т.к. и после этого морфологический облик формы оставался законченным, т.е. форма не была омонимична какой-либо другой форме.

В форме 3-го лица ед. ч. в древнерусском языке было окочание –ть (при –тъ в старославянском), но приблизительно с XIII в. окончание –тъ появляется и в древнерусском языке. Кроме того, в XII – XIV вв. зафиксированы и формы 3-го лица ед. и мн. ч. без окончаний, их можно квалифицировать как диалектные образования. Окончание – тъ в лингвистике объяснятся по-разному . А. А. Шахматов считает, что отвердение [т’] произошло после утраты редуцированных, но нужно отметить, что не все слова получили отвердение (ср. наречие вспять). С. П. Обнорский считает, что [т] является членом указательного местоимения (тъ придавало значение определенности, а формы без окончания – неопределенности). П. С. Кузнецов дает объяснение данного явления, указывая две причины: фонетическую (артикуляция меньшей напряженности) и морфологическую (тъ как подлежащее и укрепилось в единственном числе).