
- •1. Понятие мчп, его место во внутренней правовой системе права, связь с международным публичным правом.
- •2. Предмет мчп, методы правового регулирования гражданских (частноправовых) отношений, осложненных иностранным элементом.
- •3. Система мчп как отрасли права, правовой науки и учебного курса. Нормы, входящие в систему мчп и проблема их унификации.
- •4. Понятие, структура, виды коллизионных норм( двусторонние и односторонние, императивные и диспозитивные нормы, генеральные и субсидиарные) – в распечатках
- •5. Основные формулы прикрепления в мчп и сфера их применения. Автономия воли. Закон суда. Закон наиболее тесной связи. – в тетради
- •6. Проблемы, связанные с применением коллизионных норм (первичная квалификация, обход закона, обратная отсылка).- распечатки
- •7. Порядок применения иностранного права в судебных учреждениях рф. Установление содержания иностранного права.
- •8. Основания отказа в применении иностранного права (публичный порядок, императивные нормы мчп, взаимность и реторсия).
- •9.Общая характеристика источников мчп, их понятие и виды. Внутригосударственные акты рф.
- •10. Роль международных организаций в унификации мчп.
- •11. Обычаи. Негосударственное регулирование (Принципы унидруа, типовые контракты и документы). И распечатки
- •12. Физические лица в мчп: правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам. Распечтаки
- •14. Основные доктрины определения личного статута. Распечатки
- •18. Институт права собственности в мчп: материально-правовое регулирование, коллизионные вопросы права собственности. Закон места нахождения вещи и случаи ограничения его применения
- •19. Правовой режим собственности рф и российских лиц за рубежом.
- •20. Понятие и правовое регулирование иностранных инвестиций в рф: законодательство об иностранных инвестициях, международные соглашения.
- •21. Понятие, виды, правовые гарантии, предоставляемые иностранным инвестициям.
- •22. Международные механизмы защиты прав иностранных инвесторов и разрешения инвестиционных споров.
7. Порядок применения иностранного права в судебных учреждениях рф. Установление содержания иностранного права.
В ГКРФ закреплены основания при определении права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, и среди таких оснований предусмотрены обычаи, признаваемые в РФ. Это означает, что теперь уже не требуется устанавливать, является ли обычай международным или национальным. Другой важной новеллой рассматриваемого вопроса стало закрепление нормы, в силу которой, если международный договор содержит материально-правовые нормы, поиск коллизионных норм для применения их к данным правоотношениям уже исключается.
Российское законодательство следует понимать как коллизионное, ибо только нормы, содержащие коллизионные принципы (коллизионные привязки), могут указывать на применение того или иного правопорядка;
Применяя иностранное право, суд (или другой правоприменительный орган, должностное лицо) должен правильно установить его содержание. Суд устанавливает содержание иностранного права в соответствии с толкованием, практикой применения и доктриной, существующими в соответствующем иностранном государстве. В этих целях суду предоставляется несколько способов получения информации о содержании иностранного права: •суд по собственной инициативе может обратиться с запросом в Министерство юстиции РФ; •допросить в качестве свидетелей специалистов о знании иностранного права (юристов, занимавшихся практической деятельностью в иностранном государстве, парламентариев соответствующих иностранных государств, а также любых экспертов, каким-либо образом владеющих и способных оказать суду содействие в выяснении содержания и толкования иностранного права); •установить содержание иностранного права посредством доказательств, представленных самими сторонами.
«Обход закона» — это волеизъявление сторон, выраженное в подчинении правоотношения иностранному праву с целью избежать применения внутренней материальной правовой нормы.
«Обход закона», так же как и оговорка о публичном порядке, является основанием для неприменения иностранного права в случае, когда коллизионная норма делает обязательным его применение. Как правило, «обход закона» происходит при реализации сторонами их права выбрать для регулирования отношений определенный правопорядок. Это возможно в таких ситуациях, когда, например, необходимо избежать неугодные сторонам препятствия для заключения брака, или же создание оптимальных, наиболее льготных условий для учреждения и последующей деятельности юридического лица. Другими словами, заинтересованные лица могут искусственно привнести в свои отношения иностранный элемент (к примеру, физическое лицо может специально уехать в иностранного государство для того, чтобы на его территории заключить сделку), тем самым сделав возможным регулирование отношений иностранной правовой системой.
Императивные нормы подлежат применению независимо от того, какое право выбрано сторонами, к какому праву отсылают коллизионные нормы. Они могут быть нормами права страны суда, третьей страны, с которой договор наиболее тесно связан. Круг этих норм четко определен в законодательстве, как правило, это нормы валютного, таможенного, налогового, антимонопольного, гражданского законодательства. Определение категории императивной нормы осуществляется посредством указания в самой норме на ее императивный характер либо посредством толкования содержания нормы, которое может свидетельствовать о ее императивности в международном смысле.
Суд и другие органы Российского государства, а также арбитражные организации стоят на позициях лояльного применения иностранного законодательства во всех случаях, когда это применение основано на законе, правилах международного договора или на условиях сделки, заключенной нашей организацией с иностранным контрагентом. В ст. 10 ГПК предусмотрено, что “суд в соответствии с законом применяет нормы иностранного права”. Иностранное право должно применяться судом так, как оно применяется в стране, где это право действует.
Например, если речь идет о какой-либо статье Гражданского кодекса Бельгии, то она должна применяться так, как ее положения толкуются бельгийским Кассационным судом. То обстоятельство, что в Бельгии, как и во Франции, действует один и тот же Кодекс Наполеона и что Кассационный суд Франции толкует эту статью иначе, значения не имеет. Неправильное применение иностранного закона в той же мере, как и ошибка в применении отечественного закона, служит в РФ основанием для пересмотра судебного решения (в отличие, например, от практики ФРГ, Франции и ряда других стран).
Суд применяет не только иностранные законы, но также обычаи и судебную практику иностранных государств в тех пределах, в каких последние признаются источниками права в этих государствах. Содержание иностранного права может быть как установлено самим судом, так и доказано сторонами, заинтересованными в применении этого права.
Суд обязан установить содержание иностранного права. Для этого он может обращаться к содействию сторон, запрашивать тексты законов иностранных государств у соответствующих учреждений и научных организаций. Для получения сведений об иностранном законодательстве суды (а также государственные нотариальные конторы) обращаются в Министерство юстиции РФ, которое при необходимости запрашивает в установленном порядке соответствующие учреждения иностранных государств.
Согласно ст. 157 Основ гражданского законодательства 1991 года, при применении иностранного права суд, арбитражный суд, третейский суд или административный орган устанавливают содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.
В целях установления содержания норм иностранного права суд, арбитражный суд, третейский суд или административный орган могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением к министру юстиции и иным компетентным органам или учреждениям в РФ и за границей либо привлечь экспертов.
Лица, участвующие в деле, вправе представить документы, подтверждающие содержание соответствующих норм иностранного права.
Точно так же Министерство юстиции РФ сносится с соответствующими органами государств, заключивших договоры о правовой помощи по вопросам предоставления сведений о действующем в РФ или действовавшем в СССР законодательстве (п. 1 постановления “О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам” Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г.
Если, несмотря на все попытки, установить содержание иностранного закона не удастся, то суду придется применить российское право. В законодательном порядке этот вопрос получил решение в п. 2 ст. 157 Основ гражданского законодательства 1991 года, предусматривающей следующее положение: “Если содержание норм иностранного права, несмотря на принятые в соответствии с настоящей статьей меры, не установлено, применяется советское право”. Такой подход к решению этого вопроса соответствует практике других государств.
В этой связи отметим, что в Законе о международном частном праве Венгрии 1979 года предусмотрено следующее правило: “Если содержание иностранного закона не может быть установлено, то следует применять венгерский закон” (ч. 3 § 5).
Способы установления содержания норм и иностранного права судом
Внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей функционирования любого государства. Сотрудничество государств выражается в разнообразных отношениях как непосредственно между самими государствами, так и между гражданами и организациями, имеющими различную государственную принадлежность. Указанное взаимодействие требует тщательного правового регулирования.
Одновременное существование различных национальных правовых систем, основанных на собственных принципах и предписаниях, с одной стороны, и интернационализация всех сфер жизни, перемещение людей, товаров и капиталов через государственные границы, с другой стороны, влекут применение иностранного права в национальных судах. При этом суд, убедившись в том, что применимым является иностранное право, может испытывать затруднения при установлении содержания иностранных юридических норм и их интерпретации.
Действующее законодательство (статья 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статья 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ) предоставляет суду возможность использовать следующие способы установления содержания иностранного права:
1) использование информации по иностранному праву, имеющейся в распоряжении суда;
2) обращение за содействием и разъяснением в Министерство юстиции Российской Федерации;
3) обращение за содействием и разъяснением в иные компетентные органы или организации в Российской Федерации;
4) обращение за содействием и разъяснением в компетентные органы или организации за границей;
5) привлечение экспертов.