Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_belousova.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
117.69 Кб
Скачать

Вопрос 1 Современные представления о синергетике

Синерге́тика (от др.-греч. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον — «деятельность») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…»[1].

Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем), и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. п. и т. д. Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогично — и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике[2].

Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные.

Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному.

Вопрос 44 А.Н. Леонтьев первым обратил внимание на то, что животные живут в четырехмерном мире (трехмерное пространство и время). "Возвращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это - "смысловое поле", система значений". А.Н. Леонтьев, обычно строго разводивший понятия "значения" и "смысл", употребляет их как рядоположенные, но из контекста следует, что в данном случае он имеет в виду скорее значение: "... когда я воспринимаю предмет, то я воспринимаю его не только в пространственных измерениях и во времени, но и в его значении ... воспринимаю не форму, а предмет, который есть часы" (Леонтьев, 1978, с.5).

Развитие ребенка от рождения до 2,5-3 лет совпадает с процессом порождения пятимерного мира в нем. Это порождение предметного мира и составляет суть самого развития. В момент рождения ребенок изолирован от значений, т.е. понятий, которыми люди данной культуры обозначают предметы. В момент рождения ребенка культура - как то, где пребывают значения, прежде чем они станут достоянием человека т.е., будут им персонифицированы, существует автономно от ребенка. Она не доступна для него, не тождественна ему, и он не может взаимодействовать с ней один на один. В такой же мере ребенок изолирован от предметного мира, в котором живут взрослые, а своего предметного мира у него пока нет. Надо ли задавать вопрос, почему ребенок не помнит первые 2-3 года своей жизни? Если нет мира, который можно запомнить, если нет Я, которое может запомнить (а его нет и не может быть без не-Я), то запоминание первых лет жизни - это не проблема психологических особенностей памяти в этом возрасте, не проблема "детской амнезии", а проблема формирования предметного мира и предметного сознания.

Что видит ребенок? В первое время ничего. "Человек смотрит на мир глазами родного языка", - говорили неогумбольдтианцы. "Значения превращают ощущения в вещи... возникновение предметного сознания непосредственно связано со значениями" (Выготский, 1982). От значений ребенок изолирован, в такой же степени он изолирован от мира вещей, предметов.

Предметное сознание является первым уровнем в его развитии, соответствующим формирующемуся пятимерному миру. Свет, отражаясь от предметов, несет информацию о них, и граница между предметами и человеком устанавливается не на предметах, а на сетчатке глаза. Вот это и есть то, на что указывал Л.С. Выготский, - глаз, который видит все, не видит ничего. Феномен предметности заключается в том, что граница между человеком и предметом устанавливается на предмете, и это является важнейшим условием для того, чтобы стало возможным его восприятие (Леонтьев, 1975).

Легко говорить о границе, которая перемещается от глаза (и другого органа чувств) на предмет. У ребенка первые три года жизни уйдут на освоение этого перехода. Ведь на самом деле это и есть первое проявление многомерного мира человека, пусть еще и не обладающего признаками реальности и действительности, но уже вобравшего в себя тот самый "дух", который вышел за пределы тела и "осел" на предмете, коснувшись его. Если собственно человеческое начинает заполнять пространство вокруг человека как телесного существа, если возникает продолженность человека в мир, без которого он так и не станет миром человека, значит "очеловечивается" и само пространство, возникая на пересечении субъективных и объективных измерений.

Два условия необходимы для такого перемещения субъективности на границу с предметом. Это культура, где хранится и аккумулируется опыт человечества, в том числе и значения как часть этого опыта. Затем это взрослый, через которого осуществляется выход в культуру и который единственно может связать ощущения, получаемые ребенком от предмета, со словом, обозначающим предмет, выделяя его этим самым из всего остального. Минимум четыре фактора должны совпасть для того, чтобы граница между человеком и миром сместилась от органа чувств к предмету и возникли феномены предметного мира и предметного сознания.

  1. Собственные движения ребенка, посредством которых идет освоение жизненного пространства и приходит ощущение того, что вокруг есть "нечто". Нельзя пеленать ("связывать") ребенка, не рискуя задержать темп развития его сознания.

  2. Нормальные органы чувств, каналы связи с внешним миром, пусть пока и переполненные информацией, рождающей какофонию ощущений, идущих от этого "нечто". Первое и второе вместе могут означать сенсорно-моторный уровень сознания.

  3. Взрослый, указывающий своим жестом на что-то определенное из всего объема "нечто".

  4. Культура, из которой взрослый выбирает слово, которым и локализует еще совокупность ощущений в предмет, обозначаемый словом и жестом. Так из неопределенного и диффузного "нечто" возникает определенное и вполне предметное "что-то".

Госпитализмом обычно называют болезнь, возникающую при отсутствии контактов ребенка со взрослым или снижении интенсивности общения между ними. Можно полагать, что госпитализм на самом деле есть отсутствие двух последних факторов из приведенных выше. Это не болезнь, вызванная дефицитом общения ребенка со взрослым, недостатком "человеческого тепла" и т.д. Скорее это про­явление невозможности родившегося нормальным ребенка стать человеком, которую он не может пережить. Зарождающийся "дух" не может покинуть пределы тела, остается в нем и умирает, так и не заполнив собой пространство между человеком и "объективной реальностью". В результате остаются человек, не имеющий продолжения в мир, и "мир", не ставший миром человека. Здесь не может возник­нуть сознание, оно и не возникает.

Каждым словом и жестом участвуя в порождении пятимерного мира предметного жизненного пространства ребенка, взрослый участвует в одновременно идущем в нем процессе разделения Я от не-Я. К трем годам обычно завершается этот процесс, и ребенок оказывается в критической ситуации: есть мир, наполненный предметами, связанными в некоторую простейшую систему, есть Я, которое присутствует в этом мире, но жить в этом мире невозможно без взрослого. С одной стороны: "Я сам!", с другой стороны, ребенок не может действовать избирательно, без чего самостоятельность невозможна. К нему как бы сами собой являются предметы, имеющие значение, но не имеющие смысла. Смыслами владеют взрослые. Они "смотрят" на мир не только глазами родного языка, но и глазами потребности и возможности. У взрослых смысл предмета проталкивает в сознание и сам предмет. У ребенка предмет появляется сам собой, как результат категоризации.

Примерно с трех лет сознание из предметного становится смысловым. Это не означает, что до сих пор ребенок не овладевал смыс­лами, и ничто в его пятимерном мире не становилось шестимерным. Количественный прирост предметов привел к новому качеству - предметный мир возник уже не как мозаика из разрозненных предметов, а как система, центром которой является Я. Кризис трех лет возникает как противоречие между сложившимся за три года обра­зом жизни, заключающемся в выполнении действий, регламентируемых взрослыми, и появившемся Я, которое требует определенной независимости от них, но еще не способно на самостоятельность. Переход сознания от предметного к смысловому детерминирован тем, что предметный мир ребенка еще не переживается как реальность, т.е. в своей отнесенности к Я, а значит, и не может обеспечить ту степень суверенности, на которую Я претендует.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]