Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
павильч а.а..doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
984.58 Кб
Скачать

4.5. Маргинальная культура

Понятие маргинальность (лат. margo ‘межа, граница, край’) характеризует ситуацию неполного вхождения человека или группы людей в социокультурную систему либо неприятие или вытеснение из нее. Сначала этот термин, впервые употребленный американским ученым Р. Парком, обозначал сложности психической адаптации мигрантов из села к городским условиям и указывал на промежуточность положения личности между двумя социокультурными системами. Понятие маргинальная культура отличается многозначностью и характеризует особенности жизнедеятельности индивида или группы, которые одновременно соотносятся с несколькими социальными структурами, но ни в одну из них не интегрированы полностью.

Маргинальность отличается межкультурным положением, нахождением на пограничье разных окружений, этнокультурных и религиозных традиций, стереотипов и норм поведения. Ситуация маргинальности характеризуется сложностями определения культурной идентичности, поскольку люди, оказавшиеся на периферии или в пограничной ситуации, сталкиваются с противоречиями в осознании своей принадлежности к определенной реальности.

Понятие маргинальность может употребляться в значении контркультуры, так как оно предполагает разрыв традиционных отношений с обществом и конструирование собственной реальности. Маргиналы часто отождествляются с деклассированными элементами общества, добровольно вышедшими или насильственно вытесненными за пределы привычного окружения (бродяги, отшельники, инакомыслящие, неработающие граждане). Маргинальное сознание выражается не только в девиантном поведении, асоциальных проектах деятельности, отстраненности и самоизоляции человека, но и в нестандартных моделях жизнедеятельности и творчества.

В постиндустриальном обществе сфера распространения явлений маргинальности значительно расширяется. Маргинальность обусловливается явлениями модернизации, интеграции, сопровождается трансформацией прежних социальных и экономических структур и отношений, изменением социальных и профессиональных статусов людей, усвоением разноплановых социокультурных стандартов, изменением образа и условий жизни. В маргинальной ситуации могут оказаться мигранты, представители этнических меньшинств, люди, вступившие в смешанные браки, представители творческой интеллигенции и ученые, кормящие матери, продолжающие заниматься профессиональной деятельностью, пожилые люди, ведущие активный образ жизни.

Понятие маргинальность не только характеризует модели поведения и жизнедеятельности индивидов и групп, но и определяет сущность некоторых многоплановых явлений культуры, как, например алхимия. Феномен алхимии в средневековой культуре был способом познания природы и основывался на синтезе языческих представлений, иррационального знания, религиозно-мистических учений, научно-философских обобщений, рационалистической логики. Алхимия представляла собой контркультурное явление по отношению к христианству и была промежуточным донаучным направлением в средневековом знании между техническими ремеслами и натурфилософией.

Г. Гессе в романе “Степной волк” создал обобщенный образ гения страдания, испытывающего участь маргинального героя. Гарри Галлер, не научившийся быть довольным собой и своей жизнью, обнаруживает в себе одновременно человека – “мир мыслей, чувств, культуры, укрощенной и утонченной природы” и волка – “темный мир инстинктов, дикости, жестокости, неутонченной, грубой природы” [11, с. 480]. Рассуждения в записках героя романа становятся универсальной формулой философского оправдания маргинальности. Пессимизм Гарри Галлера, коренящийся не в пороках его природы, а, наоборот, в великом богатстве сил и задатков, не достигшем гармонии, приобретает масштабы универсального явления. “Настоящим страданием, адом человеческая жизнь становится только там, где пересекаются две эпохи, две культуры и две религии. <…> Но есть эпохи, когда целое поколение оказывается между двумя эпохами, между двумя укладами жизни в такой степени, что утрачивает всякую естественность, всякую преемственность в обычаях, всякую защищенность и непорочность!” [11, с. 454].