Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sbor_i_podgotovka_ShYeL_F_2008_lektsii.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
1.39 Mб
Скачать

Состояние законодательной базы для пространств со смешанным правовым режимом.

Под данное определение попадают территории на которых действуют международные соглашения и национальное российское законодательство, а именно: территориальные моря РФ, исключительная экономическая зона РФ и континентальный шельф РФ.

При обсуждении данного вопроса удобно пользоваться термином «морская зона», который включает как пространства со смешанным правовым режимом, так и участки внутренних морских вод вместе с береговой зоной, если, конечно, отсутствует иная возможность однозначного правового толкования статуса прилегающих участков земель.

Правовой статус любого искусственного сооружения в морской зоне определяется:

  1. правовым режимом той части морской зоны, где он расположен,

  2. характер сооружения, позволяющий отнести его к определённой группе сооружений,

  3. характер юридических прав собственника на сооружение,

  4. характер юридических прав на размещение сооружения в морской зоне РФ.

Проанализируем первую составляющую.

Все природные ресурсы, находящиеся на пространствах со смешанным правовым режимом являются объектами федеральной собственности, а регулирование их охраны, защиты и использования осуществляет РФ.

Но в РФ, как и в некоторых других странах, например, США, существует своя собственная независимая система навигационной (гидрографической) и наземной (топографической) картографии, использующая свою собственную систему высот и картографических проекций; при этом механизм перехода от одной системы к другой сложен и нормативно – правовыми актами не зафиксирован.

В результате, практика не даёт однозначного толкования целого ряда ситуаций, например, прохождения береговой линии, и в случае приливно – отливных морей внутренняя граница участков морских вод, исчисляемая различными методами, может различаться на многие километры. Но при использовании недр участков дна всё регулирование, согласование и надзор полностью сосредоточены в органах исполнительной власти РФ; а при использовании смежных участков недр (т.е. частично располагающихся на суше и частично на дне) субъектов РФ часть регулирования, согласования и надзора сосредоточена в органах исполнительной власти субъектов РФ и даже в органах местного самоуправления.

Также налог на имущество организаций, земельный налог и налог на прибыль в случае размещения только в море зачисляется в доход Российского бюджета, а в случае размещения на смежных –участках или только на берегу – в бюджет соответствующего субъекта РФ.

Точно также при размещении искусственных сооружений на территории внутренних морских вод или на территории субъекта РФ будут существенно различаться и предъявляемые к хозяйствующему субъекту технические и экологические требования, включая необходимость согласования и оформления лицензии на особенное водопользование.

Способы исправления ситуации:

Представляется целесообразным введение в российское законодательство так называемого института береговой зоны, который будет включать в себя как морской район, так и прилегающую полосу земель в пределах территории приморского субъекта РФ. Подобный подход существует в ряде стран (Китай, Испания, Новая Зеландия).

Проанализируем вторую составляющую.

Согласно зарегистрированных Министерством юстиции РФ нормативно – правовых актов отсутствует чёткая классификация стационарных платформ, плавучих буровых установок и другого оборудования, использующегося на шельфах. Поэтому их приходится рассматривать как морские гидротехнические сооружения.

Но морские гидротехнические сооружения в РФ относятся к перечням объектов, находящихся только в федеральной собственности, и не подлежащих приватизации.

Понятие рейдовых портов и их гидротехнических сооружений есть в нормативно – правовых актах Министерства транспорта РФ, но ничего не сказано о том можно ли считать стационарные платформы и плавучие буровые установки, с которых осуществляется отгрузка углеводородного сырья на морские транспортные суда (или его приёмка), причальным сооружением рейдового терминала или нет.

При определении правового статуса подводных морских трубопроводов чрезвычайно важно определить какими нормативными актами регулируются требования к его конструкции. В настоящее время в этой сфере действует целый комплекс норм, содержащихся в Регистре морского судоходства Министерства транспорта РФ, в нормативных актах Министерства топлива и энергетики РФ, в нормативных актах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, а также в нормативных актах Федерального агентства по строительству. Но все они не дают чёткого ответа на вопрос считать ли данный трубопровод магистральным или любым другим. А ведь первые могут находиться только в федеральной собственности, а вторые в частной.

Проанализируем третью и четвёртую составляющую.

Законодательная база РФ позволяет регистрировать платформу или любой аналогичный объект как судно под любым иностранным флагом; в результате объект не попадает под юрисдикцию РФ и прежде всего по вопросам технической безопасности и экологического воздействия на окружающую среду. т.е. соответствующие платежи не взымаются согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 72/78).

Но платформа, как правило, находится в прибрежной зоне моря, скорость её движения равна нулю и применение норм МАРПОЛ 72/78 по крайней мере спорно.

Способы исправления ситуации:

В Российское законодательство должны быть введены нормы, однозначно закрепляющие порядок юридического оформления размещения искусственных сооружений в морской зоне Российской Федерации, устанавливающий отнесение платформ и подобных сооружений к объектам недвижимого имущества, на которые должны быть распространены вопросы платности и платежей за загрязнение окружающей среды.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]