Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры миржур 1 семестр.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
620.54 Кб
Скачать

45. Антифашистская печать, радио и кино в 30-е годы.

В конце 30-х годов, когда наш

враг вполне определился

конкретизировался, советское кино обратилось к немецкой антифашистской

литературе и творчеству прогрессивных немецких кинематографистов. Политический

эмигрант-антифашист Густав Вангенгейм в

фильме «Борцы» впервые интерпретировал образ Георгия Димитрова и грязный фарс

Лейпцигского процесса.

Наиболее сильным антифашистским

фильмом следует считать «Семью Оппенгейм» по роману Лиона Фейхтвангера. В нем с

психологической глубиной и гуманистическим пафосом была показана трагедия

культурной еврейской семьи, считавшей Германию своей родиной и гибнущей от

безжалостной руки фашизма. Центральное место в фильме заняла трагическая гибель

юноши, оскорбленного в своем чувстве родины и кончающего жизнь самоубийством.

С гневом и

отвращением разоблачая фашизм, применяя

различные художественные средства для показа его античеловеческой сущности -

от сложных психологических нюансов до резкого, плакатного

гротеска, советские кинематографисты никогда и нигде не оскорбляли немецкий

народ,

всюду старались отделить фашизм от немецкой нации,

противопоставить фашистам образы немецких рабочих, интеллигенции, коммунистов.

Разоблачая

фашизм, ниша фильмы с симпатией и уважением говорили о немецком народе.

Воспевая нашу армия, оборонную мощь государства, ниша ни единым словом не

призывали к захвату чужих земель, к порабощению других народов. В этом великая

гуманистическая заслуга советского

киноискусства. Все ждали, что скоро последует нападение, но никого не

запугивали, никого не оскорбляли.

Как

результат антифашистской борьбы, черты социалистического реализма появились и

во французском кино. Победа Народного фронта вызвала к жизни такие фильмы

Жана Ренуара как «Жизнь

принадлежит нам!», «Тони»,

«Великая иллюзия», «Марсельеза». Эти фильмы несут в себе

отчетливые черты социалистического реализма как результат движения французской

художественной культуры влево.

Антифашистская тема и в 70-е годы в немалой степени занимала американское кино. В 1972 г. вышел антифашистский фильм Боба Фос-са (р. 1927) «Кабаре» — о Германии начала 30-х годов. В фильме С. Поллака (р. 1934) «Какими мы были» (1973) рассказывается о кинодраматурге и близкой ему женщине-коммунистке. Оба они подверглись преследованиям во времена маккартизма. Мартин Ритт (р. 1920), в свое время также попавший в «черный список» маккартистов, сделал фильм «Фронт» (1976) (на экранах в СССР шел под названием «Подставное лицо»). В создании фильма участвовали несколько других кинематографистов, подвергшихся преследованиям во времена маккартизма. В фильме в яркой публицистической форме рассказывается о преследовании инакомыслящих в середине 50-х годов.

В 1977 г. на экраны вышел фильм «Джулия», снятый режиссером Ф. Циммерманом с участием актрисы Джейн Фонда и английской актрисы Ванессы Редгрейв. Эта лента была сделана по одной из глав автобиографии драматурга Лиллиан Хелман. Фильм рассказывает о героической антифашистке — подруге Хелман, погибшей в гитлеровской Германии, и о попытке Хелман спасти ее. В начале 80-х годов внимание публики привлек фильм «Фрэнсис», повествующий о судьбе актрисы, затравленной реакцией за приверженность левым взглядам. В основу фильма положена биография реального лица — известной в 30—40-х годах американской актрисы Фрэнсис Фармер. Антифашистскую тему продолжил вышедший в 1983 г. фильм А. Пакулы (р. 1928) по роману У. Стайро-

на «Софи делает выбор».

Далее еще по печати см. вопрос 47, а радио у нас нет.

Вопрос №46+47 чуть чуть

«Печать в годы второй мировой»

Франция

Все газеты, которые можно было купить в киосках, подчинились немецким оккупационным властям. В противовес им стали выходить издания тех, кто подчинялся захватчиками. Эти газеты, чаще всего похожие на листовки, ни с информационной, ни с пропагандистской точек зрения не могли соперничать с прессой и радио коллаборационистов, однако именно подпольная печать в общественном мнении отожествлялась с борьбой за свободу и сохранение республиканских традиций и сохранение республиканских традиций.

До ноября 1942 зона немецкой оккупации составляла 2/3 Франции. Ее название «Северная зона». Франция была разделена на Северную и Южную зоны, между ними была закрытая граница. . Строгие требования, контроль немецкой военной администрацией.

Читатели в провинции, где не получали парижских газет, теряли привычку к чтению. Никогда больше национальной прессе не удастся вернуть утерянные позиции. В Париже два раза в день проводились обязательные брифинги для журналистов, закрылось очень много газет.

Немецкая администрация способствовала созданию новых газет. В конфискованных помещениях редакций стали выходить газеты под старыми названиями.

Оценить влияние легальной прессы на общественное мнение трудно, так как нет уверенности в их объективности. В этот период газеты часто покупались для повседневных потребностей (расписание автобусов, отоваривание продовольственных карточек, для разжигания огня). Новости с фронта узнавали по радио.

В подполье самой значительной по количеству, регулярности выхода и тиражам была пресса французских коммунистов. Годы войны и период оккупации были тяжелыми для прессы. Легальные газеты, которые были фактически органами оккупантов, лишились доверия читателей и не могли оказывать большого влияния на общественное мнение. Подпольная пресса была ограничена условиями производства.

Германия

Центром эмигрантской прессы была избрана Прага. Начали выходить издания «Нойе форвертс» - «Новая вперед», которая до оккупации Франции распространялась и в Париже, Поскольку газета выходила круп­ным форматом, ее распространение в нелегальных условиях было зат­руднено.

В ноябре того же года создано новое издание «Социалистише Акцьон» - «Социалистическая акция», выхо­дившее малым форматом на тонкой бумаге. «Цайтшрифт фюр зоциализмус» - «Журнал по проблемам социализма». После оккупации Чехословакии в 1938 г. социал-демокра­тические издания выходили в Париже, а после оккупации Франции в 1940 г. - в Англии.

Общеизвестно, что широкого движения сопротивления внутри Германии не существовало.

Великобритания

Почти сразу же после начала войны газетная индустрия оказалась перед лицом целого ряда сложных проблем. Первая – резкое сокращение поступлений бумаги, так как Норвегия – постоянный и дешевый источник продукции была оккупирована немцами, а поставки из Канады свелись к минимуму, учитывая морскую блокаду Британских островов.

Государство было вынуждено ввести строгое рационирование в этой сфере. Это сразу же сказалось на объемах газет. «Таймс» сократила свой объем до 4-6 полос. Позже, перейдя на 8-страничный объем, ей пришлось сократить тираж на 21 тыс. экз.

Еще одна проблема – сокращение пространства для публикаций рекламы для того, чтобы сохранить рентабельность изданий.

Сразу же после начала войны было образовано министерство информации, задачей которого являлось обеспечение прессы официальными сведениями о положении дел на фронте и деятельности правительства. В структуре министерства существовал отдел цензуры, который внимательно следил, чтобы в публикациях не было информации закрытого характера. Например, была на полтора года закрыта «Дейли Уоркер», которая в течение некоторого времени приписывала войне «империалистический» характер.

Постоянным возмутителем спокойствия в глазах министерства информации и самого премьер-министра являлась газета «Дейли Миррор». Ее хозяин – второй лорд Ротермир – передал управление газетой Сесилю Кингу и главному редактору Гарри Бартоломью. Они задались целью превратить «Дэйли миррор» в «народную газету», руководствуясь принципом «информировать и развлекать»: стремились максимально упростить и в то же время окрасить яркими красками форму и содержание материалов в каждом жанре, иллюстрировали материалы фотографиями и рисунками.

Газета не имела равных по части серийных комиксов, которые из номера в номер занимали полторы полосы издания. Наиболее важные стороны в жизни страны отображались в карикатурах художника Филипа Зека.

«Дейли Миррор», по мнению ее редактора, больше чем какая –либо другая газета сделала для назначения Черчилля главой военного кабинета в 1940г.

Газета критиковала многие аспекты военной жизни и политики: «показуху» армейской жизни (начищенные медные пуговицы, никому не нужные парады и т.д.; ошибки Черчилля в подборе членов правительства, которые, по мнению редакции, были за политику умиротворения Гитлера. Помимо этого, газета была известна несколькими острыми карикатурами, которые также не нравились правительству. Руководству газеты объявили предупреждение о закрытии.

Также можно отметить газету «Дейли Экспресс», хозяин которой – лорд Бивербрук – был назначен сперва министром авиационной промышленности, а затем министром снабжения. На этой должности он совершил несколько поездок, среди которых была встреча со Сталиным, с которым он быстро нашел общий язык. В бивербруковских газетах теперь явно давали знать две установки хозяина: снять всякие сомнения относительно боеспособности СССР как союзника и взять курс на быстрейшее открытие второго фронта в Европе.

Вопрос № 47. “Подпольная печать европейских стран в годы второй мировой войны”.

Переход на подпольные издания произошел рано, уже с 1933 года в Германии. Гитлеровцы ввели систему слежки за антифашистской пропагандой. Выясняли, кто автор листовки и для кого она предназначалась (аудитория). Распространяли листовки по адресам. Кто приносил их (предатели), тот был надежен. Других допрашивали и сажали в тюрьму. Поэтому агитационные листовки антифашисты передавали из рук в руки. Антифашистское движение развивалось и среди военнопленных.

1933 – 1938 гг. Газета “Роте Фан”. Распространялась как антифашистская. Возилась из Чехословакии. Но позднее Чехословакию оккупировали, и листовки передавались через “своих”. Также подпольщики давали о себе знать тем, что оставляли надписи на стенах домов: “3F” – свобода, прогресс, мир.

Интересен лозунг Ленина в сравнении с антифашистами. Ленин: “Двое должны работать как трое!”. Антифа: “Трое должны работать как двое!” Устная пропаганда – пропаганда “шепотом”.

Антифашистские газеты издавались во многих странах:

- Испания (“No Pasaran” – “Они не пройдут”) Вместе с этим существовал лозунг: “Pasaremos!” – Мы пройдем!

- Португалия (“Avante”)

- Италия (“L’Unita”)

Против фашистов были: Югославия, Греция, Албания.

Велась радиовойна: Англия (ВВС) и СССР (Радио Москвы “От советского информ. бюро….))))”) США только создавали радиопропаганду. Передавали важные сообщения от антифашистских руководителей из-за рубежа до местных радиостанций.

Разные приемы радиопропаганды:

  1. Белая: открыто назывались страны или те, кто ведет вещание (ВВС);

  2. Серая: не называли национальностей;

  3. Черная: те, кто выдавали себя за радиостанции, находящиеся на стороне противника.

В германии приемники не конфисковали, но они были настроены на фашистские радиоволны.

Тут еще нужно про публицистов всех. У меня, например, был Фучик. Юлиус Фучик был убеждённым антифашистом, а во время Второй мировой войны — деятелем Движения Сопротивления. В период немецкой оккупации Чехословакии им были опубликованы под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе. С 1941 года Фучик являлся членом нелегального ЦК компартии Чехословакии и руководил подпольными изданиями компартии. В апреле 1942 года он был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую известную его книгу «Репортаж с петлёй на шее».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]