
- •Влияние антидепрессантов на нейротоксическое действие синтетического глюкокортикоида дексаметазона в разных структурах головного мозга.
- •1.1. Влияние исследуемых антидепрессантов на эффекты дексаметазона в исследованиях на пирамидных нейронах области са1 гиппокампа.
- •1.2. Влияние исследуемых антидепрессантов на эффекты дексаметазона в исследованиях на зернистых нейронах зубчатой извилины.
- •1.3. Влияние исследуемых антидепрессантов на эффекты дексаметазона в исследованиях на нейронах дорсального стриатума.
- •1.4. Влияние дексаметазона на глутаматергическую передачу в теменной коре.
1.4. Влияние дексаметазона на глутаматергическую передачу в теменной коре.
Объект исследования синаптическая передача между дендритами пирамидных нейронов II/III слоев теменной коры и аксонами, проходящими в III/IV слоях коры, наиболее вероятно таламических нейронов.
Рис. 1.19. Величины постсинаптических ответов пирамидных нейронов II/III слоев теменной коры при различной интенсивности пресинаптической стимуляции.
Фокальные потенциалы, генерируемые исследуемыми нейронами (А), и зависимость их амплитуды от интенсивности пресинаптической стимуляции (Б).
На А: калибровка 1 мВ, 10 мс.
На Б: вертикальная шкала – амплитуда потенциалов в мВ, горизонтальная шкала – интенсивность пресинаптической стимуляции в В.
Через 24 часа после внутрибрюшинного введения крысам дексаметазона в дозе 7 мг/кг амплитуда пВПСП нейронов теменной коры, вызываемых пресинаптической стимуляцией не претерпела существенных изменений в сравнении с постсинаптическими ответами в контроле при той же интенсивности пресинаптической стимуляции (рис. 1.20).
Рис. 1.20. Влияние дексаметазона в дозе 7 мг/кг на постсинаптические ответы пирамидных нейронов II/III слоев теменной коры.
Фокальные потенциалы, генерируемые исследуемыми нейронами в контроле (К) и после введения крысам дексаметазона (7).
На А: калибровка 1 мВ, 10 мс.
На Б: вертикальная шкала – амплитуда потенциалов в мВ, горизонтальная шкала – интенсивность пресинаптической стимуляции в В.
Рис. 1.21. Влияние дексаметазона в дозе 20 мг/кг на постсинаптические ответы пирамидных нейронов II/III слоев теменной коры.
Фокальные потенциалы, генерируемые исследуемыми нейронами в контроле (К) и после введения крысам дексаметазона (20) и зависимость их амплитуды от интенсивности пресинаптической стимуляции (Б) в контроле и на фоне действия дексаметазона.
На А: калибровка 1 мВ, 10 мс.
На Б: вертикальная шкала – амплитуда потенциалов в мВ, горизонтальная шкала – интенсивность пресинаптической стимуляции в В.
Точно так же введение крысам дексаметазона в дозе 20 мг/кг не вызывала существенных изменений амплитуд пВПСП пирамидных нейронов II/III слоев теменной коры (рис. 1.21). Эти данные свидетельствуют о существовании защитного механизма против действия глюкокортикоидов в нейронах коры.
Следовательно, в отличие от пирамидных нейронов области СА1, зернистых нейронов зубчатой извилины и среднешипиковых нейронов дорсального стриатума, пирамидные нейроны II/III слоев теменной коры не чувствительны к нейротоксическому действию дексаметазона в дозах 7 и 20 мг/кг (рис. 1.20 и 1.21).