Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
наши ответы к вопросам V - копия.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
322.05 Кб
Скачать

Вопрос № 41 Теократические доктрины. Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

Теократическая концепция Аврелия Августина ( 354-430 гг.).

В мире существуют 2 государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство). Только в церкви воплощено право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Град земной – государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением. Оправдание государства – в служении церкви. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости) предстает как погибшее государство

Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии, то все формы правления, авторитет и полномочия власти становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Августин развивает таким образом идею верховенства церкви над государством.

В области человеческих отношений действует восходящий к богу нерушимый вечный закон. Люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона.

Теократическая концепция Ф.Аквинского (1225-1274 гг.)

Различает 3 элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование. Сущность власти, т.е. порядок управления (господства и подчинения) установлен богом.

Ф.Аквинский выделяет формы правления: монархию, аристократию, политию, тиранию, олигархию, демократию. Основным признаком государственной власти является право издания законов. В правильных формах существует законность (господство справедливости) и признается общее благо; в неправильных – наоборот. Монархия – наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства. Республику Аквинский считает государством, раздираемым беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагающим путь тирании.

Ф.Аквинский выделяет законы: вечный, естественный, человеческий, божественный.

Вечный закон - «сам божественный разум, управляющий миром»; этот закон лежит в основе мирового порядка, природы и общества.

Естественный закон – это отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода.

Человеческий закон – это феодальное право, выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией.

Предписания человеческого закона вытекают из воли и разума бога, потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом.

Вопрос № 42 Политические учения эпохи Возрождения. Н. Макиавелли

Государство Н.Макиавелли рассматривал как отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение.

Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, он называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. Блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. Он отдает предпочтение смешанной форме правления: из монархии, аристократии и демократии.

Большое значение Н.Макиавелли придавал законодательству и праву. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа.

Н.Макиавелли рассматривал политику как самостоятельную область человеческой деятельности, свободную от богословия и христианской этики.

Религия является могучим средством воздействия на умы и нравы людей. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Основой религиозной реформы он считал не идеи первоначального христианства, а античную религию, подчиненную целям политики.

Н.Макиавелли отделял политику от морали. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали. Поступки основателей государств, завоевателей, политических деятелей должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства.