- •Введение
- •Глава 1. История развития жанровой живописи
- •Глава 2. Темы, образы, мотивы русской жанровой живописи конца хiх начала хх века
- •2.1Крестьянская жизнь
- •2.1.1 Крестьянский быт
- •2.1.2 Крестьянская лирика
- •2.1.3 Крестьянские дети
- •2.1.4 Народные праздники, развлечения, забавы.
- •2.2 Жизнь городская
- •2.2.1 Городской быт
- •2.2.2 Труд рабочих.
- •2.3 Историко-бытовой жанр
- •2.4 Религия глазами жанристов
- •2.4.1 Монастырская Русь
- •2.5 Революционная тематика
- •2.6 Охота
- •Глава 3. Темы, образы, мотивы французской жанровой живописи конца хiх начала хх века
- •3.1 Бодегон - городской жанр нового времени
- •3.2 Крестьянская тема
- •3.3 Культура
- •3.3.1Театр, балет, танец
- •3.3.2 Цирк
- •3.4 Скачки
- •Заключение
Глава 2. Темы, образы, мотивы русской жанровой живописи конца хiх начала хх века
2.1Крестьянская жизнь
Одним из наиболее болезненных и сложных вопросов русской действительности второй половины XIX века был крестьянский вопрос, неустанно привлекавший внимание общественности, горячо обсуждавшийся в прессе и литературе. Крестьянская тема закономерно вошла в творчество крупнейших художников того времени. В картинах русских художников многосторонне отражены люди, нравы и быт тогдашней деревни. Также произведениях отражены различные, подчас трагические моменты крестьянской жизни. Перед нашими глазами проходят крестьяне, испытавшие гнет крепостничества, длиннобородые, стриженные в скобку, в лаптях, с гречневиками на головах; проходят повязанные пестрыми платками, в мешковатых тулупах бабы и девушки; деревенские ребята с льняного цвета волосами; разоренные бедняки с котомками за плечами; женщины с грудными младенцами на руках и малышами-сиротами, шагающими за ними. Вот крестьяне веселой гурьбой отправляются на ярмарку, чинно присутствуют на местных праздниках, шумят на сход как, ссорятся при разделах; многие из них не выходят из беды, в неурожайные годы недоедают, голодают, умирают. Выгнанные нуждой из родных мест, переселенцы отправляются в новые места, другие подаются на заработки в город все в тех же домотканых рубахах, такие же длиннобородые, нанимаются в извозчики, дворники, сторожа, бурлаки.
2.1.1 Крестьянский быт
Изображению народа все свое творчество посвятил художник Максимов. "Кремень передвижничества", "самый несокрушимый камень его основания" - так называл Максимова Илья Репин.
Атмосфера пореформенной деревни, разложение патриархального быта показана Максимовым в произведении "Семейный раздел" (1876).В картине изображен дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость - с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата.
Эпическое полотно Максимова из народной жизни "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875), с обилием персонажей, создающих "хоровое начало", отмечено глубоким знанием деревенского быта. Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: "Ты наш, если и напишешь, то не для смеху".
В картине "Больной муж" (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика на лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка. В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: "Бедный ужин" (1879), "Аукцион за недоимки" (1880), "Заем хлеба" (1882), "Слепой хозяин" (1884), "У своей полосы" (1891), "Лихая свекровь" (1893). О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: "Да, да, сам народ написал свою картину. <...> Вот, жанристы, у кого учитесь".
Тема жизни русской деревни находит свое отражение в творчестве С. А. Коровина. В отличие от семидесятников, представлявших крестьянский мир как цельный, имеющий свои законы и нравственные ценности, С. Коровин является свидетелем социального расслоения, вражды и раскола в крестьянской общине. В картине «На миру» (1893) с поразительной наблюдательностью и психологической достоверностью художник воссоздает сцену спора вконец разорившегося, затравленного, отчаявшегося бедняка и самодовольного, лицемерного кулака- мироеда, уверенного в собственной безнаказанности, знающего, что на его стороне закон силы и денег. Вместо единодушной общины перед нами «мир», отчуждающий из своей среды бедняка, молчаливо признающий право сильного. Картина отмечена поисками новых средств художественной выразительности, остроты изобразительного языка. Композиция, кадрированная чуть сверху, как бы неожиданным рывком вводит зрителя в тесно сомкнутый людской круг, в середине которого разыгрывается жестокая драма. Крупномасштабность и подчеркнутая объемная пластика фигур способствуют ощущению оптической близости, осязаемости изображения, заставляя разглядывать все, так сказать, в упор.
Судьбам крестьян-переселенцев посвящен цикл работ С. В. Иванова. Он запечатлел переселенцев и в начале долгого пути, полных радужных надежд на счастье ("На новые места", 1886), и настигнутых бедой, вынужденных кормиться "Христа ради". Он писал "счастливцев", нашедших место в вагоне для скота ("Переселенка в вагоне", 1886), и горемык, утративших всякую надежду на лучшее и пытающихся хотя бы вернуться к прежней, скудной, но привычной жизни ("Обратные переселенцы", 1888).
Картина «В дороге. Смерть переселенца» (1889) представляет трагический финал кочевой жизни крестьянской семьи, устремившейся на поиски лучшей доли. В степи возле кибитки, прямо на дороге лежит труп крестьянина, а рядом — недоуменно взирающий на мертвого ребенок и безмолвно распростертая на земле женщина. Происшедшее охарактеризовано скупой выразительностью поз и точно отобранных деталей. Однако новизна решения темы в картине Иванова заключается в перенесении основного смысла изображаемого с текста на подтекст, так что недосказанное оказывается значительнее, глубже и печальнее сказанного. Это тот смысл, который постигается через умело достигнутое художником единство настроения: полдневное солнцестояние, немое оцепенение людей, молчание однообразной выжженной равнины и, например, такая тонко найденная деталь, как торчащие вверх оглобли кибитки, фиксирующие мотив остановившегося движения, неподвижности,— все тяготеет к одному: к выражению безысходности и к осознанию печальной участи тех, кто остался в живых без крова и без надежды. Говоря об искусстве С. Иванова, нужно особо отметить, что у него многое дается намеком, недосказано, и от этого приобретает еще большую силу воздействия. В его картине „Этап" (1891) можно видеть только лежащие на полу тела спящих колодников, их босые ноги, стоптанные сапоги. Но этого одного совершенно достаточно, чтобы почувствовать весь нечеловеческий ужас существования несчастных людей.
Судьба деревни занимает русских художников. Многие из них продолжают изображать трагические моменты крестьянской жизни. Одновременно с этим в крестьянском жанре усиливается лирический момент. Картины А. Архипова ( «По реке Оке», 1890), К. Коровина («Зимой»,1894) , А. Степанова («Утренний привет» 1897,« Кумушки») переносят нас в русскую деревню, но не ставят прямо лицом к лицу с крестьянами и с событиями их жизни, как это было раньше. Все эти события всего лишь подразумеваются художником и угадываются зрителем. У Архипова в картине «По реке Оке» на носу судна сидят случайные пассажиры, но, глядя на этих ничем не примечательных, задумавшихся людей, нельзя и самому зрителю не проникнуться их грустными мыслями о своем житье-бытье. Сужение сюжетных рамок жанра благодаря поэтическому подтексту расширяет круг вопросов, способных зрителя взволновать. У К. Коровина в картине „Зимой" представлена смирная деревенская лошадка, сани, снег, забор и русская зима, но этого достаточно, чтобы в нас пробудился строй воспоминаний и догадок о всем том, чем живет деревня.
