
- •Введение
- •Глава 1. История развития жанровой живописи
- •Глава 2. Темы, образы, мотивы русской жанровой живописи конца хiх начала хх века
- •2.1Крестьянская жизнь
- •2.1.1 Крестьянский быт
- •2.1.2 Крестьянская лирика
- •2.1.3 Крестьянские дети
- •2.1.4 Народные праздники, развлечения, забавы.
- •2.2 Жизнь городская
- •2.2.1 Городской быт
- •2.2.2 Труд рабочих.
- •2.3 Историко-бытовой жанр
- •2.4 Религия глазами жанристов
- •2.4.1 Монастырская Русь
- •2.5 Революционная тематика
- •2.6 Охота
- •Глава 3. Темы, образы, мотивы французской жанровой живописи конца хiх начала хх века
- •3.1 Бодегон - городской жанр нового времени
- •3.2 Крестьянская тема
- •3.3 Культура
- •3.3.1Театр, балет, танец
- •3.3.2 Цирк
- •3.4 Скачки
- •Заключение
2.6 Охота
Охота— самая древняя тема живописи. Первые большие произведения искусства — пещерные росписи — служили целям охотничьей магии. Охоту, в бесчисленных ее вариантах, воспроизводят античные мозаики, коптские ткани, иранские изразцы, средневековые гобелены, индийские миниатюры и картины европейских художников различных стилей и эпох вплоть до начала XX века. Историк Домокош Надь раскрывает читателю двухтысячную историю развития охоты и отображения ее в изобразительном искусстве, иллюстрируя свой рассказ 48 цветными репродукциями.
Значительное место в художественном творчестве А. Степанов а занимает охота, где, наряду с лошадями, центральное место занимает образы собак, верных помощников охотника.
С увлечением писал охотничьи сцены («После охоты. Возвращение», 1907; «Убитый лось», 1900-10; «С борзыми», 1910-е; «Увидели», 1917). Степанов любил животных и обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию («Лоси», 1889; «На промысел», 1909; «Лось и лайки», 1910; «Волки ночью», «Волки у плетня», обе 1910-е; «В ожидании обеда»). Степанов добивался в своих охотничьих произведениях такой достоверности, что они не оставляли равнодушными ни искушенных знатоков живописи, ни опытных охотников, ни обыкновенных зрителей.
Картины художника отличаются динамичной выразительностью, что особенно заметно в большинстве сюжетов, посвященных псовой охоте.
В картине «По волку с гончими»(1900-1910) запечатлен тот миг, когда лихие борзые, спеющие за зверем, совсем уже близко от него. Через мгновенье правая, скамьистая борзая сделает бросок и возьмет его по месту. Другая борзая почти не отстает от первой - они вместе накроют волка. Степанов совершенно точно подметил момент, когда в предчувствии броска собаки борзятник уже осаживает разгоряченного коня, чтобы стремглав соскочить на землю и заколоть или сострунить серого.
На другом полотне « Охота» (1885) дана сцена окончания охоты. Охотник держит в руках свой трофей, затравленную лису. Удачной оказалась и охота на волка («После охоты», 1894)(Приложение К)
Картины художника наполнены глубокими чувствами. Невзгоды охотника, как правило, разделяют его вечные спутники и верные друзья — конь и собака.
В творчестве И. Прянишников так же присутствует охотничья тема. Художник изобразил охоту на уток («На тяге», 1881) и финал охоты на зайцев (« Конец охоты», 1884).
Глава 3. Темы, образы, мотивы французской жанровой живописи конца хiх начала хх века
3.1 Бодегон - городской жанр нового времени
Бодегон - жанр живописи эпохи Возрождения, характеризующийся изображением сцен в трактире, на улице, в лавке, с участием небольшого количества персонажей (в основном — простолюдинов), сочетающий в себе элементы бытовой сцены и натюрморта. Бодегон, в частности, был любимым жанром Диего Веласкеса во время «севильского» периода его творчества. Благодаря импрессионистами он становится городским жанром нового времени.
Жанровые полотна импрессионистов посвящены главным образом сценам городской, вернее парижской жизни, ибо они прежде всего писали именно жизнь французской столицы, ее улиц и бульваров, кафе и маленьких ресторанчиков, театров и баров. Обычно это сцены развлечений, чаще спокойные и радостные, но порой омраченные ощущением смутной тревоги, беспокойства или оттенком насмешливой иронии.
К этой теме можно отнести картину написанную Ренуаром в 1883 году «Танец в Буживале». Танцующая пара представлена Ренуаром не на сцене, а в бытовом интерьере. С этой точки зрения ее никак нельзя назвать театральной, и все-таки, доверившись ощущениям Ренуара, представлявшего жизнь как волшебный театр, эту картину зритель воспринимает как сияющий театрализованный праздник.
В картине «В саду» 1875 Ренуар в какой-то мере отступает от правила, избегать сюжетного "прочтения" темы, не впадая при этом в сентиментальную безвкусицу. Изображенная сцена - не просто любовное свидание: облик юноши не оставляет сомнений в его намерениях - он просит руки девушки, что подтверждают и цветы на столике, и мечтательное выражение лица девушки. Серьезность намерений юной пары скрепляется крестом на груди девушки - деталь необычная для неверующего художника, который к тому же избегал писать украшения.
В отличие от Ренуара с его ясным, жизнерадостным мировосприятием, Дега нередко останавливается на малопривлекательных сторонах человеческого облика и поведения и передает их с беспощадной точностью, свойственной его скептическому уму. В кафе», или «Абсент» (1876,) едва ли не самая известная работа этого круга. С редкой психологической проникновенностью раскрывает художник трагедию двух опустившихся людей, их одиночество и взаимное равнодушие. Само построение композиции с пустыми столиками на переднем плане, резкий ракурс которых словно насильственно отодвигает фигуры в пространство неуютного кафе, заставляет почти физически ощутить их отчужденность от мира, в котором им нет места.
Произведение Манне «Бар в Фоли-Бержер» (1881–1882 гг.), в котором он подошел к новому уровню, к новому этапу развития своего искусства. В центре композиции расположена фигура молодой женщины-продавщицы, повернутой в фас к зрителю. Немного усталая, привлекательная блондинка, одетая в темное платье с глубоким показана, выступает на фоне огромного, занимающего всю стену, зеркала в котором отражается зарево мерцающего света и неопределенные, размытые очертания сидящей за столиками кафе публики. Женщина повернута лицом к залу, в котором как бы находится сам зритель. При этом и центральная ось картины получается смещенной в правый угол, в котором, согласно характерному для 1870-х гг. приему, рама картины немного загораживает отраженную в зеркале фигуру мужчины в цилиндре, разговаривающего с молодой продавщицей. Было бы неверным думать, что сюжет «Бара в Фоли-Бержер» лишен существенного содержания и представляет собой некую монументализацию малозначительного. Фигура молодой, но уже внутренне утомленной и безразличной к окружающему маскараду женщины, ее блуждающий, обращенный в никуда взгляд, отчужденность от иллюзорного блеска жизни за ее спиной, вносят в работу значительный смысловой оттенок, поражающий зрителя своей неожиданностью. Зритель любуется неповторимой свежестью двух роз, стоящих на стойке бара в хрустальном бокале с искрящимися гранями; и тут же непроизвольно возникает сопоставление этих роскошных цветов с полуувядшей в духоте зала розой, приколотой к вырезу платья продавщицы. Глядя на картину, можно увидеть неповторимый контраст между свежестью ее полуоткрытой груди и блуждающим по толпе, безразличным взглядом.
В жанровых работах Рафаэли есть элементы социальной сатиры, особенно в изображениях бедных районов Парижа (Завсегдатаи кафе. 1885 Любители абсента. 1881Кузнецы. 1884), что сближает его творчество с реализмом.
Писсарро создавал не только пейзажи. В его творчестве есть и жанровые картины, в которых воплотился интерес к человеку. Среди наиболее значительных стоит отметить «Кофе с молоком» (1881), «Девочка с веткой» (1881), «Женщина с ребенком у колодца» (1882), «Рынок: торговка мясом» (1883). Работая над этими произведениями, живописец стремился упорядочить мазок и внести в композиции элементы монументальности.
Сцены из городской жизни есть в полотнах Ван Гога («Кафе под открытым небом "Генгетт" на Монмартре», 1886), Поля Гогена («В кафе», 1888), Пабло Пикассо («Пьющая абсент»,1901) и др..
В русской живописи «городская» тема представлена картинами В.Маковского «Перед объяснением. Свидание», (1898), « Не пущу!»( 1892) «На бульваре» ( 1886-1987) (Приложение Л) «. Картина «На бульваре» посвящена одной из острейших проблем пореформенной России 1860-х годов – исходу крестьян из деревень в город на заработки, следствием чего стали распад традиционного жизненного уклада, потеря социальных корней, крушение семейных связей. Изображен один из московских бульваров. На скамье скучающий мастеровой с гармонью, рядом с ним – женщина с ребенком, видимо, его жена, приехавшая из деревни, нежданная и ненужная. Маленький частный факт становится символом гибели патриархального мира. Сюжет несложен. Но крайне типичен для той поры. В Москву из далекого села приехала молодуха с ребенком. Навестить мужа. Поделиться горестями с кормильцем. Комнаты или другого жилья, где можно поговорить, нет. Вот и сидят на бульваре супруги. Жена убита поведением своего благоверного, неузнаваемо изменившегося. В образе крестьянки Безысходность, скорбь в ее согбенной фигуре.
Массовые сцены так же присутствуют на полотнах художников. Одна за другой из-под кисти Ренуара возникают сложные по композиции многофигурные полотна, изображающие досуг и развлечения простых парижан, представителей среднего и низшего классов. Бесспорным шедевром в этом жанре стала его картина «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), показанная художником на Третьей выставке импрессионистов в 1877 году вместе с двадцатью другими своими полотнами. Мулен де ла Галет была открытой танцевальной площадкой на вершине Монмартра, куда люди среднего достатка приходили приятно провести время: посидеть в тени акаций, потанцевать, выпить недорогого вина, пообщаться. Это было излюбленное место встреч парижской богемы. Многие персонажи полотна были друзьями Ренуара - танцовщики, писатели, художники. Они охотно позировали другу для его новой картины и ежедневно помогали ему приносить и уносить огромный холст, так как картина писалась на месте события. Ренуар наблюдает за поведением веселой толпы, он также очарован красотой празднества. Но его главный интерес лежит в другом: он хочет вызвать ощущение веселой путаницы ярких красок и изучить, как в суматохе кружащейся толпы скользят лучики солнечного света. Даже в творчестве Ренуара трудно назвать картину, в которой подвижность цвета и света выражала бы столь яркое чувство радости бытия.