Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
antichka.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
25.12.2018
Размер:
1.58 Mб
Скачать

Философия элейской школы.

Основателем школы элеатов принято считать Ксенофана (ок.570г до н.э.), хотя это не совсем точно. Характер его проблематики - теологический и космологический - а элеатов больше интересовали онтологические вопросы. Центральная тема Ксенофана - критика понимания богов Гомером и Гесиодом. Нелепость заключается в антропоморфизме, в приписывании богам внешних форм, психологических характеристик, страстей. Бог есть космос, единое, которое всё целое видит, всё целое мыслит, всё целое описывает, приводит всё в движение.

Парменид родился в Элее (VI-V вв до н.э.), до нас дошли фрагменты его поэмы “О природе”, где он вкладывает своё учение в уста некой богини, которая сообщает ему о необходимости изучить Единое. К единому ведут три пути: путь абсолютной истины, путь изменчивых мнений, путь правильных мнений.

Наиважнейший принцип Парменида: бытие есть и не может не быть, небытия нет и не может никак и нигде быть. Аргументация очень проста: всё, о чём говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит и говорить), иначе как думая о чём-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а говорить о ничто, значит ни о чём не говорить. Именно поэтому ничто немыслимо и невыразимо. Стало быть “думать” и “быть” соединяются, совпадают: одно и то же думать и быть.

Бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо. Ибо, если бы оно происходило, то из небытия, что абсурдно, ибо установлено, что небытия нет. В случае происхождения бытия из бытия это не менее абсурдно, ибо мы должны были бы признать, что оно уже есть. По тем же причинам нет небытия, поскольку двигаться к бытию значило бы, что бытие уже есть, и стало быть, останется.

Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое - то, чего уже нет, не имеет и будущего, ибо его ещё нет, оно есть вечное настоящее без начала и конца. Бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность и изменчивость предполагают небытие, по отношению к которому бытие двигается и трансформируется. Парменидово бытие вовсём равно; немыслимо “более бытия” или “менее бытия”, ибо это сразу означает вторжение небытия.

Оппоненты Парменида пытались сокрушить его теорию, указывая на реальность, очевидность движения и множественности. На эти попытки дал ответ Зенон, родившийся в Элее (V в. до н.э.). Способ рассуждения Зенона может быть назван приведением к абсурду, показ смехотворности выводов его противников. Его наиболее известные апории таковы:

1.Дихотомия. Тело, отправившись из исходного пункта, не может достичь конца пути, ибо сначала оно должно преодолеть половину этого пути, до этого - половину половины и.т.д. до бесконечности, где не будет нуля.

2.Ахиллес и черепаха. Та же аргументация, но в модусе динамики, а не статики.

3.Стрела. Стрела, выпущенная из лука, не движется, а покоится. Ведь в каждый момент её полёта она занимает равное ей пространство, но и покоящееся тело занимает равное ему пространство, значит, если стрела покоится в каждый из моментов, то и в сумме всех моментов своего полёта она также покоится.

4.Стадиум. Скорость, понимаемая как принадлежность движения, не есть нечто существующее, она относительна, а значит относительно и само движение.

Также известны аргументы Зенона против множественности, которые показывают, что для существования множественности должно быть много единств, однако Единое одно. Например, если миров множество, то надо полагать, что их столько, сколько есть, ни больше, ни меньше, то есть конечное число; но между одними мирами можно поместить другие, а между другими - ещё другие миры и так до бесконечности. Получается, что множество миров и конечно, и бесконечно.

Систематизировал доктрину элеатов Мелисс из Самоса (V в. до н.э.). Он считал, что бытие бесконечно, ибо если бы оно было конечно, то ограничивалось бы небытием, что невозможно. Как бесконечное бытие едино, ибо если бы их было два, то они ограничивали бы друг друга. Бытие бестелесно, бесформенно.

Есть множество вещей, которым наши чувства приписывают существование, но эти вещи не остаются равными себе и неизменными, бытие же всегда неизменно и равно себе, значит наши чувства утверждают небытие. На этом основании Мелисс признаёт лишь устанавливаемое разумом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]