Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дж.С. Милль - Т2.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
2.27 Mб
Скачать

Глава XXV

О КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ СТРАНАМИ, ВЫСТУПАЮЩИМИ НА ОДНОМ РЫНКЕ

§ 1. В лексиконе теории меркантилизма, язык и концеп­ции которой до сих пор остаются основой того, что может быть названо политической экономией торгующих классов (в отличие от политической экономии покупателей, или потребителей), нет выражения более распространенного и грозного, чем выражение «продажа по пониженным це­нам» (underselling]. Продавать товар дешевле, чем про^ дают его другие, и не позволять им сбивать свою цену — об этом говорилось и говорится так часто, как будто в этом единственный смысл существования производства и товарообмена. Господствующие среди народов чувства тор­гового соперничества веками преобладали над пониманием общей выгоды, получаемой торговыми странами от про­цветания друг друга, и этот коммерческий дух — который в наше время служит одной из сильнейших преград для войн, — в течение определенного периода европейской ис­тории был их главной причиной.

Даже и при нынешней возможности более просвещен­ного взгляда на сущность и последствия мировой торговли некоторое, хотя относительно и небольшое, место должно быть все же отведено факту торгового соперничества. Как и отдельные торговцы, нации тоже могут на рынках одних товаров выступать в качестве конкурентов с противопо­ложными интересами, на других — быть в более выгодных взаимоотношениях: покупать товары друг у друга. Выгода торговли состоит не в продаже товаров, как думали одно время. Наоборот, поскольку продажа товаров служит сред­ством приобретения покупаемых товаров, нация лишается действительной выгоды торговли — импорта, если не суме-ет побудить другие нации взять какие-либо ее товары в об­мен; и в той степени, в какой конкуренция других стран заставит ее продавать свои товары дешевле под угрозой вообще их не продать, импорт, получаемый от внешней торговли, обходится ей дороже.

Эти моменты уже освещались, хотя и мимоходом, в не­которых предыдущих главах. Однако ввиду огромного

460

места, занимаемого этой темой, 'кар раньше, так и в на­стоящее время, в экономических трудах, а также в прак­тических заботах политиков, с одной стороны, торговцев и промышленников — с другой, желательно, прежде чем оставить вопросы (международного обмена, добавить еще несколько замечаний о том, что позволяет или не позволя­ет одним странам продавать дешевле, чем другие.

Одна страна может сбивать цену других стран—вплоть до вытеснения с данного рынка — только при двух усло­виях. Во-первых, она должна обладать известным преиму­ществом в производстве экспортируемого товара, преиму­ществом не абсолютным (как уже пояснялось, и весьма подробно), но относительно других товаров; и, во-Фторых, соотношение опроса этой страны и страны, покупающей у нее, и соответственно соотношение интернациональных стоимостей между этими странами должны быть такими, чтобы покупающая страна получала больше полной тор­говой выгоды, получаемой страной, конкурирующей с пер­вой; в противном случае конкурирующая страна сможет

удержаться на рынке.

Вернемся к условному примеру с торговлей сукном и полотнам между Англией и Германией. Англия способна производить с одинаковыми издержками 10 ярдов сукна или 15 ярдов полотна, а Германия — с такими же издерж­ками — 20 ярдов полотна, и эти два товара обмениваются этими странами в какой-то средней пропорции, скажем 10 :17. Торговля Германии на английском рынке не может быть подорвана (to undersell), и Германия не может быть вытеснена с английского рынка, если конкурирующая страна не предложит не просто больше 17, но больше 20 ярдов полотна за 10 ярдов сукна. В противном случае конкуренция только обяжет Германию платить дороже за сукно, но не лишит ее возможности экспортировать полот­но. Вытеснить Германию с рынка может только та страна, которая, прежде всего, способна производить полотно с меньшими, чем Германия, издержками по отношению к сукну; и, кроме того, она должна обладать таким спро­сом на сукно или другие английские товары, который заставит ее — даже когда она полностью овладеет рын­ком — предоставлять Англии большую выгоду, чем может дать Германия, даже полностью отказавшись от своей выгоды, т. е., например, 21 ярд к 10. Если же этого не произойдет, если, например, после вытеснения Германии

461

равенство международного опроса установится При соотно­шении 18 : 10, то Германия сможет снова включиться в конкуренцию. В этом случае Германия перестанет быть страной, у которой перебили цену, и окажется возможной пропорция — например, 19 : 10, — при которой обе стра­ны будут удерживать свои позиции и продавать Англии достаточно полотна, чтобы оплатить сукно или другие английские товары, па которые они предъявляют сирое в этих по-новому уравновешенных условиях взаимного об­мена. Точно так же и Англию как экспортера сукна может вытеснить с германского рывка только такая стра­на, которой большее преимущество в производстве сукна позволит (и которую интенсивность ее спроса на герман­скую продукцию заставит) предлагать 10 ярдов сукна не просто меньше, чем за 17, но меньше, чем за 15 ярдов полотна. Тогда Англия не сможет продолжать торговлю, не неся убытков, или— при любой более высокой пропор­ции — Англия просто должна будет давать Германии больше сукна за меньшее количество полотна, чем раньше. Из этого следует, что беспокойство по поводу возмож­ности быть навсегда вытесненным с рынка рассеивается очень легко. Грозит не потеря торговли, а лишь легкое неудобство от уменьшения ее выгодности — главным об­разом для потребителей иностранных товаров, но не для производителей или продавцов экспортируемых товаров. Если какая-то страна в тот или иной период продает сук­но чуть дешевле, чем могут себе позволить английские производители при существующем состоянии цен в Анг­лии, — это еще не причина для беспокойства. Допустим, что им временно перебили цену, и их экспорт уменьшил­ся. Импорт превысит экспорт, произойдет новое распреде­ление драгоценных металлов, цены упадут и, поскольку все денежные расходы английских производителей умень­шатся, они смогут (если не сложится положение, описан­ное в предыдущем абзаце) снова конкурировать со своими соперниками. Потери, которые понесет Англия, лягут не на экспортеров, а на тех, кто потребляет импортные то­вары: уменьшится величина их денежных доходов, и они должны будут платить ту же, а то и большую цену за все товары, производимые в других странах.