Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по УМКД 1316.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
2.41 Mб
Скачать

10. Убийство из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом (п. «з» ч. 2 ст. 105 ук рф)

В УК РСФСР 1960 г. в п. «а» ст. 102 предусматривался мотив корыстные побуждения. УК РФ предусматривает в данном случае пять разновидностей квалифицирующих признаков, которые характеризуются, как правило, корыстной направленностью, стремлением к незаконному материальному обогащению. Но корыстный мотив не является обязательным признаком убийства по найму, убийства, сопряженного с разбоем, вымогательством или бандитизмом в отличие от убийства из корытных побуждений. Убийство из корыстных побуждений имеет место, когда оно совершается в целях получения материальной выгоды для виновного или в интересах других лиц (денег, имущества, права на жилплощадь и т.п.) или избавления от материальных затрат (уплаты алиментов, возврат денег и т.п.) факт получения материальных выгод для квалификации значение не имеет. Для убийства по найму характерно стремление получить материальное или иное вознаграждение. Для квалификации в этом случае не имеет значение получено было исполнителем вознаграждение за убийство или нет. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ 1999 г. отмечается то, что лица, организовавшие убийство за вознаграждение, подстрекавшие к его совершению или оказавшие пособничество несут ответственность по соответствующей части ст. 33 и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Убийство сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом может иметь место лишь в процессе совершения названных преступлений. Разбой, вымогательство и бандитизм не охватываются составом убийства и всегда требуется дополнительная квалификация по соответствующим статьям УК РФ.

11. Убийство из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105 ук рф).

Квалифицирующий признак данного убийства – хулиганский мотив был известен и УК РСФСР 1960 г. в п. «б» ст. 102. Представления о нем складываются, прежде всего, на основании анализа состава хулиганства, предусмотренного ст. 213 УК РФ. В основе этих действий лежит хулиганский мотив, который предусмотрен в качестве квалифицирующего обстоятельства и в преступлениях против здоровья (ст. ст. 111, 112, 115, 116 УК РФ). По данным опроса экспертов – практических работников, распространенность хулиганского мотива при алкогольном опьянении среди мотивов насильственной преступности составляет 35 %1. Судебно-следственная практика испытывает определенные сложности при установлении хулиганского мотива при убийстве. В теории уголовного права также нет единого понимания этого мотива2. Данный мотив необходимо отличать от мотивов, в основе которых лежат личные неприязненные отношения виновного и потерпевшего. Для этого необходимо проанализировать поведение виновного до и после убийства.

Характерным для убийства из хулиганских побуждений является отсутствие повода либо наличие малозначительного повода. Например, потерпевший сделал виновному замечание по поводу его поведения. В то же время следует выяснить, не являлся ли потерпевший зачинщиком ссоры, драки и не было ли у него противоправного поведения. В таких случаях хулиганский мотив отсутствует. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 1999 г. определяет суть хулиганского мотива как явное неуважение к обществу, к общепринятым нормам морали, стремлением бросить открытый вызов общественному порядку, желание противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношении. Если наряду с убийством из хулиганских побуждений имеются все признаки состава хулиганства, то требуется квалификация по совокупности п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ и ст. 213 УК РФ.

12. Убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а ровно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

В УК РСФСР 1960 г. п. «е» ст. 102. В данном случае законом предусмотрено четыре разновидности убийства. При совершении первого и второго его вида виновный ставит перед собой цель скрыть другое преступление или облегчить его совершение. При этом для квалификации содеянного по данному признаку не имеет значения была ли цель достигнута или нет. Кроме того, не имеет значения и характер совершенного преступления, которое преступник желает скрыть или облегчить его совершение. Это преступление может быть любой тяжести и совершено оно может быть как самим виновным в убийстве, так и любым другим лицом. Если же виновный сам совершил это преступление, а затем совершает убийство с целью его сокрытия, в его действиях усматривается совокупность преступлений. В том случае, если убийство было совершено с целью облегчить совершение преступления, которое виновный еще не успел совершить, ответственность наступает по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ так и за приготовление к преступлению, умысел на которое у него был направлен, если это тяжкое или особо тяжкое преступление.

В судебной практике возникает сложность в разграничении убийства, сопряженного с разбоем и убийства с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, когда этим преступлением является разбой. Виновный не может дважды отвечать за одно преступление, поэтому совокупность исключена. Представляется, что мотив и цель в данных случаях совпадают, поэтому следует выяснить какой из мотивов при совершении убийства был доминирующим – имел ли он корыстную направленность или же связан с сокрытием преступления или облегчением его совершения. Например, субъект совершает кражу в квартире и обнаруживает в одной из комнат тяжелобольного хозяина, который осознает действия преступника, но не препятствует хищению. Однако, виновный убивает его, имея цель скрыть совершенное им хищение. В одном случае кража не перерастает в разбой. Если же в процессе завладения или удержания чужого имущества применялось насилие, опасное для жизни или здоровья потерпевшего, но не было совершено убийства – деяние содержит признаки разбоя. И последующее убийство, имевшее место после фактического окончания разбойного нападения уже преследует иную цель – сокрытие данного преступления. И в соответствии с постановлением, содеянное должно квалифицироваться по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ, хотя в литературе имеется и иная точка зрения, согласно которой, если убийство было совершено целью скрыть или облегчить совершение разбойного нападения, оно должно квалифицироваться как сопряженное с разбоем по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ3. Представляется, чтобы избежать такого двойственного толкования соотношения убийства сопряженного с разбоем и убийства с целью облегчения или сокрытия другого преступления необходимо термин сопряженное с разбоем в п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ заменить на термин «в процессе разбоя». Это касается и других квалифицирующих признаков п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Второй вариант решения данной проблемы видится в придании более широкого и единообразного толкования термина «сопряженность» во всех признаках ч. 2 ст. 105 УК РФ и тогда все составы убийств, где предусмотрен этот признак будут подлежать применению при квалификации независимо от того, преследовалось ли этим убийством цель облегчить или скрыть совершенное преступление или это убийство было совершено в процессе его совершения. В п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ предусмотрены еще и такие квалифицирующие признаки убийства как сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера. Можно сделать вывод о том, что в этих случаях термин «сопряженность» толкуется в самом широком смысле – как в процессе совершения этих преступлений, так и после их совершения с целью скрыть преступление или облегчить его совершение, а также из мести за оказанное сопротивление при изнасиловании или иных действий сексуального характера. Для квалификации в этих случаях по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ не имеет значения, было ли изнасилование или насильственные действия сексуального характера оконченным преступлением или были не доведены до конца по причинам, не зависящим от воли виновного или имела место стадия приготовления к одному из этих деяний. Содеянное квалифицируется по совокупности п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и соответственно по ст. 131 УК РФ или ст. 132 УК РФ с учетом стадии совершения этого преступления.

13. Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо национальной группы (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

В УК РСФСР 1960 г. п. «м» ст. 102 предусматривал убийство, совершенное на почве национальной или расовой вражды или розни.

Статья 29 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую национальную или религиозную ненависть или вражду и запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В юридической литературе ранее высказывается мнение о необходимости предусмотреть признак социальной вражды или ненависти в качестве квалифицирующего обстоятельства при убийстве4. Пункт «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ был изменен Федеральным законом от 6 июля 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». Новеллой в п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ является указание на мотивы политической и идеологической ненависти или вражды, а также ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В новой редакции п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ в большей степени соответствует вышеназванному положению Конституции России.

Можно сделать вывод, что потерпевший является представителем любой социальной группы, созданной или существовавший как на основе политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной общности людей, а также любой другой общности, ненависть или вражда к которой явилась мотивом совершения данного убийства виновным. «Ненависть» - чувство сильной вражды и отвращение5. «Вражда» - отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью6. Так определяются эти термины в русском языке. Следует согласиться с тем, что это взаимозаменяемые понятия, выражающие неприязнь к другому человеку, применительно к п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, основанную на его принадлежности, например, к определенной политической партии, движению или придерживающегося определенных политических взглядов, принадлежности к определенной расе, национальности, исповедании определенной религии, идеологии или принадлежности людей к какой-либо иной социальной группе. Термин социальный трактуется в языке как общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество7.

Политика – 1. Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и др. классовых организаций, общественных группировок, определенная их интересами и целями; 2. Вопросы и события общественной, государственной жизни; 3. Образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми8; 4. «Социальный» – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе9.

Важное значение для характеристики этих мотивов имеет их уяснение в контексте хулиганства. Часть 1 ст. 213 УК РФ в новой редакции ФЗ от 6 июля 2007 г. позволяет рассматривать данные мотивы, как разновидности хулиганского мотива.

В литературе существует две точки зрения о виде умысла, с которым совершается убийство, предусмотренное п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Одни авторы признают возможным совершение данного преступления лишь с прямым умыслом10. Другие считают возможным его совершение, как с прямым, так и с косвенным умыслом11. Данный вид убийства следует отличать от убийства из хулиганских побуждений. И в том и в другом случае потерпевший может быть не персонифицирован. Но при убийстве, предусмотренном п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ для виновного не имеет никакого значения принадлежность потерпевшего к какой-либо социальной группе, он руководствуется стремлением самоутвердиться, противопоставить себя обществу, показав ничтожность для себя человеческой жизни. При совершении убийства, предусмотренного п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, напротив, для субъекта имеет решающее значение принадлежность потерпевшего к определенной социальной группе, основанной на какой-то общности людей – политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной и любой другой, например, сексуальной ориентации, принадлежности к фанатам-болельщикам какого-то спортивного клуба и т.п. И при этом для виновного главным является желание показать неполноценность потерпевшего в силу принадлежности его к какой-либо социальной группе.

Следует отличать убийство по признакам п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ и состава ст. 357 УК РФ (геноцид). Как отмечается в литературе, убийство, предусмотренное п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ может быть началом осуществления умысла на геноцид12. Отличие этих преступлений следует проводить по направленности умысла. Геноцид совершается с целью полного или частичного уничтожения представителей национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой, отличается своей масштабностью. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ в отличие от субъективной стороны состава п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ характеризуется только прямым умыслом и целью. Еще одним отличием с учетом новой редакции п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ является то, что потерпевшим при совершении этого преступления может быть не только представитель национальной, этнической, расовой или религиозной группы, но и любой другой социальной группы. Соответственно, объектом убийства является жизнь любого человека, объектом геноцида является международно-правовое обеспечение безопасности национальных, этнических, расовых религиозных групп людей. Потерпевшим являются не отдельные лица, а группы людей, на уничтожение которых был направлен умысел. Субъект геноцида – лицо достигшее шестнадцатилетнего возраста. Следовательно лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста, но не достигшие шестнадцати лет при наличии других признаков геноцида будут нести ответственность по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, но при наличии всех других признаков данного состава преступления.

Опубликованная судебная практика по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ свидетельствует о том, что п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ применяется наряду с п. «а», «ж», «з», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Применение п. «з» и «к» представляется не бесспорным. Представляется, что корыстный мотив при убийстве исключает возможность вменения другого мотива убийства. То же самое касается и цели – скрыть или облегчить совершение другого преступления. Если у виновного присутствует такая цель, следовательно, и мотив доминирующий у него соответствующий – избежать ответственности или успешно завершить немеченое преступление. В том ж случае, когда имел место разбой, а в процессе разбойного нападения имело место убийство, но не из корыстных побуждений, а на почве мотива, указанного в п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, следует квалифицировать содеянное по п. «з» и по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Так же обоснованным является при квалификации применение п. «к» и «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ тогда, когда убийство имело место в процессе изнасилования или насильственных действий сексуального характера, но мотивом явился одни из тех, который назван в п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ.