Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-9 уп.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
300.03 Кб
Скачать

Убийство из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом (п. “з”)

В п. “з” ч. 2 ст. 105 УК фактически предусмотрено пять разновидностей квалифицированного убийства: 1) убийство из корыстных побуждений; 2) убийство по найму; 3) убийство, сопряженное с разбоем; 4) убийство, сопряженное с вымогательством; 5) убийство, сопряженное с бандитизмом.

Убийство из корыстных побуждений характеризуется специальным мотивом – стремлением получить необоснованную материальную выгоду или избавиться от материальных затрат.

Первое имеет место в том случае, когда преступник стремится посредством убийства получить, к примеру, наследство, страховую сумму, завладеть дополнительной жилой площадью и т. п. Во втором случае виновное лицо может стремиться к освобождению от уплаты долга, алиментов, других обоснованных материальных затрат. Этот мотив должен существовать либо до начала преступления, либо сформироваться в процессе его совершения.

Нельзя квалифицировать как убийство из корыстных побуждений умышленное причинение смерти должнику кредитором из мести за отказ возвратить долг; руководителю предприятия, распорядившемуся не выдавать зарплату рабочим; сотруднику банка, отказавшемуся выдать денежные средства, полученные по договору банковского вклада, и т. п. Во всех этих случаях убийца руководствуется не корыстным мотивом, хотя и стремится получить определенные денежные средства, а желанием защитить свое действительное или предполагаемое право. Корыстный мотив всегда носит необоснованный характер. Другими словами, виновное лицо заведомо знает, что никаких прав на получение желаемой имущественной выгоды у него нет.

Наиболее близкими, с точки зрения мотивации, к убийству из корыстных побуждений являются убийство, сопряженное с разбоем, и убийство, сопряженное с вымогательством. Убийство, сопряженное с разбоем или вымогательством, может быть совершено лишь в процессе корыстных посягательств.

Как сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом следует квалифицировать убийство в процессе совершения указанных преступлений. Сопряженность с другим преступлением, как уже отмечалось, предполагает установление как признаков убийства, так и признаков самостоятельных составов преступлений, сопровождавших первое. Разбой представляет собой нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. 162 УК). Причинение смерти в процессе разбойного нападения не охватывается составом разбоя и требует дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против жизни и здоровья человека, в частности по ч. 2 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК.

Вот случай из судебной практики. В июле 1994 г. Тришкин, будучи ранее знаком с Ульяновым, узнал, что последний имеет при себе крупную сумму денег. С целью завладения этими деньгами Тришкин вступил в преступный сговор с Зенкиным. Для осуществления своего преступного плана способом убийства Ульянова и других лиц, которые будут находиться в квартире последнего, Тришкин в тот же период, в июле 1994 г. приобрел огнестрельное оружие – пистолет “ТТ” и 8 патронов к нему. 16 июля 1994 г. примерно в 23 часа 30 минут Тришкин и Зенкин на машине под управлением Простова подъехали к дому Ульянова. Попросив Простова подождать их, Тришкин и Зенкин вошли в подъезд и поднялись в квартиру, где проживал Ульянов. Перед вхождением в квартиру Тришкин передал пистолет “ТТ” и 8 патронов к нему Зенкину.

Войдя в квартиру Ульянова, Зенкин в упор расстрелял из пистолета “ТТ” находившихся там Ульянова, Шлоссер Н. и Шлоссера А., после чего совместно с Тришкиным похитили из квартиры 60 млн. рублей и с места преступления скрылись. Шлоссер А., будучи тяжело раненным, во время изъятия преступниками денежных ценностей притворился мертвым, но впоследствии остался жив.

Действия Зенкина были квалифицированы судом как разбойное нападение, совершенное по предварительному сговору группой лиц, с применением оружия и с причинением тяжких телесных повреждений, умышленное убийство двух лиц, а также покушение на убийство Шлоссера А. Действия Тришкина были квалифицированы как разбойное нападение, совершенное по предварительному сговору группой лиц, с применением оружия и с причинением тяжких телесных повреждений а также как соучастие в форме организатора убийства двух лиц и, кроме того, соучастие в форме организатора в покушении на убийство Шлоссера А. Обоим подсудимым было вменено в вину незаконное хранение и ношение при себе огнестрельного оружия[Архив Мосгорсуда, дело № 2-72/96.].

На практике нередко вызывает сложности отграничение убийства из корыстных побуждений от убийства, сопряженного с разбоем. Убийство из корыстных побуждений “в чистом виде” имеет место тогда, когда оно не связано со стремлением преступника завладеть чужим имуществом сразу же на месте преступления. Последнее характерно для разбоя. При убийстве из корыстных побуждений виновное лицо предполагает, что имущество перейдет к нему в будущем и при внешней (формальной) законности. Например, наследник с целью получения наследства убивает наследодателя, после чего становится “законным” обладателем имущества умершего. Другой пример. Сосед по коммунальной квартире убивает другого с намерением улучшить свои жилищные условия. В отсутствие второго соседа он становится “законным” квартиросъемщиком всего жилого помещения, которое затем приватизирует. Таким образом, при разбое нападающий преследует цель немедленного изъятия имущества или денежных ценностей, при убийстве из корыстных побуждений такая цель отсутствует. Кроме того, разбой немыслим в случаях, когда преступник желает освободиться от уплаты долга, выплаты алиментов и других материальных затрат, поскольку опять-таки освобождение от материальных затрат никак не связано с переходом к виновному лицу какого-либо имущества, что свойственно разбою.

В случае убийства, сопряженного с вымогательством, необходимо также тщательно устанавливать наличие признаков состава, предусмотренного ст. 163 УК. Вымогательство определяется законодателем как требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких (ст. 163 УК). Как и в случае разбоя, состав вымогательства охватывает лишь причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, причинение смерти последнему требует дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 105 либо по ч. 4 ст. 111 УК.

Убийство по найму предполагает, по меньшей мере, двух лиц – “нанимателя” (или “заказчика”) и исполнителя преступления, действующего за материальное вознаграждение или за освобождение от каких-либо долговых или иных имущественных обязательств. При этом если исполнитель руководствуется корыстными мотивами, то “наниматель” руководствуется ими далеко не всегда. Он может быть движим чувством мести, завистью к сделанной потерпевшим политической карьере, ревностью и желанием устранить соперника и т. д. В юридической литературе под убийством по найму нередко понимается не только убийство за плату или за освобождение от каких-либо имущественных обязательств, но и безвозмездное убийство, совершаемое по просьбе. Такой подход представляется ошибочным. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ по делам об убийстве 1999 г., как убийство по найму следует квалифицировать убийство, обусловленное получением исполнителем преступления материального или иного вознаграждения. Лица, организовавшие убийство за вознаграждение, подстрекавшие к его совершению или оказавшие пособничество в совершении такого убийства, несут ответственность по соответствующей части ст. 33 и п. “з” ч. 2 ст. 105 УК.

Примером убийства по найму является следующий. Ивлиева проживала в комнате коммунальной квартиры с соседкой Сосниной. Ивлиева постоянно пыталась выжить Соснину из квартиры, чтобы впоследствии занять ее всю. Однако ей это не удавалось. Тогда Ивлиева через своего знакомого Т. наняла Моисеева убить Соснину, что Моисеевым было сделано за 2 500 долларов США[Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник/ Под ред. Г. Н. Борзенкова и В. С. Комиссарова. - М., 1997. С. 44-45.].

Большой дерзостью отличались такие, получившие широкую известность, “заказные” убийства, как убийство Дм. Холодова, Вл. Листьева, Г. Старовойтовой и других видных государственных и общественных деятелей, бизнесменов и руководителей банков. Такие убийства по общему правилу тщательно готовятся, в силу чего с трудом раскрываются.

В уголовно-правовой литературе действия “нанимателя” и исполнителя иногда предлагается квалифицировать, помимо п. “з” ч. 2 ст. 105 УК, по п. “ж” той же статьи. Такая позиция обосновывается тем, что фактически имеет место группа лиц по предварительному сговору. По мнению этих авторов, квалификация преступления по п. “з” не препятствует его одновременной квалификации и по п. “ж”, тем более что санкция в ч. 2 ст. 105 единая и окончательное наказание должно быть назначено в указанных законодателем пределах (без возможности назначения двух наказаний и последующего их сложения)[Уголовное право. Особенная часть: Учебник/ Под ред. Н. И. Ветрова и Ю. И. Ляпунова. - М., 1998. С. 61.]. Такая позиция нам представляется ошибочной. В действительности, “наниматель” выполняет функции подстрекателя (или организатора), не участвуя непосредственно в совершении убийства. Группа лиц по предварительному сговору, согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ 1999 г. по делам об убийстве, предполагает соисполнителей и не допускает соучастия с юридическим разделением ролей. Следовательно, говорить о групповом совершении убийства применительно к “нанимателю” и исполнителю “заказного” убийства нельзя.

Убийство, сопряженное с бандитизмом, как и убийство по найму (для “нанимателя”), может быть лишено корыстной направленности. Банда представляет собой устойчивую вооруженную группу, созданную в целях нападения на граждан или организации (ст. 209 УК). Нападения на граждан или организации могут совершаться в политических целях, преследовать цель устрашения населения, воспрепятствования работе общественных организаций или государственных учреждений и т. д. Причинение смерти человеку не охватывается составом бандитизма и требует квалификации по соответствующим статьям о преступлениях против жизни. Если помимо этого были совершены другие самостоятельные преступления, они также подлежат уголовно-правовой оценке (например, по статьям о терроризме, разбое, захвате заложника и др.).