
- •2. «Новый журнализм» в американской журналистике (60-е гг. Хх в.): его особенности и основные представители.
- •«Уотергейтское дело» и его отражение в сми.
- •В искусстве
- •Новые факты
- •Английская журналистика 2-й пол. XIX – нач. XX в. Характеристика «качественных» и «массовых» английских газет.
- •2 «Новейшая история» всемирной службы телевидения bbc
- •4 Канал bbc World News
- •Движение «макрейкеров». Задачи и значение движения, его представители.
- •Деятельность Уильяма Хёрста и Джозефа Пулитцера.
- •Ежедневная пресса Франции во второй половине хх в.
- •10 Журналистика сша 1945–2000 гг., общие тенденции развития.
- •Журналистика Германии 1-й пол. XX в.
- •12 Журналистская деятельность д. Беннета, б. Дэя и х. Грили.
- •14 История возникновения и развития газеты «Либерасьон».
- •Liberation сегодня
- •15 История возникновения и развития газеты «Таймс». История "Таймс": появление "четвертой власти"
- •16 Основные тенденции развития американской журналистики в конце XIX – начале хх в.
- •17 Основные характеристики качественной прессы (на примерах известных изданий).
- •18 Особенности развития сми в XIX веке.
- •19 Особенности развития сми в Индии (1945–2000 гг.).
- •20 Особенности развития сми в кнр (1945–2000 гг.).
- •21 Особенности развития электронных сми в Японии во второй половине хх в.
- •33. Сми Африки (1945–2000 гг.).
12 Журналистская деятельность д. Беннета, б. Дэя и х. Грили.
Массовая журналистика США XIX века. Феномен «пенни-пресс».
Новой тенденцией в развитии американской периодической печати 1830-х гг. стало освоение читательской аудитории, состоящей из беднейших слоев населения. Выпуск дешевой периодики, доступной малоимущим читателям, стал выгоден издателям в результате изобретения паровой печатной машины и удешевления типографских расходов. Появление "penny press", то есть изданий определенной направленности, продаваемых по максимально низкой цене, стало значительным явлением в развитии журналистики и отразило общую тенденцию развития культуры в сторону массовости.
Пионером "penny press" в американской прессе считается нью-йоркский журналист Бенджамин Дэй. Дэй приступил к изданию газеты "The Sun". Подача материала в "The Sun" отличалась сенсационностью, в ней публиковались истории о преступлениях и скандалах, а когда подобных материалов не хватало, газета не считала зазорным мистифицировать читателя. Классическим примером мистификации стала появившаяся на страницах "The Sun" серия репортажей об открытии жизни на Луне, в которых подробно описывалось, как известный английский астроном обнаружил на Луне человекоподобные существа. Это была подлинная сенсация для легковерной публики, и тираж "The Sun" мгновенно вырос. Вскоре пришло опровержение, мистификация была разоблачена, но это не изменило редакторскую политику "The Sun".
Джеймсом Гордоном Беннетом, который основал газету "The New York Herald". Вскоре газета Беннета стала одним из самых распространенных, богатых и инновационных изданий в истории американской журналистики. Секрет успеха "The New York Herald" заключался в следовании принципу, выработанному Беннетом за годы репортерской и редакторской работы, — как можно скорее сообщать все новое и интересное, не считаясь ни с какими издержками.
Нью-йоркский рынок "penny press" пополнился еще одним периодическим изданием, оставившим значительный след в истории американской журналистики. Хорас Грили предпринял издание "The New York Tribune". Газета Грили, которая продавалась по цене 1 цент за экземпляр быстро завоевала читательский рынок, став одним из наиболее уважаемых изданий. Интересная подача новостей, последовательная политическая (республиканская) ориентация, твердые аболиционистские взгляды — все это создало газете хорошую репутацию.
Гиганты американской "penny press" неизбежно вступили в конкурентную борьбу друг с другом. Конкуренция вынуждала увеличивать выпуск печатной продукции и снижать расходы, привлекать к сотрудничеству ведущих журналистов, печатать в газетах романы с продолжением, давать для провинциального читателя обзоры последних нашумевших книг и лекций.
Непроверенная информация часто попадала на страницы "penny press", снижая достоверность газет в целом. Однако доверие к печатному слову было велико, и влияние газет было несопоставимым с нынешним. Для многих читателей газета была единственным источником получения информации из внешнего мира, учебником и руководством в культурном и политическом пространстве быстро меняющейся эпохи.
Настоящую конкуренцию «Нью-Йорк сан» составила в то время лишь новая ежедневная газета «Нью-Йорк геральд» («Нью-Йоркский вестник»), с которой и принято в первую очередь связывать газетную «революцию» 1830–1840 годов в американской прессе. Ее выдающуюся роль в истории американской периодической печати нельзя переоценить, а имя ее основателя, создателя и издателя Джеймса Гордона Беннета (1795–1872) окружено особым ореолом в истории журналистики США,
Выходец из Шотландии, Беннет начал издание «Нью-Йорк геральд» с капитала всего в 500 долларов, а в его редакции было только два стула.Тираж: от 30 до 77 тыс. Сам Беннет объяснял этот успех «полной новизной», привнесенной им в издание ежедневной газеты. «Нью-Йорк геральд» публиковала разную информацию: международную, национальную и местную, – серьезно расширив тематику публикаций. Беннет широко и постоянно получал материалы европейской печати, используя для этого изобретение Морзе (уже в 1848 году в «Нью-Йорк геральд» публиковалось 10 колонок телеграфных новостей). Одним из первых в Америке Беннет создал корреспондентское бюро своей газеты в Вашингтоне и начал направлять специальных корреспондентов в крупные европейские города, завел своих постоянных корреспондентов в Европе. Беннет также первым направил своего специального корреспондента в Африку.
Во время войны США с Мексикой 1846–1848 годов Беннет посылал своих корреспондентов на этот театр военных действий. Войны способствовали возрастанию интереса американской публики к информации, газеты шли на немалые дополнительные расходы, чтобы быстро получать военную информацию и оперативно сообщать ее читателям.
Однако основные реформаторские усилия Беннета по радикальному обновлению сложившейся до него концепции американской газеты шли в ином направлении. «Пенни-пресса», созданная им, привела к возникновению нового экономического базиса для газет путем привлечения новых слоев читателей через выдвижение в газете на самый первый план «историй человеческого интереса и эмоций» (преступления, происшествия, скандалы в высшем свете, семейные драмы, религия, Уолл-стрит и т.п.), реалистический, репортаж.
Собственно говоря, именно с Беннетта в Америке начала развиваться бульварная пресса. Газета публиковала все самые сенсационные полицейские новости, помещала все новые и новые житейские «стори». Особую роль в коммерческом успехе Беннета, связанном в первую очередь с все возрастающим тиражом газеты, сыграла реклама.
У газеты «Нью-Йорк геральд» появилось множество конкурентов и подражателей в самом Нью-Йорке («Америкен дейли адвертайзер» – «Американская ежедневная газета объявлений», «Джорнел коммерс» – «Коммерческая газета», «Нью-Йорк ивнингпост» – «Нью-Йоркская вечерняя почта», «Газетт энд дженерал адвертайзер» – «Газета и основные объявления»). Однопенсовые, типологически родственные «Нью-Йорк геральд» газеты появились также в других городах Америки («Дейли пенни пост» – «Ежедневная пенни-почта» в Бостоне, «Паблик леджер» – «Общественный гроссбух» в Филадельфии и др.).
Про Г. Грили и «Нью-Йорк трибьюн»
Основатель этой газеты Гораций Грили, кстати, бывший сотрудник «Нью-Йорк геральд», отвергал журнализм в стиле Беннета, неотделимый от него сенсационализм, живописание преступлений и т.п.
Газета Грили (1841 года еженедельник «Уикли трибюн» - приложение, 1860 году 200 тыс. экземпляров) стала начальной школой для целой плеяды впоследствии знаменитых американских журналистов (Ч.А. Дана, Г. Джарвис, Г. Реймондс, Д.У. Кертис).
Важнейшим вкладом «Нью-Йорк трибюн» в историю журналистики США явилось то, что она положила начало ее другой важнейшей типологической тенденции, став прототипом, или прамоделью, качественных газет США. Намного более серьезная и строгая, чем ее конкуренты, «Нью-Йорк трибюн» быстро нашла обширную аудиторию, в первую очередь в пуританских кругах Америки. Будучи одной из наиболее популярных в стране, едва ли не самой распространенной американской газетой, «Нью-Йорк трибюн» была близка к левому крылу основанной в 1854 году республиканской партии США – «вигам». Вместе с тем «Нью-Йорк трибюн», в отличие от «Нью-Йорк геральд», выступала за ограничение или даже за отмену рабства американских негров, движение за освобождение которых она последовательно поддерживала. Имевшая большое политическое влияние в США «Нью-Йорк трибюн» немало способствовала избранию Авраама Линкольна президентом США в 1860 году.
«Нью-Йорк трибюн» являлась главным печатным органом либеральной Америки и имела социализирующий, просоциалистический характер. 1852 – она нач сотрудничать с Марксом и Энг. Таким образом, «Нью-Йорк трибюн» была единственным в США несоциалистическим и немарксистским изданием, в котором сотрудничал К. Маркс.
Чарльз Дана воспитан как журналист именно в трибьюн, именно он привёл Маркса и энгельса в газету.
Про агенства прессы
Assosiated Press (1948 г) Поначалу смысл его существования заключался в сборе и распространении в Новом Свете новостей из Европы, столь медленно достигавших Америки и столь нетерпеливо здесь ожидавшихся.
К маю 1848 года в редакциях шести ведущих газет Нью-Йорка, соперничавших друг с другом за получение первыми новостей со старого континента, поняли, что из-за расходов на средства сбора и особенно доставки информации им грозит банкротство + опасность из-за появления телеграфа.
Руководители этих шести газет учредили совместную организацию – Ассошиэйтед пресс, расходы на которую лишь в первый год ее существования составили 10 тыс. долларов. Но эти расходы себя окупили.
Только эти шесть газет, являясь членами-учредителями новой кооперативной организации, имели приоритет на новости, получая их бесплатно, а всем другим американским газетам информация продавалась по определенным расценкам, причем все расходы на содержание АП в конце концов легли на плечи клиентов. Со временем в каждом американском городе, по меньшей мере, одна газета стала являться членом Ассошиэйтед пресс.
Эволюция типологии:
Этот коренной поворот к формированию, выработке нового типа газетного издания выразился и во многом другом. Он как бы означал не отдаление читателя от газеты как от передатчика новостей в первую очередь, как информатора, а наоборот, приближение к ней.
Типы изданий американской ежедневной прессы определялись в XVIII веке и в первые три десятилетия XIX века как «адвертайзер» («газета с объявлениями»), «коммершел» («коммерческая»), «меркентайл» («торговая»), что получало отражение уже в названиях различных газет. Казалось бы, это должно было уводить газету все дальше от основных новостных функций, делая ее прежде всего органом объявлений, платной рекламы. Между тем, как уже было показано, газеты США этого времени являлись в первую очередь партийными органами, политическими изданиями и представляли собою, скорее «вьюспейперс», нежели «ньюспейперс».
С появлением «пенни-прессы» фундаментально изменилось само отношение к новостям во всей американской печати, начали исчезать из названий газет слова «адвертайзер», «коммершел» и «меркентайл» и вместо них появились: «геральд» («вестник»), «трибюн» («трибуна»), «критик», «стар» («звезда») или «сан» («солнце»).
13 Западные СМИ в условиях «холодной войны».
После Второй мировой войны ситуацию в мире определял конфликт эпохи – конфронтация между двумя противоборствующими блоками СССР и США, которые в контексте геополитики считались имперскими державами. Разработка ядерного арсенала и гонка вооружений обеих сторон подорвали устои национальной безопасности. Вместе с тем силы противников были уравновешены, что придавало международной обстановке относительную предсказуемость (за исключением отдельных периодов, как, например, Карибский кризис в октябре 1962 года). Во время «холодной войны» международные коммуникации определяло идеологическое противостояние супердержав, вылившееся в информационную войну. Открытая пропаганда была неотъемлемым компонентом новостей и аналитических программ того времени.
Конец 1980-х гг. и последнее десятилетие XX века колоссальны по историческому значению. Рухнул советский блок, и десятки стран оказались в состоянии «посткоммунистического» хаоса, экономического кризиса, сопровождавшихся вспышками экстремизма и национализма. Идеологическое противостояние окончилось, доступ к международным новостным каналам значительно расширился. Информационное вещание изменилось в корне: роль пропагандистского контекста в новостях сошла на нет, первостепенное значение стало придаваться лишь проверенным фактам. Внимание мировых СМИ было сфокусировано на исторических событиях, приведших к перекрою геополитической карты мира.
Во время «холодной войны» и особенно после падения «железного занавеса» против России велась массированная информационная агрессия, направленная на введение западной шкалы ценностей и закрепление в общественном сознании потребительских моделей жизни. По свидетельству А.А.Зиновьева на заседании Русского интеллектуального клуба[2] , более 300 научно-исследовательских центров на Западе разрабатывали технологии ведения информационных диверсий против СССР, а затем России. В основу были положены психологические исследования русского национального характера, и информационное воздействие строилось с учетом таких его слабостей, как низкая способность к самоорганизации, пиетет перед Западом и властями, недостаток инициативы и пр.
В информационной войне отсутствуют видимые разрушения. Общество не приводит в действие имеющие в его распоряжении защитные механизмы и фильтры. Чувство опасности, которое в иных ситуациях действует безотказно, не срабатывает. Интенсивное информационное воздействие на страну в течение нескольких месяцев может привести к смене власти в ней, причем население даже не ощутит, что на него оказывается давление. Одним из решающих факторов разрушения коммунистической империи стало воздействие западных средств массовой информации, прежде всего международных радиослужб и телевидения. Майкл Нельсон, бывший председатель Reuters Foundation, отмечал: «Почему Запад победил в «холодной войне» без применения оружия? Оружие не смогло пробить брешь в «железном занавесе». Западным вторжением было радио, которое оказалось могущественнее меча»12[10]. Когда президента Польши Леха Валенсу спросили о причинах краха коммунизма, он показал на телевизор и ответил: «Все это вышло оттуда». Это не просто риторика. Многие медиааналитики пришли к мнению, что новости западных СМИ способствовали развалу СССР и падению коммунистических режимов в Восточной Европе. Репортажи CNN, сообщавшие о политических перетрясках в Польше, Восточной Германии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и Румынии, смотрели люди во многих странах мира. Новостные медиа, безусловно, повлияли на процесс формирования новых демократических государств.
Ситуация, сложившаяся в мире после падения «железного занавеса», – это не «конец истории», как предположил Ф. Фукуяма, а скорее ее кардинальный поворот. При безусловном доминировании Соединенных Штатов в мировых политических, экономических и культурных процессах утвердились геополитические центры: Европейский Союз, Россия, Западная Азия (включает арабские государства и неарабские страны – Турцию, Иран, Пакистан, Афганистан, мусульманские республики СНГ); Индия, Китай, Япония.
Перекроенный мир получил название «мир после холодной войны» (post-cold war world). Главные проблемы этого мира заключаются в этнических, религиозных и идеологических различиях людей, поскольку «формирование геополитического пространства обусловлено не только строго объективными условиями и факторами (размер территории государств, особенности их географического положения, природно-ресурсный, демографический, экологический, военный потенциалы и т.д.), но и состоянием духа народов и наций, населяющих пространство определенных государств»13[
Голос Америки, радио Свобода. Пропагандировали американский образ жизни.
О нарушениях прав свободы человека люди могли узнать только из западных радиопередач. Поэтому западные СМИ было запрещено слушать. Например, Сахаров, Солженицын – правозащитники, люди, о которых русские узнавали только из западных СМИ, а из России их выдворяли.