3.3 Общение как фактор развития личности
Под общением принято понимать сложный, многоплановый процесс установления и развития контактор между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегам взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Динамика и уровень развития школьников и студентов как субъектов жизнедеятельности в значительной мере определяется тем, как организовано их взаимодействие между собой, как обеспечивается взаимодействие с педагогами.
Рассмотрим типы общения и их роль в развитии личности. Материально-практический тип общения характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Содержание такого общения выливается, как правило, в материальный результат (например, выполнение поручения коллектива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции). Смыслообразующим компонентом данного вида общения является готовность каждого из его участников к согласованным действиям, к сотрудничеству.
Духовно-информационный тип общения удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о другом в процессе взаимного субъект субъектного взаимодействия. Духовно-информационный уровень может пронизывать содержание материально-практического общения, но может протекать и вне сферы материальной деятельности. Важно, чтобы в образовательном учреждении (школе, вузе и др.) создавались условия для удовлетворения потребности в общении этого типа.
Духовно-практический тип общения удовлетворяет потребность человека в поведении, выводящем его из мира повседневности, обыденности. Ярким примером духовно-практического общения является поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках. Доминирующим компонентом этого типа общения является взаимоприятие реакций на происходящее, следование определенным нормам и правилам поведения.
В правилах каждого из этих видов общения личность может актуализировать себя на двух уровнях: творческом и репродуктивном. Общение творческого уровня возникает в ситуациях неопределенности, когда проблема общения не может быть решена стереотипным образом и требует порождения новых операций, их соотношения.
П.М. Ершов утверждает, что наша речь состоит из 11 основных словесных воздействий. Для каждого заинтересованного в продуктивном общении важна знать отставные элементы речи и учитывать их значимость и воздействия на личность в повседневной жизнедеятельности. П.М. Ершов подчеркивает, что все основные способы словесных воздействий, кроме одного, объединяются в пары: приказывать— просись; объяснять — отделываться; узнавать — утверждать; удивлять — предупреждать; упрекать — хвалить; звать.
Рассмотрим их подробнее. Пара «приказывать — просить адресуется воле нашего собеседника с целью добиться сиюминутного удовлетворения потребностей просящего или приказывающего. Но если мы апеллируем к воле другого человека, важно знать и понимать, что просьба и приказ по-разному воспринимаются собеседником. Приказ — это требование подчиниться воле приказывающего, что у многих может вызвать отрицательные эмоции. Выражение же просьбы вызывает меньшую негативную реакцию другой стороны. Следовательно, там, где это возможно, приказ лучше заменить просьбой. Приказ же уместен лишь там и тогда, где и когда он является единственно возможным условием совместной деятельности.
Словесные воздействия «объяснять — отделываться адресуются к интеллекту собеседника. Если мы хотим быть понятыми другой стороной, необходимо «вглядываться» в глаза собеседника, следить, как он воспринимает наше объяснение, не потерял ли к нему интерес. Объяснение — это своеобразная «вербовка единомышленников на свою сторону». В житейских ситуациях объяснение нередко осуществляется в повышенном эмоциональном состоянии, что может восприниматься как упреки, обиды на слушающего, агрессия против него. Содержание объясняемого тогда уходит на второстепенный план или вообще не воспринимается партнером по общению. Общение в этом случае цели не достигает и является непродуктивным.
Такая же картина складывается и в тех ситуациях, когда вместо объяснения собеседник «отделывается» от него. В данном случае отрицательные эмоции возникают у спрашивающего: он чувствует себя мешающим, тем, кого не хотят слушать, видеть. Поэтому важно помнить, что «объяснение-отделывание», адресованное интеллекту человека, должно осуществляться спокойно и аргументировано, тогда у вас появится больше шансов быть адекватно воспринятыми и понятыми нашим собеседником.
Деструктивным или продуктивным общений может быть и в зависимости от речевого поведения при пользовании глаголами узнавать — утверждать. Словесные действия, выражаемые этими глаголами, адресуются памяти собеседника. Но если в основе узнавания лежит стремление что-то извлечь из памяти собеседника, то в основе утверждения — что-то в ней утвердить. В основе узнавания, которое не может обидеть собеседника, лежит точно сформулированный вопрос, отражающий подлинный интерес к собеседнику. Например: «Мне интересно знать, почему..», «Я хочу подробнее узнать...», «Мне очень надо знать...». Эти вопросы воспринимаются другой стороной адекватно и стимулируют работу памяти.
В повседневном общении мы часто слышим вопросы, которые по сути своей не являются действиями, направленными на узнавание. Вот пример: «Почему Вы постоянно опаздываете?» Цель такого вопроса — не узнать что-либо, а сделать замечание, продемонстрировать свое негативное отношение к человеку если во время своего взаимодействия с другим человеком мы хотим вложить в его память, определенную информации, т. е. «утверждать» что-либо, важно позаботиться, чтобы объем информации не был слишком-большим, иначе запоминание не состоится.
Продуктивным общение людей при осуществлении словесных воздействий «узнавать — «утверждать» может быть при условии, что каждый из них знает, чего он хочет и как ему сейчас надо поступить.
Адресатом воздействия «удивлять — предупреждать является воображение человека. Продуктивное общение в такой ситуаций разворачивается на эмоциональном фоне. При этом важно желание одного человека обогатить личность другого приятными и полезными приемами и средствами. Исключаются ложь, запугивание.
Словесные действия «упрекать-хвалить адресуются эмоционально-нравственной сфере личности: Поэтому продуктивность общения зависит от общего тонуса и настроения участников общения. Слова похвалы, сказанные искрение и с желанием порадовать человека, способны изменить его настроение и поведение. Это же относится и к упрекам. Непродуктивным общение становится в тех случаях, когда человек не умеет искрение и по существу повысить настроение другому. Таким же непродуктивным оно становится и в тех случаях, когда другой не умеет правильно воспринять и оценить действия человека, стремящегося изменить в лучшую сторону самочувствие других.
Особняком стоит словесное воздействие «звать». Оно призвано привлечь и активизировать внимание другого (других) к зовущему. В обращении к другом; содержится большое количество информации, задающей тон всему последующем; общению. Обратившись к человеку, можно выразить недовольство или восхищение настроить на предстоящее общение или охладить желание общаться.
Причины деструктивного (лат. destnictivus — разрушительный, неплодотворный неплодотворного общения можно классифицировать по источнику его побуждения. И может быть низкий уровень нравственной культуры личности, которая проявляется в грубости, дерзости, оскорбительных выражениях, незаинтересованном отношении к собеседнику, провокационных замечаниях в его адрес, демонстрации превосходства и др.
Неплодотворным может оказаться общение и в том случае, когда человек, положительно относящийся к окружающим, не владеет техниками продуктивного общения. Это не владение обнаруживается в ограниченном речевом коде человека.
Существуют лингвистические технологии, которые позволяют людям изменить к лучшему стиль своих взаимоотношений с окружающими, ввести самоконтроль в процессе общения с другими людьми. Освоив особый язык, человек может начать не только говорить по-другому, но и видеть события по-другому, иначе их понимать и реагировать на них. В основе таких продуктивных технологий лежит прием использования образов «Волка» и « Жирафа», олицетворяющих противоположные жизненные стратегии.
Язык «Волка» — это язык агрессии, насилия, принуждения, требования. Он доминирует в среде, перенасыщенной стрессами, конфликтами, неуважением к собеседнику. Язык «Волка» используется теми, кто не осознает, что ему вообще надо. Поэтому он не может выразить свои пожелания, просьбы к окружающим. Как правило, эти просьбы не встречают отклика у людей. Поэтому «Волк» считает, что более результативна стратегия насилия, агрессии, приказа, команды типа: «ты должен», «ты обязан». «Волк» понимает, что в силу его агрессии, сосредоточенности на своих интересах и желаниях он никому не интересен. Его внутренний мир обеднен им же самим. Собственное творчество у него не развито, поэтому он заставляет «выполнять требования, разработанные другими. Ограничив средства своего общения угрозами и приказами. «Волк» живет просто.
«Жираф» же, напротив, всегда имеет свою точку зрения. Он отвергает насилие над другими. Его способ самоутверждения — ненасильственное убеждение, предполагающее глубокое понимание собеседника. «Жираф» уверен, что «Волков» среди людей нет. Он стремится со всеми жить в мире, уверен, что есть слова, которые надо говорить, и слова, которых говорить не надо. Он взвешивает каждое слово, размышляет над своими словами и анализирует реакцию своего собеседника на каждое из них.
Различен не только язык «Волка» и «Жирафа». Различны их жизненные стратегии. Цель «Волка» — достижение цели кратчайшим путем, любыми средствами. Для «Жирафа» цель не может быть оправданием средств ее достижения. Овладеть языком «Жирафа» можно каждому. Для этого важно научиться находить новые стороны и качества в отношениях с близкими я друзьями, коллегами и одноклассниками, однокурсниками, видеть новые системы ценностей в повседневной жизни и отражать их в своей речи.
