- •Содержание
- •Введение
- •Обзор источника
- •Обзор литературы
- •Зарубежная историография о Великой французской революции
- •Отечественная историография о Великой французской революции
- •Историография, посвященная Жоржу Огюсту Кутону
- •Глава № 1. Жорж Кутон: жизнь в эпоху революции. Начало политической карьеры
- •Обоснование террористической политики в сочинениях Жоржа Кутона.
- •Заключение
- •Список источников и литературы
Обзор источника
В качестве источника для написания данного доклада будут использоваться произведения, вышедшие из-под пера Жоржа Огюста Кутона. Спектр произведений необычайно широк: это речи, письма, выступления, законодательные акты, автором которых был Кутон. Подобный набор источников, несомненно, поможет нам составить целостное представление о взглядах французского мыслителя-утописта.
Опубликованные документы относятся к одному из самых тяжелых периодов истории французской республики, а именно охватывают время от парижского восстания и прихода к власти якобинцев (31 мая- 2 июня 1793 года) до Термидорианского переворота, ознаменовавшего собой крах якобинского режима (24 июля 1794 года). В сборнике содержатся документы, повествующие об аресте жирондистов в Париже, затем значительная часть посвящена миссии Кутона в департамент Пюи-де-Дом и его участию в подавлении антиякобинского восстания в Лионе 1793 года. Именно к этому периоду деятельности Жоржа Кутона относится наибольшее число правовых документов, поскольку он был наделен фактически неограниченной властью в Пюи-де-Доме и в покоренном Лионе. Затем, после возвращения Кутона в Париж (4 декабря 1793 года), приводятся в основном тексты его выступлений в Конвенте и в Якобинском клубе.
Жорж Кутон не оставил после себя каких-либо обширных трактатов, дневниковых записей или мемуаров. Мы можем судить о нем только по выступлениям, связанным с его политической деятельностью.
С одной стороны, подобные источники гораздо объективнее, поскольку по ним, мы имеем возможность судить о непосредственных действиях автора, и личностная окраска подобного рода документов гораздо ниже чем, например, мемуаров. Жорж Кутон издавал законы, которые тут же приводились в действие на практике, его декреты носили практический характер, в них не было место для выражения эмоций.
Однако фактор личности отвергать будет крайне неверно. Задача доклада состоит в том, чтобы рассмотреть взгляды и идеи Кутона. В этом нам помогут очень эмоциональные выступления французского мыслителя на заседаниях Конвента и в Якобинском клубе. Таким образом, публикация произведений Жоржа Кутона дает нам уникальную возможность рассмотреть его теоретические взгляды и проследить, каким образом Кутон претворял свои идеи в жизнь.
С другой стороны, особого внимания требует анализ этих источников. Многие из них лишь косвенно затрагивают тему революционного террора, и, поэтому, требуют тщательного анализа.
Особое внимание будет, конечно, уделяться документам, непосредственно посвященным реализации террористических методов управления государством на практике в завершающий период существования якобинской диктатуры, как, например, выступлению в Конвенте о Революционном трибунале (10 июня 1794 года). Подобные документы лягут в основу данной работы.
В. А. Чудинов называет Жоржа Кутона скорее практиком, нежели теоретиком идей робеспьеризма. Именно Робеспьер и Сен-Жюст наиболее полно обосновали и описали тот идеал, который «партия» робеспьеристов настойчиво пыталась воплотить в жизнь. Кутон же, выполняя огромный объем черновой работы по применению этих принципов на практике, не поднимался на столь высокий уровень теоретических обобщений, как его соратники.1 Речи и доклады, вышедшие из-под пера Кутона постановления, декреты и письма являются своего рода мостиком между высокой теорией и повседневной политикой, а так же первой попыткой осуществить утопический идеал в масштабах целой страны средствами революционного насилия.2
К сочинениям Жоржа Огюста Кутона не было проявлено большого интереса на его родине. После публикации небольшого томика писем в 1872 году овернским эрудитом Франциском Межем, сочинения одного из главных идеологов Большого террора во Франции больше не выходили. Единственное же в мире собрание «Избранных произведений»1 Ж. Кутона, выпущенное к 200-летию его смерти, увидело свет далеко за рубежами его родины2, а именно в России.
Сборник «Избранных произведений» Жоржа Кутона был издан в серии «Утописты и реформаторы» московским издательством «Наука» в 1994 году. Перевод с французского языка был осуществлен А. В. Чудиновым и Е. В. Полевщиковой. Вступительная статья и комментарии принадлежат А. В. Чудинову. В сборнике содержится 123 документа.
