
- •Введение
- •I. Исторические судьбы народов Аппенинского и Пиренейского полуостровов
- •II. Праздничные обычаи и традиции народов Италии, Испании, Португалии
- •III. Музыкальная культура народов Италии, Испании, Португалии
- •1. Песенная культура Италии
- •2. Танцевальная культура Италии
- •3. Песенная культура Испании
- •4. Танцевальная культура Испании
- •5. Песенная культура Португалии
- •6. Танцевальная культура Португалии
- •IV. Карнавальная культура Италии, Испании, Португалии
- •1. Карнавалы Италии
- •2. Карнавалы Испании
- •3. Карнавалы Португалии
- •Вопросы и задания
- •I раздел
- •II раздел
- •III раздел
- •IV раздел
- •Литература
- •Приложение 1
- •Приложение 2
- •Приложение 3
- •Приложение 4
- •Приложение 5 Карнавалы Италии
- •Карнавалы Испании
- •Карнавалы Португалии
- •Содержание
III. Музыкальная культура народов Италии, Испании, Португалии
1. Песенная культура Италии
Народная песенная культура. Музыкальность итальянцев известна всему миру. Лирическая проникновенность итальянской песни и зажигательные ритмы итальянских танцев, которые мы слышим в наши дни в выступлениях различных известных итальянских исполнителей, не оставляют любого слушателя равнодушным. Но что нам известно об исконно итальянском фольклорном наследии, о музыкальном быте Италии?
Немногочисленные публикации по изучению народной музыки далекого прошлого Италии довольно скупо освещают эту область итальянской культуры. Поэтому, сочетая имеющиеся музыковедческие и историко-культурные сведения, попытаемся наиболее полно осветить вопрос об особенностях национальной музыкальной культуры Италии, с точки зрения ее корневого пласта.
С давних пор известно, что другим, природным языком любого итальянца считается "язык жестов рук и мимики". Но не менее выразителен и понятен для жителей Италии их природный вокал, который здесь называют пением а ля итальяно. Широко известная исполнительская манера "не только петь, но и рассказывать" (певцы не столько поют, сколько задушевно, как бы, "напевая" рассказывают) или "ультраритмическое" пение (крайне экзальтированная подача мелодии и текста, почти на крике) и другие исполнительские стили свидетельствуют об эволюционном процессе в итальянской исполнительской практике.
О существовании высокой вокальной культуре было известно еще со времен Древнего Рима. Важнейшей составляющей этой культуры явилось мелодическое богатство народной песни и танца, которые на протяжении всей истории имели самые различные региональные влияния – кельтское, персидское, африканское и др. Постепенно в Италии сформировались различные региональные песенные стили со своими центрами, как например Рим, Венеция, Неаполь, Флоренция, Сицилия, Сардиния и др. Каждому из них был присущ свой языковой диалект, жанровый состав песен и исполнительский стиль.
Так, например, венецианская песня отличается от всех других не только по своему содержанию, но и по мелодии и ритму. Еще в эпоху Возрождения здесь широко были распространены песни цеховых ремесленников, грузчиков, рыбаков (застольные, любовные, сатирические, баркаролы), которые исполнялись ими на венецианском диалекте под аккомпанемент гитары и мандолины. Уже с XIII века, ремесленные цеха традиционно участвовали в знаменитых венецианских карнавалах с исполнением своих песен и игрой на музыкальных инструментах. Постепенно, к концу XIX века многие из них приобрели форму медленного вальса, танго, приобретая в связи с этим двойное название: песня-вальс, песня-танго, песня-серенада и др.
Но, пожалуй, нигде так трепетно и ревностно не относится к своему песенному наследию, как жители Неаполя. Популярность неаполитанской песни уже давно перешагнула за пределы Италии. Сегодня каждому европейцу хорошо известны эстрадные лирические песни известных композиторов, такие как "Санта Лючия" Т. Котрау, "Вернись в Сорренто" Э. де Куртиса, "Ладзарелла" Д. Модуньо и др. Особая напевность, пластичность и изящество мелодии в сочетании с большой экспрессивностью не случайны в характеристике неаполитанских песен, поскольку, возникнув в XVIII веке, она ведет свое происхождение от сольных форм оперы-буффа. Поэтому певец должен был обладать крепким, эмоционально насыщенным голосом и артистическим темпераментом, чтобы петь, а не напевать или "шептать" неаполитанскую песню. Именно такими исполнительскими качествами обладали такие известные неаполитанские тенора, как Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Лучано Паваротти и "золотой голос"- Робертино Лоретти.
В XIV – XV веках большим успехом пользовались музыкальные песни-частушки, серенады и особенно многоголосные виланеллы (с итал. – деревенская песня), которые отличались особой живостью, простотой выражения чувств и яркостью и меткостью сравнений образов, ситуаций. В популяризации неаполитанской песни большую роль сыграла многолетняя традиция проведения карнавала Пьедигротта. Карнавал открывался "парадом" колесниц на площади Плебесцита. Участники таких колесниц обязаны были исполнить свою песню перед жюри. Если песня понравилась зрителям, то назавтра ее пел весь Неаполь. Так ежегодно рождались свои неаполитанские "хиты". Сочинение стихов было любимым занятием для неаполитанских поэтов-песенников, хотя не могло служить средством для существования. Поэтому композиторы и поэты хотя и пользовались почетом и уважением сограждан, но были, как правило, необеспеченными людьми. Но уже в конце ХІХ века авторитет их ощутимо ослаб в связи в тем, что песню все чаще стали связывать с именем ее лучшего исполнителя. Доказательством этому служат многочисленные музыкальные фестивали и конкурсы эстрадной и народной песни, благодаря которым мир узнал таких исполнителей, как Андриано Челентано, Тото Кутуньо, Джани Моранди, Рафаэла Кара и др.
Светские многоголосные жанры. Как нам известно, истоки итальянской музыки восходят к культуре Древнего Рима, в которой музыка играла важную роль не только в общественной, государственной жизни империи, но и в музыкальном быту различных слоев населения. И хотя многие образцы древнеримской музыки не сохранились, отдельные ее элементы можно увидеть в средневековых христианских гимнах и народных песенных жанрах. Это было время принятия христианства как государственной религии (IV в.), когда Рим наряду с Византией стал одним из центров развития литургического пения, первоначальной основой которой стала псалмодия. Благодаря миланскому архиепископу Амвросию, мелодика антифонного пения гимнов была приближена к народно-песенным истокам. Одним из популярнейших жанров таких хвалебных гимнических песнопений становится лауд – музыкально-поэтическое произведение народного характера. Одноголосные и многоголосные лауды звучали также и как лирические гимны на свободно трактованную религиозную тематику, в процессиях паломников, на городских площадях, в домашнем быту.
Несмотря на духовный характер их текстов, круг образов обычно был связан с повседневными, реальными переживаниями простых людей того времени. Их могли сочинять и исполнять как мелкие ремесленники, так и представители церкви и высшей аристократии. Будучи изначально религиозным жанром, тексты лауд, тем не менее, могли иметь сатирический характер, отмечая пороки представителей католической церкви. Порой в рукописях и печатных сборниках лауд можно встретить пометки, на какие популярные мотивы их петь.
Уже по определённости мелодического напева, отчётливости ритма и другим показателям видно, что это напев народного склада.1
Многие из них исполнялись на мелодии веселых любовных или уличных, "майских", карнавальных песен, весьма популярных по тому времени в народном быту. Отсюда непосредственность, простота и доходчивость напевов. Встречаются 2-х голосные лауды с чертами народного многоголосия, с элементами гетерофонии: начинается с унисона, затем переход к 2-х голосию и заканчивается опять унисоном голосов; ритмика может иметь совершенно условный характер; мелодика развивается импровизационно.
Музыкальная культура, и прежде всего светская, ведет свое начало с XI века, когда Флоренция становится крупным центром музыкальной культуры Италии. Именно здесь протекала деятельность Гридо д'Ареццо (ок. 992 – ок. 1050), первого музыкального теоретика, основателя реформы нотного письма, основы современной нотации. Именно во Флоренции, в Венеции, Падуе складывается музыкальный стиль раннего Возрождения Ars nova (Новое искусство), положивший начало расцвету светских лирических и таких жанровых песен как мадригал, баллата, качча, а также инструментальной музыки. Это были новые жанры светской многоголосной вокальной музыки, предназначенные для домашнего любительского музицирования в виде 2-х или 3-х голосных строфических песен с мелодически главенствующим верхним голосом, который был ритмически подвижным, с обилием колорированных пассажей.
Так, мадригал, с характерной для него утонченно-эротической тематикой и изысканностью поэтики музыкального строя был типично аристократическим жанром.
Качча (от итал. – охота) – популрный жанр бытового музыцирования, в котором "повторение каждым участником того же напева сопровождается круговой хороводной пляской".2 Каччи, с тематикой охотничьих или разнообразных жанровых сцен из жизни демократических слоев Флоренции, имели более простые, песенно-народные интонации разносчиков и торговцев мелкой утвари. Это были также 2-х или 3-х голосные песни с каноническим проведением основной, мелодически яркой попевки народного характера, что придавало особую живость музыкальной ткани.
Баллата (танцевальная песня, по содержанию близкая мадригалу) – жанр песенно-танцевальной лирики, который родился в условиях народной хороводной пляски, где после начального хорового пения запевалы выступали со своими особыми напевами. Затем, мелодия запева подхватывалась полухориями и заканчивалась повторением вступительного хорового рефрена. Такие хороводы обычно водили в дни древнейших майских праздников на улицах и площадях города, распевались особые гимны весне и весенние песнопения ("маёвки"), которые в дальнейшем сыграют значительную роль в возникновении итальянской оперы.
Популярность фротолл и виланелл, как более демократичных жанров, видна по громадному количеству опубликованных нотных сборников XV и XVI веков.
Так, фроттола (итал. – шутка) – многоголосная (чаще 4-х голосная) песня гомофонно-гармонического склада (с элементами имитации) на светский текст и народно-бытовую мелодию. Благодаря широкому кругу музыкально-поэтических образов (от элегических до грубовато-насмешливых; от любовных и до страстных порывов или социальных мотивов), фротоллу можно было услышать на уличных празднествах и шествиях, во время знаменитых флорентийских карнавалов. Демократизм этого жанра проявлялся в особой выразительности и запоминаемости задорной мелодии, преобладании мажора и почти неизменно танцевального ритма, четкости композиции.
Виланеллы – еще более демократичный жанр, еще более непосредственно приближающийся к народной музыке, о чем свидетельствуют сюжеты поэтических сюжетов (события повседневной жизни, работа, быт) и особенности музыкального текста: вместо обычного 4-х голосия, как у фротолл, – 3-х голосное движение параллельными трезвучиями и строфичность:
В некоторых научных публикациях высказывается мысль, что "первоначально в основе жанра виланелл лежали итальянские народные песни, распевавшиеся крестьянами во время летней работы " и что "родиной виланеллы является, по-видимому, Неаполь, где уже в XIV веке встречается упоминание о прообразе виланеллы "Napolitana", но в дальнейшем она быстро распространилась по другим областям Италии"1.
Таким образом, в XVI веке в эпоху Высокого Возрождения светские вокальные жанры развиваются как бы по двум главным направлениям: одно из них более связано с ранними формами профессиональной полифонии – лауды, качча, баллата; другое – объединяет жанры, близкие народной песне, народной полифонии – фроттола, виланелла, канцонетта, страмботто и др. Все эти многоголосные вокальные жанры отмечались прогрессивным демократическим характером, поскольку были кровно связаны с народным искусством. Это подтверждалось особенностями сюжета, поэтического текста и напева.
Несмотря на то, что в дальнейшем они являлись продуктом композиторского творчества (Орландо Лассо, Барталомео Тромбочино, Клаудио Монтеверди и др.), а также творчества итальянских поэтов (Петрарка, Полициано, Бембо), эти вокальные жанры широко использовались в домашнем быту, на различных городских празднествах и шествиях, в карнавальные дни, в театральных спектаклях и охотно культивировались при дворах. Не страдая отвлечённостью и аристократическим снобизмом, в них ясно ощутимы жанровые черты народного песенно-танцевального характера.
Таким образом, ранние образцы итальянского многоголосия подтверждают связь между народным многоголосием и полифонией Палестрины и других крупных мастеров. Они закрепили то, что было подготовлено и освоено в народном многоголосии, подобно как "Рафаэль подыскивал среди миловидных крестьянок подходящую "натуру" для своих мадонн".1 Именно эти жанры подготовили развитие и становление полифонических школ Италии.