Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsia_4doc.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
169.98 Кб
Скачать

3. Личные и имущественные отношения супругов

Отношения супругов при браке cum manu. Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и в браке sine manu. В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, manus mariti (или власти его paterfamilias, если муж лицо alien! iuris), которая в принципе не отличается от patria potestas отца над детьми. Муж может истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу (in mancipium).

Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до ли­шения ее жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена Правоспособности в области имущественных отношений.

Все, что ей принадлежало до брака, если она была persona sui Juris, становится в момент заключения брака дос­тоянием мужа. Все, чем она будет обладать во все время существования брака, например имущество, подаренное ей ее отцом, принадлежит мужу. Это бесправное положение жены юридически уравновешивалось только тем, что она является наследницей мужа — heres sua, одна, если у него нет законного потомства, на равных началах с детьми, если они есть. Понятно, что она — агнатка всех агнатов мужа, и, следовательно, наследует в соот­ветствующих случаях и после них.

Однако обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старшей се­мьи, из агнатов, оставшихся после вступления ее в брак ее когнатами. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, рас­пространялся и на жену.

Отношение супругов при браке sine manu. Совершенно иначе бы­ли построены отношения мужа и жены в браке sine manu.

Данный брак не менял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. Она по-прежнему sua heres своего paterfamilias, по-прежнему агнатка своих старых агнатов. Если до вступления в брак sine manu жена была persona sui iuris, она остается persona sui iuris и после вступления в брак. Понятно, что и имущество, принадлежавшее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает во время брака, принадлежит ей одной.

Она вправе вступить с мужем в любую имущественную сдел­ку. Воспрещены были лишь дарения между супругами (для того, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов одного от другого). Впрочем, в начале III в. н.э. было постановлено, что, если даритель умер, не потребовав дара обратно, то donatio convalescit, т.е. дарение становится действительным (D. 24.1. 32).

С течением времени эта полная юридическая разобщенность супру­гов начинает однако смягчаться как в личных, так и в имущественных их отношениях. Было признано, что супруги не вправе предъявлять один к другому инфамирующие иски (п. 126), что в случаях имуще­ственной ответственности одного супруга перед другим он пользуется beneficium competentiae, т. е. правом отвечать только в пределах имею­щихся у него средств. Претор стал давать мужу интердикт для истребо­вания к себе жены и отказывать в таком же иске отцу, когда тот пытал­ся истребовать свою дочь, состоявшую в браке sine manu. Так посте­пенно сложилось некоторое общее положение о личных отношениях супругов: муж должен охранять жену: defend! uxores a viris... aequum est (D. 47. 10. 2), жена обязана почитать мужа, reverentia quae mantis exhibendaest(D. 24. 3.14. 1).

Dos. He менее глубоко изменились в браке sine manu имуществен­ные отношения супругов. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т. п. лежали на муже. Но уже со времени появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое, dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов, ad matrimonii onera sublevanda. Dos устанав­ливалась либо paterfamilias жены (dos profecticia), либо самою женой, если она до брака была persona sui iuris, либо третьим лицом (dos adventicia). Как' бы то ни было, но dos всегда должна быть установлена особым актом: dos aut datur aut dicitur aut promittitur, и, установленная так или иначе, станови­лась собственностью мужа.

Основные черты правового положения dos сводились к следующему.

В случае прекращения брака смертью жены, dos оставалась у мужа или возвращалась еще находившемуся в живых отцу жены, если dos была им установлена. Если брак прекращался смертью мужа, dos воз­вращалась жене или ей совместно с ее отцом.

Dos возвращалась жене и в том случае, когда брак прекращался разводом по почину мужа или по его вине. Наоборот, dos оставалась у мужа, если жена брала на себя инициативу развода или вызвала развод своим поведением. В праве Юстиниана это единственный случай, когда dos оставалась у мужа.

Таким образом dos стала служить орудием борьбы со злоупотребле­ниями свободой развода и с ненадлежащим отношением к супружес­ким обязанностям.

Но эта роль dos значительно ослаблялась тем, что муж при существова­нии брака продолжал считаться собственником dos и, следовательно, мог ее законно отчудить. Понятно, что обязательственное требование жены о выдаче ей денежного эквивалента отчужденной dos оставалось безрезуль­татным в случае несостоятельности мужа. Поэтому в целях охраны интере­сов жены lex lulia de adulteriis в особой главе de fundo dotali запретила отчуждение без согласия жены детальных недвижимостей.

Существовало, однако, и другое имущество, выполнявшее такую же штрафную функцию, но уже в интересах жены. Это был donatio ante nuptias, предбрачный дар, который в праве Юстиниана мог устанавли­ваться также и во время брака — donatio propter nuptias, и представлял собою не что иное, как сумму, обыкновенно приблизительно равную сумме dos, которую муж обязывался выплатить жене в случае развода по его инициативе или вине.

Таким образом этих в случаях жена по­лучала как подлежавшую возвращению dos, так и donatio propter nuptias. В этом заключалось и своеобразие этой последней, которая в действительности вовсе не была дарением: она не лишала мужа права собственности на соответствующее имущество в течение брака и не лишала его права собственности вообще, если брак не прекращался разводом по почину или по вине жены.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]