- •Вопрос 1. Организация как общая функция менеджмента. Делегирование полномочий и эффективность функционирования организационных отношений
- •Вопрос 2. Эффективная организация труда руководителя как необходимое условие эффективности организационных отношений
- •Вопрос 3. Эффективное делегирование как управленческое искусство менеджера
- •Делегирование задач и полномочий, его сущность
- •Полномочия, ответственность, власть
- •Типы полномочий и виды аппарата управления
- •Проблема делегирования полномочий как проблема эффективной координации звеньев системы управления
- •Демократический централизм – ключ к эффективному распределению полномочий
- •Рациональное распределение рабочего времени и усилий руководителя
- •Распорядок работы менеджера, или как управлять своим временем
- •Рациональное распределение сил руководителя
- •Эффективно работает тот, кто работает с увлечением ! Рациональность в телефонном общении
- •Бумажная «диетология»
- •Вопрос 3. Эффективное делегирование как управленческое искусство менеджера
- •«Выгоды и потери» руководителей при делегировании
- •Таб. 1. «Выгоды и потери» руководителя от делегирования
- •Способы эффективного делегирования как целостная система
- •Дополнительные условия эффективного делегирования
Демократический централизм – ключ к эффективному распределению полномочий
В сложном органическом типе связи, приобретающем качества целостности, наивысшая эффективность достигается при условии: наибольшей централизации (централизме) в деятельности системы как целого и одновременно – максимальной автономности в деятельности ее каждой подсистемы, каждого звена.
Здесь не освоившие диалектического мышления люди готовы воскликнуть: такого не может быть, одно исключает другое! Именно непонимание диалектики этого социального отношения, единства сторон этого противоречия ставит многих, даже очень образованных людей в тупик, заставляя выбирать «или-или», а именно: или демократия, свобода, автономия или централизм, то есть ограничение автономии, демократии, а «третьего не дано».
На самом же деле наивысший полезный эффект достигается при максимальном разведении сторон этого противоречия, при их максимальной зрелости, но (!) – взятой в неразрывном единстве.
Это объективное единство находит свое выражение в такой научной категории как принцип демократического централизма, который был достаточно полно теоретически обоснован К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в нашей стране не только теоретически развит, но и практически выдвинут как основной принцип хозяйственного и политического руководства В.И. Лениным. Другое дело, что в конкретно-исторической практике советского периода развития нашего государства этот принцип во многом выродился в бюрократический централизм, а на конечной фазе этого периода (при руководстве М.С. Горбачева) он был нарушен в противоположную сторону, что привело к анархии.
В то же время в практике развития такого государства как США мы видим достаточно устойчивое действие этого принципа, хотя он декларируется под другим названием – принцип федеральной децентрализации. Не только отношения в федеративном американском государстве в целом, но и отношения во многих крупных американских компаниях базируются на этом принципе. Важнейшие отделения компании могут быть почти полностью автономны во всем, что касается производства и сбыта, но высшее руководство оставляет за собой решение вопросов стратегического планирования, распределения общих ресурсов фирмы по подразделениям, координации, контроля и оценки деятельности подразделений.
Даже в условиях высокой степени децентрализации действий звеньев системы нельзя допускать нарушения единства ее общих целей и выхода какой-либо подсистемы (подразделения) за рамки этого единства. Это приводит к нарушению единства системы (организации) и, в конечном счете – к ее распаду (это как раз и произошло с СССР).
Поэтому принципу демократического централизма ("централизованной демократии") следует придать новое, современное звучание как фундаментальному управленческому принципу, за которым – будущее.
Проведенный в жизнь со всей последовательностью этот принцип – и только он! – способен обеспечить основу для товарищеского сотрудничества управляющих и управляемых, так как он предполагает достижение единства интересов управляющей системы (то есть общего интереса системы) и интересов управляемых ею звеньев (частных интересов подсистем). При единстве интересов и целей управляющих и управляемых дисциплина становится в полном смысле сознательной.
Демократический
централизм
– это ключевой управленческий принцип,
выражающий необходимость соблюдения
диалектического единства централизма
и автономии, дисциплины и свободы,
«внешней» организации и самоорганизации,
а, в конечном
счете – необходимость единства интересов
системы в целом и ее частей (звеньев),
единства интересов управляющего и
управляемого субъектов.
Отсюда – вывод, имеющий важнейшее практическое значение: в рамках единства целей инициативе «снизу» должно быть обеспечено подлинно полное и беспрепятственное развитие, а разнообразие в путях, способах, средствах достижения целей должно стать фактически не только правом отдельных частей системы (звеньев, подразделений, работников), но и их обязанностью!
Конечно, в той или иной конкретной обстановке, в тех или иных конкретно-исторических условиях степень единства централизма и автономии является различной, что обусловлено всегда многими объективными и субъективными причинами.
Такими причинами могут быть объективные ограничения в возможностях согласования интересов управляющих и управляемых (что обусловлено существующими экономическими отношениями, в конечном счете, отношениями собственности), в общем уровне управленческой культуры и вообще культуры и образования в том или ином обществе или его сегменте.
Но такими причинами могут быть и уровень личных способностей, знаний, культуры как того или иного управляющего, так и того или иного управляемого. Если, например, у подчиненных нет инициативного, творческого подхода к делу, то даже самый прекрасный руководитель сможет развить у них это качество только в пределах их способностей и желания учиться. И, напротив, инициативные, думающие подчиненные не добьются многого при неспособном и не желающем развиваться руководителе, который, несомненно, будет подавлять их инициативу, так как не сможет с ней справиться.
Единство противоположностей здесь таково, что централизм и автономия, дисциплина и свобода взаимообусловлены, и причина становится следствием, а следствие – причиной. Из безынициативности и анархии подчиненных вырастает автократия руководителей, но если руководитель развивает в своих подчиненных инициативу и сознательность, то он может переходить к всё более и более мягким, «дирижерским» методам.
Наиболее целесообразной является ситуация, когда сам централизм становится добровольным, то есть реально делегированным «вверх». Тогда организационные отношения достигают целостности: части делегируют "вверх" центру (целому) полномочия по управлению собой и готовы добровольно подчиняться его централизму в рамках коллективно определенных направлений и способов действий, а центр (целое) распределяет этот объем полномочий путем делегирования его «вниз». Происходит «взаимоделегирование» и вся система действует как самоуправляющаяся, что подкрепляется выборностью управляющих и их сменой – то есть управляющие и управляемые меняются местами без особых проблем.
Такое положение уже нельзя считать чисто теоретической абстракцией – в современных условиях так строят свои внутриорганизационные отношения не только многие общественные, но и многие хозяйственные организации. Как совершенно справедливо предсказывают крупнейшие теоретики управления, в частности, П. Дракер, организации уже недалёкого будущего в массовом порядке станут демократически управляемыми сообществами высококлассных профессионалов.
Итак, проблема эффективного делегирования разрешается путем движения противоречивого единства автономии и централизма, свободы и дисциплины. Конкретные соотношения (пропорции) в этом единстве в тот или иной исторический период, в тот или иной момент времени, в том или ином звене или ячейке общественного организма определяются набором обстоятельств, связанных как с общими условиями социально-экономического развития, так и со спецификой их проявления в этих звеньях.
Поэтому в социальных организациях, сообществах людей наблюдаются различные конкретные пропорции вертикальной иерархии и горизонтальной координации, централизации и децентрализации, единоначалия и коллегиальности. Однако, общая, генеральная тенденция – это все большее развитие демократии, свободы, что проявляется как всё большая относительная степень децентрализации, автономии и т.д. (далее мы проследим эту тенденцию в историческом изменении организационных структур хозяйственных организаций).
Важно понимать, что при этом централизм не ослабляется, а укрепляется. Но централизм, опираясь на всё большее единство интересов, меняет свою количественную пропорцию, изменяется и качественно – он во всё большей мере становится продолжением демократии, «вырастает» из демократии, а потому становится по-настоящему крепким.
Централизм – это оборотная сторона демократии, подлинный централизм – это только иное проявление сущности самой демократии. При идеальной сознательности, активности и дисциплине каждого частичного звена (подсистемы, подразделения, работника) централизм принимает форму мягкого, изящного дирижирования.
Развитие человеческой личности, рост культуры и образования ведут человеческое общество, как подтвердила и история XX в. (в том числе и история России) именно к такому типу централизма. Новый высокопрофессиональный работник, обладающий высокой культурой труда и общения, не хочет, чтобы им управляли «по-старому», а новый высокопрофессиональный менеджер – не может управлять «по-старому».
Но необходимо подчеркнуть, что достижение высокого уровня целостности централизма и демократии возможно, в конечном счете, лишь тогда, когда достигается высокий уровень единства экономических интересов управляющих и управляемых (а это предполагает определённые тип отношений собственности).
Таким образом, организация (организовывание) как общая функция менеджмента обеспечивает дисциплину, единство действий в реализации миссии, целей, стратегий, планов. Эта дисциплина обеспечивается посредством распределения (делегирования) задач и полномочий по уровням и ячейкам управления таким образом, чтобы поддерживать отвечающее данным конкретным условиям диалектическое соотношение централизма и автономии. Достижение высокого уровня самодисциплины управляемых, возможное только посредством развития их инициативы, способствует как росту автономии, так и росту централизма, который только в этом случае приобретает подлинную прочность. Наивысшая эффективность достигается именно при достижении максимума централизма и максимума автономии в их неразрывном единстве.
Функция организации в аспекте делегирования в реальной практике управления всегда персонифицируется в конкретном руководителе, и каждый руководитель уникален в том, как он её осуществляет. Преградой эффективности организационных отношений может стать деятельность конкретного менеджера, если он нерационально, неэффективно организует свою работу, а, следовательно, работу подчиненных, поскольку труд руководителя – это всегда труд по организации других людей.
Поэтому нужно остановиться на вопросах эффективной организации труда руководителя.
Вопрос 2. Эффективная организация труда руководителя как необходимое условие эффективности организационных отношений
Два взаимосвязанных аспекта эффективной организации трудового процесса руководителя
Эффективная организация трудового процесса руководителя – это необходимое условие эффективности организационных отношений. Трудовой процесс того или иного руководителя – это не только и не столько его личное дело, сколько дело общественное, поскольку это всегда процесс по управлению, по руководству вверенной ему организацией или подразделением.
Результативность
и эффективность функционирования
организаций напрямую связана с тем,
насколько эффективно организован
труд их менеджеров.
Организуя свой трудовой процесс, менеджер фактически осуществляет пространственно-временную координацию усилий всех работников организации (группы, подразделения), включая и себя самого, в процессе выполнения того объема задач и полномочий, за который он несет ответственность.
Поэтому в организации трудового процесса руководителя можно выделить две основные взаимосвязанные стороны:
-
распределение его собственных трудовых усилий во времени и пространстве;
-
распределение (делегирование) задач и полномочий подчиненным, то есть фактически распределение и координация их усилий во времени и пространстве.
Эти стороны взаимосвязаны в том отношении, что, осуществляя каждую из них, руководитель одновременно осуществляет и другую. Определяя, что и когда он должен сделать, менеджер одновременно определяет, что, как и когда по его поручению должны сделать подчиненные. Определяя для своих подчиненных поручения (задания), менеджер тем самым «разгружает» себя от части обязанностей, которые могут выполнять и другие работники (правда, как мы дальше увидим, вместе с тем он нагружает себя обязанностями другого рода).
Исходя из сказанного можно отметить, что огромное значение имеет самодисциплина руководителя или, иными словами, дисциплина его управления самим собой. Уровень этой дисциплины зависит не только от профессиональной компетентности, но и от цельности личности, качеств характера, прежде всего, воли, а также ценностей и принципов руководителя.
Сплав профессиональных и личностных качеств позволяет руководителю выделять главное и второстепенное и соответствующим образом распределять свое рабочее время и свои усилия.
