Раздел 2.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА.
1. Живопись первой половины XVIII века.
В начале XVIII века русская живопись, освободившаяся от религиозных оков, в короткие сроки прошла путь от иконы до искусства европейского уровня. Большую роль в подготовке художников – профессионалов продолжали играть мастерские Оружейной палаты, остававшейся художественным и художественно-образовательным центром страны. Живописцев также обучали иностранные мастера, приезжавшие в Россию (немец И.-Г. Танауэр, француз Л. Каравакк и др.). Европейские мастера знакомили русских художников с достижениями мирового искусства, обучали их в создаваемых живописных школах и мастерских.
Петр I не был тонким знатоком искусства. Его любимым художником считают Адама Стило, третьестепенного голландского живописца, рисовавшего корабли. Полотнами этого мастера государь украсил Летний дворец в Петербурге и свой охотничий домик в Петергофе. Военные походы, законодательная деятельность, дипломатия и т.д. требовали столько усилий и времени, что серьезно интересоваться искусством Петр I не мог, тем не менее, именно он создал первую в стране картинную галерею, понимал необходимость обучения русских художников за границей.
В 1716 г. были отправлены обучаться разным видам искусств в Голландию, Италию, Францию 20 юношей. 9 Среди «пенсионеров» петровской эпохи, возвратившихся из-за границы, наибольшую известность приобрели Иван Никитич Никитин (сер. 1680-1743) и Андрей Матвеевич Матвеев (1701-1739).
В петровское время наиболее популярной была батальная живопись, прославлявшая Петра I и его победы в Северной войне. И. Никитин работал над картиной «Полтавская баталия», А. Матвеев написал полотно «Куликовская битва». Однако эти произведения были далеки от исторической правды. Часто за основу батальных картин брались европейские гравюры.10
Оба художника проявили себя талантливыми портретистами, создавшими высокие образцы в жанре портрета, особенно в такой его разновидности, как парадный портрет, способствовавший утверждению идеологии абсолютизма, прославлению и возвеличению царя и его приближенных. В портретах начала XVIII века отразилось новое понимание человека как личности, стремление проникнуть в его внутренний мир, раскрыть духовное богатство и достоинство людей новой культуры.
И. Никитин – «персонных дел мастер», являлся любимым художником Петра I. Государь гордился перед иностранцами тем, что «есть и из нашего народа добрые мастеры». Никитин был первым русским портретистом европейского уровня. Его считают одним из основоположников русской светской живописи.
Сведений о художнике сохранилось немного. Известно, что он родился в семье священника, близкой ко двору. Детство его прошло в Измайлове- родовом имении Романовых. Учился он, скорее всего, в художественных мастерских при Оружейной палате, а затем, когда в 1711 г. всех мастеров палаты перевели в новую столицу, он учился, а затем и вел классы в рисовальной школе, основанной при Санкт-Петербургской типографии. Учителем Никитина был И. Г. Танауэр. Уже в ранних портретах Никитин стремился отходить от условных приемов парсуны, точно передавать характерные черты модели. К числу работ художника относятся портреты Петра, его дочерей цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны др.
В начале 1716 г. Никитин был направлен на ученье за границу. Пребывание в Италии значительно расширило технические приемы его живописи. После возвращения в столицу в апреле 1720 г. Никитин получил звание гофмалера- придворного художника. Кисти И. Никитина принадлежат портреты Петра I, членов его семьи и вельмож петровской эпохи (Портреты канцлера Г. И. Головкина, С. Строганова). Никитиным с большим мастерством был написан один из лучших портретов начала XVIII века – портрет «Напольного гетмана». Портрет воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи, участника и свидетеля ее событий.
28 января 1725 г. Никитин написал полотно «Петр I на смертном ложе». Это был реквием императору, созданный его современником и единомышленником. После смерти Петра I, во времена Анны Иоанновны судьба Ивана Никитина и его брата Романа сложилась трагически. В 1732 г. они были обвинены в заговоре против власти, и арестованы Тайной канцелярией. На пять лет они были заточены в Петропавловской крепости, после чего были биты плетьми и сосланы в Тобольск «на житье вечно под караулом». Воцарившаяся на престоле Елизавета Петровна велела вернуть художников из ссылки, но Иван Никитин умер по дороге.
А. М. Матвеев совершенствовал свое мастерство в Нидерландах. Он учился в Амстердаме и антверпенской Академии художеств. С 1727 г. Матвеев возглавлял в Петербурге «живописную команду» при канцелярии от строений». Он также проявил себя талантливым портретистом, создавшим высокие образцы в жанре портрета, особенно в такой его разновидности, как парадный портрет, способствовавший утверждению идеологии абсолютизма, прославлению и возвеличению царя и его приближенных.11 Наиболее известными работами А. Матвеева являются портреты Петра I, И. А. и А. П. Голицыных, «Автопортрет с женой» и др.
При Петре I больших успехов достигли художники – граверы. Русские и иностранные мастера в художественной форме прославляли государя и его победы, воспроизводили в гравюрах виды Петербурга и Москвы, придворные увеселения и т.п. Наибольшей известностью в России пользовались голландские мастера А. Схонбек и П. Пикарт, а также немецкий художник – гравер Х.-А. Вортман, основавший в Петербурге школу граверов. Ее окончили прославившие русское искусство художники И. Соколов, А. Греков, М. Мохаев, Е. Чемесов и др. Искусными мастерами-граверами были также братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы. Ими были выполнены батальные сцены, портреты, пейзажи. Особенно прославился Алексей Федорович Зубов, создавший портреты императора и членов его семьи, а также гравюры исторического жанра («Баталия при Гренгаме», «Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой») и др.12