- •Философия науки наука как феномен культуры
- •Книга Природы и Книга Откровения
- •Две концепции науки
- •Условность понятия науки
- •«Научность» и «истинность»
- •Системность и целостность
- •Принцип теоретического анархизма
- •Во всякой ли культуре есть наука?
- •Причины открытости и закрытости науки
- •Теория двойственной истины
- •Наука в странах Востока
- •Тайная наука
Философия науки наука как феномен культуры
-
Книга Природы и Книга Откровения
Галилео Галилей как-то сказал, что Бог создал две Книги – Книгу Природы и Священное Писание. Эти Книги, принадлежащие одному Автору, не могут принципиально противоречить друг другу. Но бывает, что люди неправильно читают ту или другую Книгу, а потому будто бы находят между этими великими текстами противоречие. Подчас люди поклоняются одной Книге и пренебрегают другой. Так могут возникнуть два храма – либо храм науки, либо храм монотеизма. Вместе с тем, учил Галилей, эти тексты взаимодополнительны: в Писании изложены всеобщие принципы познания сотворенной природы, а к их пониманию невозможно прийти, не изучая явления этой природы.
Религиозное мышление выдвинуло и своеобразно обосновало ряд важнейших принципов мироустройства, которые наука заимствовала, радикально преобразовала и превратила в свои методологические постулаты. Среди них ‒ принципы единства мира, сохранения энергии, причинности, всемирного тяготения, инвариантности, симметрии, простоты (атомизма), наименьшего действия, происхождения порядка из хаоса, движения мира к концу и хаосу (роста энтропии), подчинения явлений законам, абсолютности скорости света. Особый интерес представляют религиозные откровения о числах и фигурах, нелинейной мистике, согласно которой Троица равна Единице. Из мистики чисел и фигур развилась светская математика, ощущающая ныне тягу к нелинейному мышлению.
Плотские потребности души удовлетворяются путем практического применения знания о материальных явлениях природы. Духовные потребности души сопряжены с познанием глубинных сущностей универсума и Абсолюта. Гармонизация плотской и духовной сторон души достигается согласованным прочтением Книги Природы и Книги Писаний и одинаковым доверием к ним. Религия сосредоточивается на Писании, наука – на изучении Книги Природы. В реальном же индивиде религиозное и научное либо легко уживаются друг с другом, либо конфликтуют между собой. Пропорция духовного и плотского в научном мироотношении индивида обусловливается, с одной стороны, историческими особенностями культуры, в рамках которой ученый творит, а с другой стороны, характером души ученого.
В душе одного ученого может доминировать духовное начало, а в душе другого – плотское. Книгу Природы можно читать и духовно.
Если культура заставляет науку целиком переключиться на изучение материальных свойств природы, то велика вероятность, что в такой науке возобладает материализм. Напротив, исключительный интерес сообщества ученых к духу, просвечивающему сквозь вещественные оболочки качеств, способствует складыванию в науке религиозно-идеалистического мироотношения. Гармонический взгляд на природу как на нерасторжимое единство духа и материи прививает науке иммунитет против крайностей материализма и спиритуализма.
В методологии естествознания европейского типа все еще господствует материализм как belief-вера (плотская вера) в то, что в мире нет никакого иного бытия, кроме объективной реальности, данной нам, потенциально или актуально, в наших внешних ощущениях.