Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Спирохеты и другие.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.11.2018
Размер:
343.04 Кб
Скачать

Возбудитель эндемического (крысиного) сып­ного тифа (r. Typhi)

Крысиный ( эндемический, блошиный, мань­чжурский, корабельный, малайский, городской и др.) сыпной тиф — острое инфекционное заболевание риккетсиозной природы, связанное с эктопаразитами крыс, мышей и кошек, приуроченное преимущест­венно к территориям с тропическим и субтропичес­ким климатом, благоприятствующим существованию в природе тропиковых блох и блох кошек.

Болезнь выделена в самостоятельную форму, отличающуюся от вшивого сыпного тифа, русски­ми врачами (С. С. Боткиным, С. С. Зимницким и В.А.Барыкиным) в 1906—1910 гг. под названием маньчжурский сыпной тиф; окончательная номина­ция болезни принадлежит Макси (1926).

1-2.Таксономия и общая характеристика возбудителя. R. typhi типичный представитель риккетсий группы сыпного тифа с несколько сниженной по сравнению с R. prowazekii в отношении человека вирулентнос­тью. Возбудитель обнаружен, выделен и идентифици­рован Г. Музером и соавт. в 1926—1928 гг. Относится к роду Rickettsia семейства Rickettsiaceae', паразитирует внутриклеточно. Морфологические, ростовые, тинкториальные характеристики идентичны таковым для возбудителя вшивого сыпного тифа, отличаясь более низкими показателями. Имеет общие антигены с R. prowazekii и протеем ОХ 19.

3.Эпидемиология. Инфекция в отсутствие блох не­контагиозна, заболеваемость носит преимущественно спорадический характер с незначительным подъемом в осенне-зимнее время. Болезнь широко распро­странена в странах тропического и субтропического пояса (Китай, Индия, Индонезия, Эфиопия, страны Средиземного моря, юго-запад США, Мексика и др.). В бывшем СССР очаг крысиного риккетсиоза существовал в Аджарии (г. Батуми) и в Азербайджане; в России риккетсиоз отсутствует. Стойкие очаги ин­фекции частично совпадают с очагами чумы, что объ­яснимо общностью переносчика. Инфицированность блох R. typhi достигает 7—18 %. Механизм заражения подобен таковому при эпидемическом сыпном ти­фе — путем втирания инфицированных фекалий блох через расчесы кожи или вдыхания пылевидных час­тиц из высохших фекалий.

4-7.Патогенез, клиника, диагноз, лечение. Патогенез бо­лезни сходен с таковым при риккетсиозе Провачека, отличается более умеренными морфологическими изменениями в пораженных органах и микроциркуляторном русле сосудистой системы. Первичный аф­фект на месте входных ворот инфекции отсутствует.

Болезнь возникает остро после инкубационного периода в 5—15 дней, сопровождается общими явле­ниями инфекционного токсикоза (озноб, лихорадка, головная боль, миалгия, недомогание, бессонница и др.), что затрудняет ее диагностику. Характерна сыпь розеолезно-папулезного или макуло-папулезного ха­рактера, часто (45—62 %) распространяющаяся на ладони и подошвы. Лихорадочный период при сред- нетяжелом течении примерно 14 дней. Рецидивы и повторные заболевания не отмечены. Летальность в отсутствие лечения — не более чем у 5—10 % госпитализированных.

Диагноз устанавливается на основании клинико-эпидемиологических данных, подкрепляется исследовани­ем сыворотки крови больного в серологических реакци­ях (РСК, РИГА, РИФ, И ФА и др.). Дифференциация от вшивого сыпного тифа основана на различии (в 2-4 раза) титров антител при постановке реакций с корпус­кулярными антигенами обеих риккетсий.

Быстрый лечебный эффект достигается при тера­пии антибиотиками тетрациклинового ряда, в том числе и однократным приемом доксициклина.

8.Профилактика. Вакцинопрофилактика нерацио­нальна. Не специфическая профилактика достигается дезинсекционно-дератизационными мероприятиями в очагах инфекции и повышением социально-гигие­нических стандартов жизни населения.

Хламидии (семейство Chlamydiaceae)

Таксономическое положение. Хламидии от­носятся к порядку Chlamydiales, семейству Chlamydiaceae, роду Chlamydia. Различают три вида хламидий — С. trachomatis, С. psittaci, С. pneumoniae, — вызывающих заболевания у человека, животных, а также несколько видов, патогенных только для животных (например, С.ресогит, С. abortus, C.felis и др.). Классификация патогенных для человека хламидий представлена в табл. 16.37.

Согласно последней классификации, семейство Chlamydiceae предложено разделять на два рода: род Chlamydia, представленный видом С. trachomatis, и род Chlamydophila, в который включены виды С. psittaci и С. pneumoniae.

1-2.Морфологические и тинкториальные свойс­тва. Хламидии — это мелкие грамотрицательные бактерии шаровидной или овоидной формы. Не образуют спор, не имеют жгутиков и капсулы.

Строение клеточной стенки хламидий отли­чается от других бактерий: она представляет со­бой двухслойную мембрану, ограничивающую периплазматическое пространство, не содер­жит (или содержит в небольшом количестве) N- ацетил-мурамовую кислоту — основной ком­понент пептидогликана. Ригидность клеточной стенке придают пептиды, перекрестно сшитые пептидными мостиками. В остальном хламидии сходны с другими грамотрицательными бакте­риями. Они имеют гликолипиды, аналогичные ЛПС наружной мембраны клеточной стенки грамотрицательных бактерий, и при окраске по Граму приобретают красный цвет. Основным методом выявления хламидий является метод окраски по Романовскому—Гимзе. Хламидии полиморфны, что связано с осо­бенностями их репродукции. Уникальный цикл развития хламидий характеризуется че­редованием двух различных форм существо­вания — элементарных и ретикулярных (или инициальных) телец.

Элементарные тельца представляют собой мелкие (размер 0,2-0,3 мкм) метаболически

неактивные инфекционные частицы, кото­рые располагаются вне клетки. Они имеют толстую оболочку, состоящую из внутрен­ней и наружной мембран, что определяет их относительно высокую устойчивость к не­благоприятным условиям окружающей сре­ды. Элементарные тельца окрашиваются по Романовскому—Гимзе в красный цвет. Внутри клеток элементарные тельца транс­формируются в ретикулярные тельца.

Ретикулярные тельца являются вегетативной формой хламидий, обычно имеют овоидную форму и крупнее элементарных телец в не­сколько раз (их размер 0,4^-0,6x0,8-^1,2 мкм). Они располагаются внутриклеточно около ядра и окрашиваются по Романовскому— Гимзе в голубой или фиолетовый цвет. Инфекционность ретикулярных телец по сравнению с элементарными крайне мала.

Репродукция хламидий. Размножение хла­мидий, которые являются облигатными внут­риклеточными паразитами, происходит в клетках, преимущественно эпителиальных. Элементарные тельца индуцируют фагоцитоз и захватываются клеткой-мишенью, попадая в нее путем эндоцитоза (рис. 16.1). После пог­лощения элементарные тельца оказываются внутри фагосомы и блокируют ее слияние с лизосомами. Благодаря этой своей особеннос­ти элементарные тельца «избегают» контакта с лизосомальными ферментами и беспрепятс­твенно размножаются внутри фагосомы.

Внутри клеток элементарные тельца транс­формируются в ретикулярные, которые, в свою очередь, многократно делятся бинарным делением, затем уплотняются и снова превра­щаются в элементарные тельца. В конце цикла последние занимают большую часть клетки хозяина. Растягивая стенку вакуоли, они раз­рывают ее, а затем и плазматическую мембрану клетки. Цикл развития хламидий продолжается 24-48 ч и завершается гибелью клетки хозяина и выходом элементарных телец. Последние, освободившись, инфицируют соседние интактные клетки, и цикл повторяется.

3.Культивирование хламидий. Поскольку хла­мидии являются облигатными внутрикле­точными паразитами, их можно размножать только в живых клетках. Природа паразитизма хламидий радикально отличается от таковой у вирусов: они не способны самостоятельно ак­кумулировать и использовать энергию. В этой связи хламидии, подобно риккетсиям, приня­то называть энергетическими паразитами. Культивируют хламидии в желточном мешке развивающихся куриных эмбрионов, организ­ме чувствительных животных и в культуре кле­ток типа HeLa, McCoy, Нер-2. Оптимальная температура культивирования +35 °С. Перед заражением культуры клеток облучают или об­рабатывают циклогексамидом, что позволяет хламидиям легче усваивать АТФ. С. trachomatis, возбудитель венерической лимфогранулемы, отличается более высокой вирулентностью и поэтому легче культивируется на всех предло­женных живых моделях, не требуя даже пред­варительной подготовки культур клеток.

4.Ферментативная активность. Хламидии об­ладают небольшим набором ферментов. Они могут ферментировать пировиноградную кис­лоту, синтезировать некоторые липиды и т. д. Но хламидии не способны синтезировать вы­сокоэнергетические соединения, и вне клеток хозяина их метаболические функции сведены до минимума. Обеспечение хламидий мета­болитами осуществляется в основном за счет жизнедеятельности клеток хозяина. Причем некоторые метаболиты (например, изолейцин) могут являться ингибиторами роста хла­мидий и, вероятно, поэтому обеспечивают латентное течение хламидиоза.

5.Антигенная структура. Хламидии имеют ан­тигены трех типов:

♦ родоспецифический термостабильный липополисахарид (гликолипид), находящийся в клеточной стенке хламидий. Его выявляют с помощью РСК;

1.видоспецифический антиген белковой природы, расположенный более поверхност­но—в наружной мембране. Обнаруживают с помощью РИФ;

2.вариантоспецифический антиген белко­вой природы.

Кроме того, С. trachomatis и С. psittaci рас­полагают типоспецифическими антигенами, которые, вероятно, являются мембранными пептидами. Классификация хламидий на серо­логические варианты, основанная на их анти­генной структуре, представлена в табл. 16.37.

6.Факторы патогенности. С белками наружной мембраны хламидий связаны их адгезивные свойства. Эти адгезины обнаруживают только у элементарных телец. Кроме того, хламидии образуют эндотоксин (ЛПС). Возможно, неко­торые из них выделяют экзотоксин, обладаю­щий летальным действием: при внутривенном введении он вызывает гибель мышей. По-ви­димому, белки наружной мембраны являются антифагоцитарным фактором, так как способ­ны подавлять слияние фагосомы с лизосомой. Кроме того, у некоторых хламидий обна­ружен так называемый белок теплового шока (от англ. heat-shock protein HSP), способный вызывать аутоиммунные реакции.

Резистентность. Резистентность хламидий к различным факторам внешней среды достаточно высока. Они устойчивы к низким температурам (не теряют активность даже при замораживании при —50...—70 °С), высушиванию. Так, напри­мер, возбудитель орнитоза может сохраняться во внешней среде (например, в подстилке гнез­да птиц) до нескольких месяцев. Однако, как и все неспорообразующие бактерии, хламидии довольно чувствительны к нагреванию и быстро инактивируются различными дезинфекгантами.

7-9.Эпидемиология, патогенез, клиника. Болезни, вызываемые хламидиями, называют хламидиозами. Различают антропонозные и зооантропонозные хламидиозы. Заболевания, вызываемые С. trachomatis и С. pneumoniae, — антропонозы. Орнитоз, возбудителем которого являет­ся С. psittaci, — зооантропонозная инфекция. Орнитоз от человека человеку не передается. С. ресогит, С. abortus, C.felis и другие виды хла­мидий поражают только животных.

Хламидии обладают эпителиотропностью и поэтому способны поражать эпителий различ­ных органов. Массовое размножение хламидий в эпителиальных клетках приводит к разрушению слоя эпителия и образованию язв, которые зажи­вают с образованием рубцов и спаек. Рубцовые изменения роговицы при трахоме приводят к слепоте, воспаление органов малого таза при урогенитальном хламидиозе ведет к бесплодию. После гибели большого количества эпителиаль­ных клеток возбудитель может попадать в кровь, паренхиматозные органы и фиксироваться в лимфоидной ткани. Это, в частности, характерно для венерического лимфогранулематоза и орнитоза. Кроме того, многие виды хламидий способны к латентному существованию или персистенции в организме хозяина, вызывая иммунную и аллер­гическую перестройку организма, как, например, при синдроме Рейтера.