Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социология2.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
140.29 Кб
Скачать

39. Религия в социологической концепции м. Вебера

Степень рационализации, как показывает Вебер, обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, который присутствует в каждой религии. Эта пара противоположностей (рациональное -- магическое) является одним из главных инструментов его анализа религии.По мере того, как он осмыслял роль религиозного фактора в структуре социальной жизни, его социология религии получила наряду с прежней еще одну нагрузку. Вебер в социологии религии пытается выявить компоненту, которая составляет важнейшую характеристику социального действия, а именно: субъективно подразумеваемый смысл. Если в социологии права и государства (политической социологии) он анализирует типические формы «ориентации на другого» («ожидание»), то в социологии религии типологизирует наиболее существенные формы смыслов, как они выступали в истории. Исследователи творчества Вебера отмечают, что изучение социологии религии Вебера дает возможность оценить содержание и значение его методологической категории «социального действия» как ориентированного на «субъективно подразумеваемый смысл»; и напротив, только имея в виду эту методологическую категорию, можно адекватно оценивать место и роль социологии религии в веберовской социологии вообще.В социальном действии практически невозможно отделить друг от друга такие его моменты, как «субъективно подразумеваемый смысл» и «ориентацию на другого», ибо они слиты воедино. Собственно, также трудно отделить друг от друга религиозно-этические и государственно-правовые образования. Они в истории всегда тесно связаны. Но в целях анализа Вебер сознательно разводит (расщепляет) эти моменты, чтобы затем, в ходе исследования, связать их сознательно и, стало быть, уяснить себе механизм их связи.

Вопрос 40. В.Парето предложил логико-экспериментальный метод исследования. Социология должна стать такой же точной наукой как физика, химия и астрономия, пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он считал, что полезность теории определяется результатами её применения. Если результаты будут полезны для общества, то полезна и теория.Одной из центральных идей В.Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Стремясь найти источник движения системы, В.Парето переходил на позиции биологизма и психологизма и искал источник социальной жизни в психических склонностях и предрасположенностях людей. Из основополагающей роли чувственных сфер человеческой психики он выводил свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Теория элит стала наиболее влиятельной частью паретовской социологической системы и послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с самых различных теоретических позиций.

42. Концепция круговорота элит

Элита — это избранная часть населения, остальная его часть лишь «приспосабливается к полученным от нее стимулам» (Ibid., vol.I, p.168]. В свою очередь элита подразделяется на две части: одна — прямо или косвенно принимает участие в управлении обществом («правящая элита», или «правящий класс»), а другая — не участвует в управлении и подвизается в художественной или научной сферах («неуправляющая элита») [Ibid, vol.2, p.531].

Элита и неэлита образуют, соответственно, высший и низший слои общества. Представители низов, наиболее одаренные из них, «поднимаются вверх», пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы1. Происходит циркуляция, или круговорот, элит — про-цесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, которое представляется Парето в виде пирамиды с элитой на ее вершине.

Элиту характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, умение видеть слабые и наиболее чувствительные места в других и использовать их для своей выгоды, в то время как массы обычно запутываются, в сетях эмоций и предрассудков. Это оправдывает «разделение общества на две части. Те, в ком преобладает знание, управляют и руководят теми, в ком преобладают чувства, так что в конце концов их действия оказываются энергичными и мудро направляемыми» [Ibid., p.351].

1