Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное право (общая часть) УМК (мой).doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
3.9 Mб
Скачать

§ 2. Приготовление к преступлению

В истории российского уголовного права само понимание приготовления к преступлению и вопрос об уголовной ответственности за приготовление действия разрешались по-разному.

В ст. 10 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. говорилось: «Приискание или приобретение средств для совершения преступления признается лишь приготовлением к нему». Что же касается ответственности за приготовление действия, то согласно ст. 118 Уложения «за приготовление к совершению преступления виновный подвергается наказанию смотря по тому, во-первых, употребленные им до сего средства были ли противозаконные, во-вторых, самое ли приобретение сих средств не было ли соединено с опасностью для какого-либо частного лица, или многих, или и всего общества. Наказание за одно, без сих увеличивающих вину обстоятельств, приготовление к преступлению определяется лишь в особых, именно означенных законами случаях».

Статья 50 Уголовного уложения 1903 г. определяла приготовление как «приобретение или приспособление средства для приведения в исполнение умышленного преступного деяния». Приготовление наказывалось в случаях, особо указанных в законе, если при этом оно было остановлено по обстоятельству, от воли виновного не зависящему. К наказуемым относилось приготовление к государственным преступлениям, убийству и некоторым другим преступлениям.

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. под приготовлением к преступлению понимали приискание, приобретение или приспособление лицом, подготавливающим преступление, средств, орудий и тому подобное для его совершения (ст. 19). Это определение было включено в ст. 12 УК РСФСР 1922 г. с добавлением еще одной разновидности приготовительных действий — создание условий для совершения преступления. Приготовление к преступлению каралось не как неоконченное преступление, а только лишь в случаях, когда оно само по себе являлось наказуемым деянием (ст. 12). В 1923 г. эта формулировка была уточнена следующим образом: «Приготовление не карается, если оно само по себе не составляет деяния, наказуемого согласно настоящему кодексу, но от суда зависит применять в отношении привлекаемых лиц, признаваемых им социально опасными, меры социальной защиты».

В УК РСФСР 1926 г. (ст. 19) устанавливалось, что приготовительные к преступлению действия, выражающие в приискании или приспособлении орудий, средств и создании условий преступления, преследуются так же, как и совершенное преступление, причем суд при выборе меры социальной защиты должен был руководствоваться степенью опасности лица, совершившего приготовление, подготовленности преступления и близостью наступления его последствий, а также учитывать причины, в силу которых преступление не было доведено до конца.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. давал в ст. 15 определение приготовления к преступлению как приискание или приспособление средств или орудий или иное умышленное создание условий для совершения преступления. Как и предыдущий УК РСФСР, данный закон допускал возможность привлечения к уголовной ответственности за приготовление к совершению любого умышленного преступления. При этом наказание назначалось по статье УК РСФСР, предусматривающей ответственность за это преступление, с учетом характера и степени общественной опасности действий, совершенных виновным, степени осуществления преступного намерения и причин, в силу которых преступление не было доведено до конца.

<QUEST5< FONT>Действующий УК РФ (ч. 1 ст. 30) предлагает более развернутое определение понятия приготовления к преступлению. Таковым признается приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. <QUEST9< FONT>Уголовная ответственность <CLOSETEST3< FONT>наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению (ч. 2 ст. 30). Приготовительные действия к совершению преступления небольшой тяжести или средней тяжести не влекут за собой уголовной ответственности за исключением случаев, когда эта приготовительная деятельность была связана с совершением какого-либо преступления. Например, лицо, готовясь уклониться от уплаты налога или сбора (ст. 198 УК РФ), подделывает какой-либо официальный документ в целях его использования. В случае пресечения его преступной деятельности на стадии подготовки к совершению преступления это лицо будет ответственно не за приготовление к уклонению от уплаты налогов и (или) сборов, а за подделку документов (ст. 327 УК РФ).

<CLOSETEST5< FONT>Закон формализовал назначение наказания за неоконченное преступление, установив, что срок или размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление (ч. 2 ст. 66). Смертная казнь и пожизненное заключение за приготовление к преступлению не назначаются (ч. 3 ст. 66).

Таким образом, приготовление как разновидность неоконченного преступления — это подготовка к исполнению объективной стороны тяжкого или особо тяжкого преступления, которое не удалось даже начать в силу обстоятельств, не зависящих от виновного лица. Приготовление образуют любые действия (иногда бездействие), выполненные с целью последующего совершения преступления, до начала исполнения объективной стороны данного преступления. Иначе говоря, это еще не совершение самого преступления, а лишь создание условий для его совершения.24

Под приисканием орудий и средств совершения преступления понимается их приобретение любым способом (покупка, обмен, получение во временное пользование, кража и т.п.). Изготовление — это создание орудий или средств, необходимых, по мнению виновного, для совершения преступления как им самим, так по его просьбе или поручению и другими лицами (например, изготовление ключа или отмычки для проникновения в хранилище либо жилище; поддельных документов для совершения хищения, поддельного «антиквариата» изделия для совершения мошенничества; текстов, содержащих клеветнические измышления и т.п.). Приспособление орудий и средств совершения преступления обычно связано с какой-либо обработкой этих предметов с целью более удобного и эффективного использования непосредственно при совершении преступления (переделка ружья в обрез для использования его при разбойном нападении, заточка металлического предмета для нападения на сотрудника места лишения свободы и т.п.).

Приискание соучастников преступления означает совершение действий, направленных на вовлечение другого лица в готовящееся преступление в качестве исполнителя, пособника, а то и организатора. Способы приискания соучастников могут быть различны. Сговор на совершение преступления — это достижение соглашения на совершение преступления между «приисканными» соучастниками, распределение между ними ролей.

Весьма разнообразны приготовительные действия, охватываемые понятием «иное умышленное создание условий для совершения преступления». Таковыми могут быть признаны, например, разработка плана совершения преступления, изучение местности, где планируется совершение преступления, заблаговременное отключение охранной сигнализации или освещения, устройство засады, обеспечение алиби на момент совершения преступления, проработка каналов для последующего сбыта имущества, добытого преступным путем, или его легализация и т.д. В Постановлении Пленума ВС РФ № 2 от 28 апреля 1994 г. «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» (в ред. от 17 апреля 2001 г.) разъясняется, что приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта в качестве подлинных следует квалифицировать по ст. 30 и 186 УК РФ (п. 5), т.е. как приготовление к сбыту поддельных денег или ценных бумаг.25 Судебная практика признает приготовлением к преступлению простое появление лица с соответствующей целью в месте планируемого совершения преступного деяния.26

Приготовительные действия к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления могут сами по себе образовывать оконченный состав какого-либо преступления, например, хищения, изготовления, приобретения огнестрельного оружия с целью совершения убийства; создание банды для совершения разбойного нападения на банк; приобретение наркотических средств для контрабандного перемещения через таможенную границу и т. д. Во всех этих случаях необходима квалификация содеянного по совокупности преступлений как оконченное преступление и приготовление к соответствующему преступлению. Пленум ВС РФ в Постановлении № 5 от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» указал, что «в случаях хищения либо вымогательства огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также их ношения, хранения, приобретения и изготовления с целью совершения другого преступления содеянное должно квалифицироваться как совокупность оконченного хищения оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконного их ношения, хранения, приобретения или изготовления и приготовления к совершению иного преступления, если ответственность за это предусмотрена законом» (п. 18).

Приготовление возможно к совершению преступлений, имеющих как материальный, так и формальный (усеченный) состав (похищение человека, торговля людьми, разбой, вымогательство, захват заложников, заведомо ложный донос и т.д.). Так, Судебная коллегия ВС РФ признала правильным осуждение Коскова за приготовление к разбойному нападению на Широкову. Имея денежные долги и узнав о наличии у частного предпринимателя Широковой крупных денежных сумм и банковского счета, Косков решил совершить разбойное нападение на Широкову с целью хищения ее имущества. Для участия в преступлении он намеревался привлечь К., работавшего сторожем в помещении, где находился офис Широковой. В течение нескольких дней Косков склонял К. к совершению преступления, рассказывал ему о плане насильственного завладения денежными средствами Широковой. Однако К. от участия в преступлении отказался и явился в милицию, в связи с чем Коскову не удалось совершить разбойное нападение по не зависящим от него причинам 27

Субъективная сторона приготовления к преступлению как неоконченного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает общественную опасность совершения им действий, являющихся подготовкой к соответствующему преступлению, и желает их осуществить именно как этап для последующей реализации своего намерения совершить соответствующее тяжкое или особо тяжкое преступление. Однако по не зависящим от лица причинам ему либо не удается выполнить намеченные приготовительные действия (приобрести оружие или взрывчатые вещества, найти соучастника и т.д.), либо после осуществления намеченных действий его последующая преступная деятельность была прервана до начала исполнения преступления (например, лицо было задержано правоохранительными органами). В этих случаях действия лица, виновного в приготовлении к преступлению квалифицируются по части 1 ст. 30 и соответствующей статья УК РФ, предусматривающей ответственность за преступление, к совершению которого готовилось данное лицо.