
- •1. Исследование источников знаний по истории Древнего Рима
- •1.1. Тит Ливий
- •1.2. Дионисий
- •1.3. Полибий
- •2. Экстраординарные магистратуры в раннереспубликанском Риме
- •2.1. Краткая характеристика раннереспубликанского Рима (509−265 гг. До н.Э.)
- •2.2. Категории магистратуры и ее основные черты
- •2.3. Интеррекс
- •2.4. Диктаторы
- •2.5. Начальник конницы
- •2.6. Децемвиры
- •2.7. Военные трибуны с консульской властью
- •2.8. Народные трибуны
- •3. Эдикты магистратов
2.2. Категории магистратуры и ее основные черты
Магистратура (новолат. magistratura, от лат. magistratus (единственное число) − сановник, начальник) − государственные должности в Древнем Риме. Возникновение магистратуры относится к периоду установления республики (конец 6 века до н. э.). Первоначально все магистратуры, кроме народных три-бунов, замещались патрициями, к началу 3 века до н.э. стали доступны и плебе-ям. Магистратуры исполнялись безвозмездно, были краткосрочными (как пра-вило, 1 год) и коллегиальными (за исключением должности диктатора).
Все магистратуры делились на несколько категорий:
1. Экстраординарные (чрезвычайные) и ординарные (обыкновенные). К первым принадлежали: интеррексы, диктаторы, начальники конницы, децемви-ры, военные трибуны с консулярной властью, триумвиры для устройства госу-дарства и члены различных чрезвычайных комиссий; ко вторым: консулы, пре-торы, цензоры, народные трибуны, квесторы, плебейские и курульные эдилы и члены постоянных комиссий. Одинарные магистратуры были выборными, а экстраординарные − назначаемыми.
2. Курульные и некурульные (простые).
К числу первых относились: консулы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны с консулярной властью, триумвиры, преторы, цензоры и курульные эдилы. Все остальные были некурульные.
3. С империей (cum imperio) и без империя (sine imperio).
С империей: консулы, преторы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны с консулярной властью и триумвиры; без империя: все остальные.
4. Высшие и низшие.
К первым принадлежали: все магистраты cum imperio, цензоры и (позд-нее) народные трибуны; ко вторым: все остальные.
Все магистратуры имели некоторые общие черты:
1) выборность − все республиканские должностные лица, кроме интер-рекса, диктатора и начальника конницы, выбирались народом;
2) безвозмездность занятие государственных должностей считалось по-четным (они даже так и назывались «honores» (почести)) и было несовместимо с получением жалования;
3) временность − все республиканские ординарные должности занима-лись на определенный срок, как правило, они были годичными, за исключением цензуры, срок которой определялся в 18 месяцев;
4) коллегиальность − большинство магистратур имело строго коллеги-альный характер; решения на них должны были приниматься единогласно, и протест хотя бы одного члена коллегии останавливал дело (ius intercessions (право протеста));
5) ответственность − все должностные лица, за исключением диктаторов, цензоров и народных трибунов, подлежали ответственности за свои должност-ные поступки: высшие магистраты − после отправления магистратуры, низшие − даже во время ее;
6) магистраты в сфере их непосредственных полномочий имели некото-рые общие права: право издавать обязательные постановления (эдикты), созы-вать собрания, налагать штрафы, подвергать аресту, вопрошать волю богов по-средством гаданий и некоторые другие.
Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были воен-ные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение вое-начальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство су-допроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права.
Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой − дела с участием ино-странцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.
Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка се-наторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравствен-ностью и издание соответствующих эдиктов.
Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной ком-петенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми рас-ходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати.
Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища. Коллегии «два-дцати шести мужей» состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Особое место среди магистров занимали пле-бейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, актив-ность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах − тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограни-ченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжа-лованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных об-стоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора огра-ничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные ма-гистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в пе-риод кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожиз-ненные диктатуры (диктатура Суллы «для издания законов и устройства госу-дарства»).