Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Если ваш близкий страдает душевной болезнью_Р В....doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
1.23 Mб
Скачать

Сохранение крепкой семьи

В любой семье могут возникнуть конфликты, когда потребности больного человека вступают в противоречие с интересами здоровых ее членов. Расхождения во мнениях и интересах продиктованы глубиной стресса, в котором находится семья душевнобольного. Помните, что самое большее, чего вы можете добиться, - это выработать согласованный механизм преодоления возникающих трудностей, а также смириться с тем, что в некоторых случаях вам не удастся добиться общего согласия относительно способов преодоления трудностей.

Самый лучший способ сохранить семью крепкой - это учитывать интересы всех ее членов при выработке решений. Независимо от того, решаете ли вы где провести вместе пару свободных часов в выходной день или определяете, будет ли ваш больной родственник жить дома или в больнице, отнеситесь с должным вниманием к интересам каждого члена семьи и постарайтесь найти сбалансированное решение. Невозможно, чтобы чьи-либо желания и потребности удовлетворялись полностью все время. Для поддержания нормальных взаимоотношений приходится идти на взаимные уступки и компромиссы. Если ситуация усугубляется душевной болезнью одного из членов семьи, то степень уступок и компромиссов значительно возрастает.

Глава 8. Контакты с профессионалами и выбор медицинского учреждения

Разобраться в лабиринте хитросплетений американской системы здравоохранения в области психического здоровья - это настоящий подвиг. Обычно, диапазон отношений между семьями душевнобольных и этой системой простирается от сносных до отвратительных. Для того чтобы понять, почему сложилась такая трудная ситуация, обратимся к истории возникновения системы психиатрической помощи в США. Рассмотрим, как и когда появились те или иные виды терапии и какое влияние на эту систему оказывают юридические, политические и экономические факторы.

Краткая история системы психиатрической помощи

В Соединенных Штатах нет хорошо продуманной системы помощи гражданам, страдающим психическими заболеваниями. На протяжении всей истории, вплоть до середины XX столетия, душевнобольных изолировали от общества, действуя по принципу "с глаз долой - из сердца вон". Только после того, как в пятидесятых годах были открыты антипсихотические лекарства, в судьбе значительного количества больных наступило заметное облегчение. Улучшение их состояния позволило лицам с психическими расстройствами покинуть дома для душевнобольных но оказаться в существенно менее подходящих для жизни условиях.

В шестидесятых годах, во время правления президента Кеннеди, был выдвинут план коренной реорганизации системы психиатрической помощи. Предлагалось закрыть все психиатрические больницы и позволить душевнобольным жить в обществе небольшими группами, в условиях, близких к домашним. 30 лет спустя мы с сожалением вынуждены констатировать, что этот благородный план был выполнен только наполовину. Действительно, многие психиатрические лечебницы были закрыты. Но хотя, в общем-то, хорошо известно как организовать уход за душевнобольными и их интеграцию в общество, финансирование программ помощи душевнобольным, их обустройства, трудоустройства, социальной адаптации и т.д. явно недостаточно.

Это положение усугубляется и ситуацией с законами о психиатрической помощи. Еще 30-40 лет назад не составляло никакого труда поместить больного в психиатрическую клинику на принудительное лечение. Многие пациенты, посчитавшие себя жертвами этого законодательства, их родственники и адвокаты подняли в прессе кампанию и в конце концов добились пересмотра закона о принудительном лечении. Однако, как это часто бывает, маятник качнулся в противоположную сторону слишком далеко. Новый закон, который пришел на смену старому и несправедливому, вызвал появление новых проблем.

Положительной стороной нового закона является то, что права пациента надежно защищены. Однако, его отрицательной стороной является то, что теперь практически невозможно лечить пациента против его воли. Ни явные свидетельства того, что лечение идет на пользу пациенту, ни даже очевидные симптомы начинающегося обострения болезни, которое можно предотвратить или ослабить лечением в стационаре, не рассматриваются законом как существенные причины, чтобы госпитализировать больного хотя бы на неделю. В большинстве штатов закон запрещает госпитализировать больного помимо его воли, если нет прямой угрозы жизни самого пациента или окружающих. Поэтому профессионалы психиатры часто испытывают такое же чувство беспомощности и отчаяния, как и семьи больных.

Психологические теории возникновения психических болезней, которые считались общепризнанными в 1950-60-х годах, тоже оказали существенное негативное влияние на родственников и друзей душевнобольных. Такие теоретики, как Бейтсон, Хейли, Джексон и Викланд считали, что во всех бедах нужно винить семьи, а особенно, матерей душевнобольных. Многие профессиональные психиатры, которые были воспитаны на этих теориях, обращались с семьями больных как с источником зла. Это наносило глубокие душевные раны и без того страдающим людям.

В настоящее время взгляды на происхождение психических болезней и на роль семьи существенно изменились. Все большее число профессионалов, особенно те, кто непосредственно общаются с семьями больных, считают, что душевные болезни порождены биологическими причинами, а не связаны с семейными проблемами. Эти психиатры обращаются с родственниками больных с должным уважением и сочувствием. Такие психиатры рассматривают семьи больных как союзников в борьбе с общим врагом (оставаясь, впрочем, в рамках малоэффективной и недостаточно финансируемой системы).

В качестве дополнительной литературы по историческим, политическим и экономическим аспектам развития системы психиатрического здравоохранения в США можно рекомендовать книгу Раель Исаак и Вирджинии Армат "Безумие на улицах", где приведена критика законов о праве отказа от лечения, а также статью Дугласа Полцин "Административное планирование сообществ душевнобольных", которая была опубликована в журнале Country Mental health journal.