Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Темы / Tema_5

.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
29.03.2018
Размер:
122.37 Кб
Скачать

Уравнивающая справедливость – это распределение благ, осуществляемое без учета достоинства лиц. Здесь речь идет в основном о двух типах общественных отношений: об обмене вещей и о наказаниях. Обмен вещей считается справедливым, когда он осуществляется в соответствии с их действительной ценностью; таков, напр., обмен на рынке, где неважно, кто покупает, а важно лишь то, сколько он платит. Справедливая оценка в наказаниях состоит в их неотвратимости и в беспристрастности вынесения приговора.

Поэтому, с точки зрения специально (частной) справедливости, справедливость представляет собой способ отношения человека к другому лицу, опосредованный отношением к благам, на которые они оба претендуют. Справедливый человек и справедливое общество суть такие, которые могут найти нравственную меру в распределении благ, а нравственной может считаться такая мера, которая устраивает всех и на которую получено согласие тех, на чью долю выпадает больше тягот.

В зависимости от условий формирования справедливости можно выделить: 1) силовую модель; 2) договорную модель; 3) интуитивистскую модель; 4) утилитаристскую модель.

В силовой модели состояние справедливости устанавливается силой и в форме, выгодной тому, кто этой силой обладает14. Эта модель исходит из биологической сущности человека: борьба за существование и естественный отбор здесь доминируют над социальными качествами индивида.

Договорная модель справедливости – это модель, при которой состояние справедливости устанавливается путем реального или гипотетического «договора» (или «соглашения») между людьми. Главное преимущество данной модели перед другими заключается, во-первых, в том, что она позволяет реализовать саму идею справедливости как общественного договора, и, во-вторых, в том, что она в максимальной степени нацелена на включение в «договор справедливости» идеи свободы и признания ценности человека как суверенной личности. Действительно, ведь договор индивиды заключают вполне добровольно, добровольно отказываясь от части своих прав на справедливость в пользу права общества сконструировать некоторую общую концепцию справедливости в форме закона или моральных требований. Здесь или в принципе каждый отдельный человек рассматривается как цель, а не средство в плане реализации общественных требований справедливости, или хотя бы наблюдается стремление к этому.

В интуитивистской модели справедливости состояние справедливости устанавливается интуитивным способом или интуитивным соглашением между всеми субъектами в обществе. Она основана на отнесении к числу интуитивных всех тех суждений, которые не поддаются доказательству: естественно, сюда входят и суждения, касающиеся справедливости. Однако, если мы определяем справедливость «по интуиции», то, во-первых, мы не можем никогда доказать другому субъекту, что наши принципы справедливости являются единственно правильными, а, во-вторых, мы вряд ли когда-нибудь сумеем формализовать эти принципы, построить из них стройную и логически обоснованную систему правили выводов.

В утилитаристской модели состояние справедливости устанавливается посредством «расчета и калькуляции удовлетворений» по шкале, приводящей к наивыгоднейшему балансу одновременно для всех членов общества.

Несмотря на то, что утилитаристская модель справедливости должна по своей основной идее утверждать принципы справедливости, на деле она фактически подменяет модель справедливости моделью эффективности, где справедливость оценивается с точки зрения эффективности, т. е. принципа, минимизирующего затраты и максимизирующего выгоды. Утилитаристская модель справедливости полезна тем, что она вносит в теорию справедливости элементы рационального выбора и максимизации удовлетворений: эта модель, как ни одна другая, с наибольшей ясностью демонстрирует тот факт, что любой вариант справедливого распределения по-своему эффективен и рационален. Но в конструкциях этой модели нерешенной может остаться следующая проблема: как совместить максимизацию выгод одного индивида и максимизацию выгод всех индивидов, т. е. общества? Не исключено, что увеличение объема справедливости для одного конкретного индивида может быть связано с уменьшением справедливости для всего общества, и, наоборот, общество становится справедливее, но от этого страдает справедливость для частного индивида.

Следовательно, использование утилитаристской модели справедливости будет полезным в тех случаях, когда мы рассматриваем общество в его прикладном, практическом значении, т. е. под углом его эффективного управления; в остальных случаях, вероятно, применение утилитаристской модели справедливости вряд ли будет оправданным.

1 Кроме отдельных индивидов субъектом общества могут выступать группы людей, обладающих единым сознанием и единой волей к действию, а также человечество, когда оно осознает себя как единое целое.

2 Арендт X. Ситуация человека // Вопросы философии. – 1998. – № 11. – С. 131.

3 Бóльшее количество жизненных шансов – бóльшему числу людей.

4 «Равенство всех людей в их человеческом достоинстве – это начало справедливости, но в жизни равенство не достигается одними лишь благими пожеланиями. Для этого нужны горячее стремление к нему, энергия и мужество, чтобы преодолеть все то, что преграждает путь к действительному равенству людей» (Али Апшерони).

5 Это может быть и конкуренция за удовлетворение биологических потребностей, и конкуренция «за близость к трансцендентному», и творческое соревнование в культуре, и т. д. Даже после смерти конкуренция продолжается – например, в связи с тем, какое место могила человека занимает в существующей иерархии кладбища (по мере близости к храму или к центральной аллее).

6 Однажды один из соратников спросил Цезаря, когда тот был наместником небольшой римской провинции в Галлии, почему тот пребывает в захолустье, а не едет в столицу империи, где поле для деятельности куда шире. Цезарь ответил: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».

7 И даже в любви одна из главных причин возникающих конфликтов коренится в борьбе за превосходство одной из сторон.

8 «Фанатик – это тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему» (У. Черчилль).

9 Вспомните А. С. Пушкина: «И милость к падшим призывал». Вообще понятие «милость» является одним из краеугольных в русской культуре.

10 «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» (К. Маркс)

11 Т. е. как носителей определенного социального статуса и играющих в обществе определенную роль.

12 Бохенский Ю. М. Сто суеверий : Краткий философский словарь предрассудков. – М., 1993. – С. 180.

13 Аристотель. Политика. – М., 2010. – С. 174.

14 «Фразимах: «Справедливость – это то, что пригодно сильнейшему» (Платон. Государство // Платон. Собр. соч. в 4 т. – М., 1994. – Т. 3. – С. 93).

Соседние файлы в папке Темы