Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РФ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx
Скачиваний:
162
Добавлен:
01.02.2018
Размер:
94.9 Кб
Скачать

2.2. Понятие и классификация конституционных принципов судопроизводства

Принцип конституционности предполагает, что создание судеб­ной системы основано на конституционных предписаниях и разви­вающих их положениях законов. Конституция в силу своих особых юридических свойств и правовой природы определяет конфигура­цию судебной системы, ее организационные, функциональные и де­ятельностные основы, а также закрепляет гарантии самостоятельно­сти и независимости судов.

Легитимность определяется законными основаниями создания и функционирования судов и главное принятием судебной власти гражданским обществом, доверием общества к судебной власти, судам и судьям, готовностью субъектов общественных отношений к добровольному исполнению судебных решений.

Принцип самостоятельности судебной власти определяет роль и место судебной власти в системе разделения властей. Теорети­чески данный принцип предполагает, что суд в России не является элементом законодательной или исполнительной власти. Практиче­ски являясь самостоятельным сегментом в системе государственной власти, суд взаимодействует с иными органами государственной власти, являясь эффективным элементом сдержки и противовесов, обеспечивая тем самым неспособность определённой ветви власти к концентрации всей полноты государственной власти в ее ведении.

Принцип независимости судов впервые получил норматив­ную основу в п. 13 Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», в котором было провозглашено: «Разделение законодатель­ной, исполнительной и судебной власти является важнейшим прин­ципом функционирования РСФСР как правового государства»17. Его реализация была закреплена в качестве одной из главных задач су­дебной реформы 1990-х годов: «Утверждение судебной власти в го­сударственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и ис­полнительной»18. Данный подход позволил в переходный период сфор­мировать самостоятельную систему судебных учреждений, заложить основы компетенционного отделения судебной власти, определить правовое положение судьи как носителя судебной власти.

Принцип финансирования судов за счет государственного бюд­жета способствует обеспечению независимости судей и является важной гарантией самостоятельности судебной власти. Порядок финансирования судов в Российской Федерации определяется ст. 33 ФКЗ «О судебной системе РФ»19и принятым в ее развитие Федераль­ным законом «О финансировании судов Российской Федерации»20. Фи­нансирование судов осуществляется на основе утвержденных феде­ральным законом нормативов отдельными строками в федеральном бюджете. К сожалению, до сих пор такие нормативы не установлены.

Конституционный Суд РФ Постановлением от 17 июня 1998 г. не согласился с возможностью Правительства РФ самостоятельно сокращать расходы федерального бюджета на судебную систему без учета конституционных гарантий ее финансирования. Прин­цип достаточного финансирования судебной власти непосредствен­но за счет государственного бюджета закреплен в ст. 124 Конститу­ции РФ, устанавливающей, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возмож­ность полного и независимого осуществления правосудия в соот­ветствии с федеральным законом. Данный принцип способствует обеспечению материальной базы для организации и деятельности судебной власти с целью реализации возложенных на нее полномо­чий без финансовой поддержки иных субъектов21.

Принцип единства судебной системы — одним из важных и ключевых принципов в построении судебной системы в Россий­ской Федерации является принцип единства судебной власти. Дан­ный принцип является предпосылкой формирования единства су­дебной практики.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области он указал на то, что Консти­туция РФ устанавливает единую систему государственных органов судебной власти и в ней не предусмотрены в качестве самостоятель­ных судебные системы субъектов Российской Федерации22. В настоящее время данный принцип продолжает развиваться.

Принцип федерализма определяет характер организации и деятельности судов в Российской Федерации как государстве с фе­деративной формой государственного устройства. В соответствии с ним судебная система выстраивается по вертикали, разделяясь на федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. Со­гласно ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов судебной власти, судоустройство отнесено к исключитель­ному ведению Федерации, при этом ст. 72 Конституции РФ закре­пляет, что к совместному ведению отнесены вопросы комплекто­вания кадров судебных органов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе и судебной.

Принцип подсудности, с одной стороны, определяется в силу требований Конституции РФ, в том числе ее ст. 46 и 47 (ч. 1), и кон­кретизируется законом, закрепляющим ее критерии. Подсудность как принцип построения судебной системы способствует рацио­нальному формированию судебных инстанций.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. № 9-П отмечено, что подсудность в нормативной форме (в виде об­щего правила) предопределяет, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное гражданское либо уголовное дело, что позволяет суду (судье), сторонам и другим участникам процесса избежать неопре­деленности в этом вопросе, которую в противном случае приходи­лось бы устранять посредством правоприменительного решения, т. е. дискреционным полномочием правоприменительного органа или должностного лица, и тем самым определять подсудность де­ла не на основании закона. В том числе на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено зако­ном (ст. 47, ч. 1)23.

Также отмечается, что ре­ализация закрепленного ст. 47 (ч. 1) Конституции РФ каждого на за­конный суд, предполагающего рассмотрение его дела тем судом и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, в уголов­ном судопроизводстве обеспечивается распределением компетенции между судами общей юрисдикции путем закрепления в уголовно­процессуальном законе правил подсудности, в том числе на основе предметного (родового) и территориального признаков.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, цель од­ной только рациональной организации деятельности органов власти не может служить основанием для ограничения прав и свобод (по­становления от 20 декабря 1995 г. № 17-П, от 15 января 1998 г. №2-11, от 18 февраля 2000 г. № 3-П, от 14 ноября 2005 г. № 10-П, от 26 декаб­ря 2005 г. № 14-П, от 16 июля 2008 г. № 9-П, от 7 июня 2012 г. № 14-П и др.). Применительно к праву участников уголовного судопроиз­водства на обжалование в суд затрагивающих их права и свободы решений и действий (бездействия) должностных лиц органов пред­варительного расследования это означает, что при определении под­судности уголовных дел федеральный законодатель во всяком слу­чае обязан осуществлять соответствующее регулирование с учетом того, что соблюдение конституционного принципа равенства, га­рантирующего защиту от всех форм дискриминации при осущест­влении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной катего­рии, которые не имеют объективного и разумного оправдания (за­прет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), и что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан, должна отвечать установленным Кон­ституцией РФ критериям, в том числе вытекающим из закрепленно­го ею принципа равенства (ч. 1.2 ст. 19), в силу которых такие раз­личия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели (ч. 3 ст. 55), а исполь­зуемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 3 ноября 1998 г. №25-П, от 2412 мая 2001 г. № 8-П, от 3 июня 2004 г. № 11-П, от 15 июня 2006 г. № 6- П, от 16 июня 2006 г. №7-П, от 5 апреля 2007 г. №5-П, от 26 февраля 2010 г. №4-П, от 19 июля 2011 г. № 18-П, от 23 апреля 2012 г. № 10-П и др.)24.

Принцип запрета создания чрезвычайных судов. Особо выделя­ется в Конституции РФ положение о недопустимости создания чрез­вычайных судов (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).

Закрепление принципа осуществления правосудия только судом и установление запрета на создание чрез­вычайных судов имеет важное гуманистическое значение и направ­лено на создание гарантий функционирования России как демокра­тического правового государства.

Принцип доступности правосудия. Данный принцип предъяв­ляет определенные требования как к организации судебной системы (например, оптимальное определение территории судебных округов с учетом численности и состава населения), так и к работе судов (на­пример, запрет судьям отказываться от приема и рассмотрения иска под предлогом пробельности законодательства).

Рассматриваемый принцип характеризуется, с одной стороны, приемлемым размером расходов (оплата пошлины при направле­нии иска, расходы на помощь адвоката и т. п.), с другой — реальной возможностью обратиться в суд по месту жительства.

Принцип транспарентности судебной системы очень близок по содержанию к принципу гласности. Некоторые авторы их отождествляют. На наш взгляд, транспарентность шире по своему содержанию и озна­чает открытость всех аспектов организации и деятельности судебной власти для гражданского общества. Гражданское общество должно иметь всестороннюю и объективную информацию о судебной систе­ме и о функционировании судебной власти, транспарентность в этом случае означает доступность общей информации о судах, о конкретном судебном процессе, о судейском самоуправлении, о кадровых назначе­ниях, о новых законах, касающихся правосудия25.

Принцип беспрепятственного и равного доступа к правосудию предполагает, что каждый имеет равную возможность судебной за­щиты. Принцип равной защиты законом признан международным сообществом фундаментальным. Все равны перед законом и судом, каждый при определении его гражданских прав и обязанностей име­ет право на справедливое и публичное разбирательство дела в раз­умный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека26; п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод27; п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и по­литических правах28).

Принцип специализации характеризуется тем, что традиционно выделяют судебные системы с внутренней, внешней и комбиниро­ванной специализацией. Признак специализации выражен на кон­ституционном уровне посредством учреждения тех или иных видов судов, а также, как правило, конкретизации в развивающих консти­туционные предписания законах, определяя не только основные ви­ды судов, но и специализированные.

Принцип специализации заключается в повышении эффектив­ности защиты и охраны конституционных ценностей на основе закрепления определенных категорий дел за судебными инстанция­ми.

Принцип экстерриториальности, при котором границы су­дебных территорий не совпадают с границами административно- территориальных образований. Исключения допускаются только на общенациональном уровне, а в условиях нашего федеративного государства — и на уровне субъектов РФ.

Принцип инстанционности, в соответствии с которым на один и тот же суд и его структурные подразделения не могут возлагать­ся полномочия нескольких инстанций для пересмотра собственных решений 29.

В целом принципы судоустройства являются ориентиром в разви­тии судебной системы, непосредственно действуют в коллизионных ситуациях, а также в случаях пробелов в правовом регулировании. Представляя собой непосредственное обобщение опыта и фактов, принципы судоустройства имеют сущностный характер и обуслов­лены особенностями исторического развития государства.