Скачиваний:
47
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
251.5 Кб
Скачать

Теория Freud'a, раскрывающая громадное влияние несознаваемой душевной жизни на сознаваемую, относится к числу крупных научных завоеваний в области психологии и психопатологии; большая заслуга Freud'a заключается и в выяснении значения могущественного сексуального фактора; нельзя не признать, что многие случаи навязчивых состояний прекрасно об'ясняются с точки зрения этой теории. Однако, видеть в сексуальном чувстве едва ли не единственный двигатель многих явлений душевной жизни неправильно, когда налицо имеются и другие жизненные факторы, как, напр., чувство голода. По отношению к выяснению происхождения навязчивых идей и страхов представляется несомненным, что весьма часто они не имеют никакой связи с сексуальными процессами, а зависят от проникновения в сознаваемую область элементов, обусловленных комплексами совершенно иного порядка, напр., больной, страдавший петтофобией, получил это неприятное состояние в зависимости от кишечного катарра, которым он страдал некоторое время, и т. под. Поэтому, сочувствуя основным идеям Freud'a о способе влияния несознаваемой душевной деятельности на область ясного сознания, я могу согласиться с правильностью его взглядов лишь в отношении к частным случаям возникновения навязчивых состояний, вообще же все навязчивые явления гораздо лучше об'ясняются при условии признания более общих взглядов Janet и особенно учения Jung'a 421-422) о комплексах, представляющих из себя группы представлений, связанных аффектом; комплекс является функциональной единицей; погружаясь в несознаваемую сферу, комплекс может оказывать влияние на душевные процессы; если отдельные элементы его, напр., то или иное представление, проникает в сознание, оно может оказаться навязчивым представлением, так как, будучи связано комплексом, оно не вступит в ассоциативную связь с другими представлениями и не выйдет из содержания сознания вместе с ними; выражаясь образно, корни его лежат за границей сознания, глубже его порога. Различная интенсивность и характер комплексов, в том числе и половых, отразится и на силе, обилии и разнообразии навязчивых явлений.

Говоря о возникновении и развитии невротических явлений, нельзя не упомянуть о взглядах AdIer'а 422а-422b) Основным положением автора является установление значения прирожденной недостаточности тех или иных органов, представляющихся вследствие этого неполноценными или малоценными (minderwertige); неполноценность органов может быть и морфологической, и функциональной, напр., признаки вырождения, близорукость, кожная пигментация, фимоз, заикание, рахит, расстройство внутренней секреции; все это приводит к развитию чувства собственной малоценности, которое поддерживается и развивается постоянным сравнением с взрослыми, здоровыми людьми, особенно с людьми близкими (отец, мать, братья, сестры). Возникает стремление к возвышению чувства собственной личности теми или другими психическими компенсациями; наряду с этим развиваются и укрепляются психологические комплексы, связанные с малоценностью дефективных органов и с чувством малоценности собственной личности; из этих оснований и возникают ненормальные проявления.

Посмотрим, где, у каких больных наблюдается развитие навязчивых явлений. На основании всего изложенного следует признать, что навязчивые явления не могут служить специфическим признаком определенного заболевания, а возникают там, где существуют подходящие условия для их развития, и особенно характерным представляется их появление при тех заболеваниях, при которых эти условия выражены. Уже упоминалось, что навязчивые идеи возникают иногда у людей душевно-здоровых, но находящихся в состоянии переутомления или истощения, напр., на почве перенесенной болезни; однако, у людей душевно-здоровых эти явления наблюдаются лишь в качестве кратковременных эпизодов; это отмечается весьма многими наблюдателями. Еще Krafft-Ebing'ом18) было отмечено появление навязчивых состояний в связи с некоторыми физиологическими процессами, как menstrua, graviditas, период лактации, полового созревания; также в связи с сильными впечатлениями и потрясениями; конечно, перечисленные физиологические процессы являются в этом случае только причинами вызывающими, обусловливающими развитие болезненного явления при наличности надлежащего невропатического или психопатического расположения. Magnan19)423) рассматривает навязчивые состояния, как один из признаков психической дегенерации, душевного вырождения, обусловленного тяжелыми наследственными влияниями. Уже давно было отмечено появление навязчивых состояний у больных, страдающих эпилепсией (Westphal, Cordes, Berger и др.); это совпадение нельзя признать случайным, так как оно наблюдается нередко, особенно в период времени, близкий к падучному приступу; Janet20) ставит явление в причинную зависимость с резким падением психического напряжения, бывающим при падучей и представляющим благоприятную основу для возникновения навязчивых состояний. Особенно характерным считается возникновение навязчивых состояний для психастении (Janet), а также для истерии, для последней, впрочем, это менее существенный признак. Также в качестве частого явления навязчивые представления и идеи приходится встречать в депрессивной и смешанной фазе маниакально-депрессивного психоза и, конечно, при циклотимии. Отмечались также навязчивые явления при базедовой болезни и при прогрессивном параличе помешанных. Наконец, ряд авторов, как старого (Falret, Westphal), так и нового времени выделяют болезненное состояние, связанное с развитием навязчивых идей, фобий и влечений, в самостоятельную нозологическую единицу под названием невроза или психоневроза навязчивых состояний, Zwangsneurose (Kraepelin, Bleuler), Angstneurose (Freud), Angstzustande (Stekel) 424).

В отношении к дифференциальному распознаванию навязчивых явлений приходится иметь в виду не столько навязчивые страхи и влечения, сколько навязчивые представления и идеи. Выше уже было указано, как и чем навязчивые идеи отличаются от бредовых, за исключением, конечно, случаев, в которых навязчивые идеи переходят в бредовые. Далее, следует принимать во внимание те мысли, которые неотвязно преследуют человека в связи с сильно заботящими его обстоятельствами и интересами; в этих случаях мысли фиксируются в определенном направлении в связи с обстоятельствами реальной действительности, исчезают с изменением условий этой действительности или постепенно изживаются; гнетущие мысли, связанные с выраженной эмоцией, проистекают из условий окружающей обстановки, а не возникают из содержания несознаваемой душевной области; рассматриваемые идеи, связанные с эмоцией и аффектом, являются материалом для образования комплексов и, погружаясь в несознаваемую сферу, со временем могут оказаться источником возникновения навязчивых идей. Аутохтонные идеи, по терминологии Werniске21), это самостоятельно возникающие идеи, к которым больной относится критически, признавая их за нечто чуждое и постороннее своему сознанию; понятие аутохтонных идей Wernicke весьма близко с понятием навязчивых идей; сам автор видит между теми и другими ту разницу, что содержание навязчивых идей по Wernicke не воспринимается, как чуждое личности больного, и поэтому они не могут так тяжело отражаться на всей его душевной жизни, как аутохтонные идеи; глубоко расстраивая ассоциативные процессы, аутохтонные идеи крайне мучительно переживаются больными, тяжелее телесных ощущений и болей, при чем больные бывают склонны приписывать их происхождение различным внешним и посторонним влияниям. Кроме того, различаются еще так называемые переоцененные, чрезмерно ценные или сверхценные идеи (uberwertige), содержание которых черпается из окружающей действительности, но которые мощно привлекают внимание больного, переоценивающего и неправильно истолковывающего их значение, и которые близко примыкают к бредовым идеям22).

О связи навязчивых представлений с галлюцинациями и о сравнительной редкости этого явления упоминалось в гл. XX (Krafft-Ebing, Seglas, Arnaud, Jaspers, Stocker).

С анатомо-физиологической точки зрения, по всей вероятности, при развитии навязчивых явлений дело идет об известном напряженном состоянии определенных чувство-двигательных областей мозговой коры, особенно речевых центров. Повидимому, явления внутренней речи больных, беззвучных голосов, также находятся в близком соотношении к генезу навязчивых представлений и идей, или точнее, к генезу аутохтонных идей Wernicke, так как обычно больные не относятся к ним критически, как к болезненным идеям, а об'ясняют их возникновение бредовым образом (вкладывание мыслей, влияние на их мышление на расстоянии).

1) Krafft-Ebing, 1. с. 4), стр. 81-88.

2) Krafft-Ebing, 1. с. 4). Русский перев. примечание Черемшанского на стр. 82.

3) Подчеркивания сделаны самим больным.

4) Janet, 1. с. 394), р. 206.

5) Thomsen, 1. с. 408), S. 379.

6) Krafft-Ebing, 1. с. 386), S. 126.

7) Morel, 1. с, 382).

8) Рitrеs et Regis, 1. c. 401), р. 7-8.

9) Storring, 1. с. 109), стр. 174-187.

10) Thomsen, 1. с. 408), S. 380.

11) Friedmann, 1. с. 414), S. 105-111.

12) Аrnaud, 1. с. 409), р. 690.

13) Schule, 1. с. 291), S. 433.

14) Pitres et Regis, 1. с. 401), р. 54-56.

15) Storring, 1. с. 109), стр. 75.

16) Janet, 1. с. 393), стр. 28, 38.

17) Freud, 1. с. 418), стр. 72-74.

18) Krafft-Ebing, 1. с. 386).

19) Magnan, 1. с 292), р. 171-191.

20) Janet, 1. с. 394), p. 502-514.

21) Wernicke, 1. с. 230a), S. 107-108.

22) Wernicke, 1.c 230a), S. 147-148.